За годы независимости в сфере народного образования проведены комплексные реформы. А в течение последних пяти лет, следуя обозначенным в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Респуб­лики Узбекистан в 2017-2021 годах задачам, Министерство народного образования реализовало ряд крупных проектов и инициатив, направленных на укрепление материально-технической базы школ, предоставление педагогам возможностей для совершенствования компетенций, создание условий для всестороннего развития школьников. Пересмотр учебных программ и подходов к обучению детей осуществляется с учетом международных стандартов и передового зарубежного опыта.

Мы активно сотрудничаем с рядом крупных организаций, в числе которых ЮНИСЕФ, KOICA, JICA и другие. Также одной из знаковых и ожидаемых реформ в сфере за последнее время стал переход системы школьного образования на 11-летнее обучение, что открывает для юношей и девушек еще больше возможностей для реализации потенциала и выбора специальности.

2021 год проходит в Узбекистане под эгидой комплексной поддержки молодежи. Все силы и ресурсы направляются на развитие человеческого капитала, образование детей, создание для них широких возможностей. Наша страна может гордиться одаренными юношами и девушками. Школьники из Узбекистана регулярно представляют республику на престижных предметных олимпиадах, интеллектуальных состязаниях, смотрах-конкурсах. А в целях реформирования сферы народного образования за последние несколько лет приняты десятки указов и постановлений. Полным ходом идет реализация ряда государственных программ. Также в 2020 году в новой редакции принят Закон «Об образовании». Среди важных документов, вышедших за последнее время, - Указ Президента «О мерах по развитию сфер образования и воспитания, и науки в новый период развития Узбекистана» от 6 ноября 2020-го, постановление главы государства «О мерах по поддержке научно-исследовательской деятельности и внедрению системы непрерывного профессионального развития в сфере народного образования» от 25 января 2021 года и другие. Эти акты открывают новую веху в совершенствовании системы подготовки педагогических кадров, повышении их квалификации, внедрении современных методик. В рамках реализации реформ обеспечен индивидуальный подход к созданию учебных планов для педагогов. Выстраивается определенная траектория образования, когда для каждого специалиста подбираются определенные модули.

Президент инициирует поистине революционные решения по модернизации системы подготовки кадров, обучения в детских садах и школах. И мы видим, насколько укрепилась материально-техническая база образовательных учреждений страны за последние годы.

Долгое время школы, особенно те, что расположены в отдаленных регионах, пребывали в плачевном состоянии. Где-то отсутствовали базовые условия. Времена изменились - и сфера вышла на новый, более высокий уровень. Тем не менее работать еще есть над чем. Обеспечивается быстрый переход к инновациям, внедрению ИКТ, применению опыта развитых зарубежных государств.

Существенно возрос научный потенциал педагогических работников. Современную школу уже невозможно представить без оборудованного компьютерного класса, кабинетов, оснащенных гаджетами для проведения интересных интерактивных занятий. Подход в сфере отличается комплексностью.

Основной акцент делается на подготовку высококвалифицированных педагогических кадров. Главные требования, предъявляемые к учителям, - постоянное самосовершенствование, освоение новых знаний и навыков.

При этом наставники сами понимают, насколько возросли роль и авторитет их профессии в обществе. Выражается это и в материальном плане. Так, к примеру, в 1,5 раза увеличена доплата за классное руководство учителям общих средних, средних специальных образовательных учреждений и профессиональных школ. Кроме того, с 2021/2022 учебного года для учителей, осуществляющих деятельность в общеобразовательных учреждениях и не имеющих высшего педагогического образования, выделяются отдельные целевые параметры приема по заочной форме обучения в бакалавриате. Специалистам с высшим образованием, перешедшим на работу из других регионов в бюджетные организации, расположенные в отдаленной местности, выплачивается единовременная первоначальная денежная помощь.

Повышение статуса учителей в обществе - одно из приоритетных направлений развития сферы народного образования, обозначенных Президентом. И для работников системы просвещения сегодня создаются необходимые условия для выполнения возложенных на них задач, в частности по развитию интеллектуального и творческого потенциала молодежи.

В торжественном выступлении по случаю празднования Дня учителей и наставников 30 сентября 2020-го глава государства отметил, что за последние два года в стране возведены 77 новых школ общей стоимостью 556 миллиардов сумов. Более чем в 1900 проведены реконструкция и ремонт. В сотнях улучшены системы энергоснабжения, обеспечения питьевой водой, отопления, построены столовые, спортивные залы, другие здания. Изменения затронули и порядок изучения таких предметов, как математика, химия, биология. Так, были открыты более 50 школ с математическим и 27 - с химико-биологическим направлением. В нынешнем году неменьшее внимание уделяется системе обучения иностранным языкам и физике.

О ряде крупных реформ в народном образовании Президент заявил и в Послании Олий Мажлису от 29 декабря прошлого года. Поставлены амбициозные задачи, на реализацию которых в 2021-м из бюджета выделено два триллиона сумов, в том числе на строительство 30 новых школ, ремонт и улучшение материально-технической базы 320 общеобразовательных учреждений. В течение ближайших двух лет намечено направить 250 миллиардов сумов на внедрение единой системы электронного образования.

Тогда же глава государства затронул актуальный вопрос о необходимости кардинального повышения качества образования и приведения в соответствие с передовыми стандартами учебных планов и методических пособий для наставников, а также учебников. Для этого в текущем году в начальных классах на основе лучшего зарубежного опыта введена «Национальная учебная программа», которая предусматривает совершенствование опорного учебного плана и оптимизацию числа взаимосвязанных предметов за счет их объединения; подготовку учащихся к самостоятельной жизни и разработку в разрезе классов квалификационных требований, обучающих применению своих знаний и навыков; создание и издание учебников нового поколения в комплексе с учебным пособием учителя, ученической тетрадью и мультимедийным приложением; внедрение системы оценки грамотности, компетенций и личностных качеств, а также определения интереса учащихся к профессиям наряду с полученными знаниями по предметам.

К этому моменту к широкополосному интернету подключены более девяти тысяч (91 процент) общеобразовательных школ и установлены локальные сети в компьютерных классах 4715 школ, а в кабинетах учителей - устройства Wi-Fi. Благодаря зарубежным инвестициям и грантам за последние четыре года школы оснас­тили 4286 компьютерными классами (это свыше 65 тысяч компьютеров). В целях автоматизации системы народного образования, а также обмена информацией в электронном виде и обеспечения прозрачности запущено более 20 информационных систем. В их числе: электронная платформа сертификации (attestat.uzeduz.uz), портал объявлений о вакансиях (ish.uzedu.uz), электронный журнал и дневник (kundalik.com), портал электронных и аудиокниг (kitob.uz), информационная система онлайн-приема учащихся в 1-й класс (my.maktab.uz) и другие.

Осуществляется деятельность в отношении принятия дополнительных мер по созданию единой и эффективной системы работы с одаренной молодежью, поддержки ее инициатив для реализации таланта и потенциала, изданию учебников и учебно-методических пособий, в том числе в элект­ронном формате. Большое значение получила деятельность, направленная на поднятие на качественно новый уровень работы по выявлению, отбору, обучению и воспитанию одаренной молодежи, дальнейшей поддержке и стимулированию юных талантов, созданию определенной системы по управлению и организации деятельности специализированных и творческих школ. Прорабатываются комплексные меры по повышению качества и результативности непрерывного образования, за счет чего обеспечивается развитие научных исследований, осуществляется пересмотр методики преподавания этих дисциплин в школах.

Полным ходом идет реализация пяти важных инициатив Президента, непосредственно связанных с образованием. Всестороннее развитие подрастающего поколения позволит сформировать плеяду достойных последователей наших выдающихся предков Беруни, Навои, Фараби и других, прославивших страну на весь мир ученых и мыслителей. Реализация масштабных проектов в области образования будет служить важным шагом в развитии Нового Узбекистана.

Рустам Каримжонов.
Заместитель министра народного
образования Республики Узбекистан.