Глобализация влияет на ход научных исследований и работу вузов, углубляет их интеграцию, изменяет методы в целях усовершенствования учебного процесса. Одновременно с этим создает больше возможностей для академического сообщества. Опыт развитых зарубежных государств показывает, насколько оправданы инвестиции в образование и подготовку квалифицированных кадров.

Именно поэтому в последние годы отечественными вузами установлено тесное сотрудничество с рядом иност­ранных университетов, научно-исследовательских институтов, а также организаций, оказывающих поддержку во внедрении передовых методик обучения. Кроме того, в Узбекистане открылся ряд филиалов зарубежных вузов, факультетов. И вполне логично, что мы, стремясь войти в число развитых государств мира, ознаменовали начало этого пути коренными реформами в сфере просвещения.

Глава государства ставит масштабные цели и задачи, достижение которых предус­матривает колоссальные вложения. Так, в ходе реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в стране существенно увеличено число детских садов, школ, университетов. Упор делается на воспитание подрастающего поколения всесторонне развитыми личностями, которые смогут уже завтра внести достойный вклад в процветание Узбекистана, строительство третьего Ренессанса. Большое значение в этой работе имеет международный опыт.

Говоря о взаимодействии в области образования и науки, нельзя не отметить результаты узбекско-российского сотрудничества. В настоящее время в республике успешно функционируют 14 филиалов престижных вузов Российской Федерации, а совсем скоро свои двери откроет филиал Санкт-Петербургского государственного университета.

Оба государства - надежные партнеры во всех сферах. И сложившиеся между ними тесные связи являются гарантом эффективного взаимодействия в облас­ти науки и образования. На регулярной основе осуществляется взаимный обмен научными и педагогическими кадрами, принимаются совместные образовательные программы, заключаются меморандумы о сотрудничестве между вузами. Такая кооперация позволяет расширять возможности для молодежи, создавать необходимые условия для ее трудо­устройства. Результаты партнерства на регулярной основе обсуждаются на площадках образовательных форумов и международных конференций.

Взаимовыгодное сотрудничество - решающий фактор для достижения поставленных целей. Однако даже развитые страны мира сталкиваются с кадровым кризисом, и Узбекистан - не исключение. И так как внимание к человеческому капиталу в нашей стране особенно усилилось в последние годы, мы выстраиваем конструктивный диалог с партнерами из России.

Прочный фундамент взаимодействия между странами в области просвещения заложен на первом Узбекско-Российском образовательном форуме, который прошел в октябре 2018-го в Ташкенте в рамках государственного визита Президента Российской Федерации Владимира Путина в Узбекистан. Далее последовало открытие ряда новых филиалов крупнейших российских вузов. Примечательно и то, что в этот процесс вовлекаются не только столичные, но и региональные высшие образовательные учреждения.

Интенсивное развитие сотрудничества стало возможным благодаря высокому уровню доверия и взаимопонимания между двумя странами, в частности, между их лидерами. Главы обоих государств уделяют пристальное внимание культурно-гуманитарному обмену, подчеркивая необходимость его постоянного расширения.

В мае этого года в Бухаре прошла Межрегиональная конференция ректоров вузов Узбекистана и России, а 16-17 нояб­ря в Москве - второй Российско-Узбекский образовательный форум, по итогам которого принято свыше 35 соглашений по новым направлениям партнерства. И сейчас Узбекистан является лидером по количеству филиалов российских вузов. Из них 12 открыты в Ташкенте и других городах республики только за последние четыре года.

Совместная деятельность ведется активно и приносит большие результаты. Подписание соглашения между правительствами Узбекистана и России о взаимном признании образования и квалификации ученых степеней содействовало формированию нормативной базы, обеспечивающей доступ к продолжению обучения и ведению исследовательской деятельности на взаимовыгодной основе. Плоды общих усилий уже видны. К этому моменту между академическими сообществами обеих стран подготовлен перечень перспективных направлений партнерства. Совместная работа призвана поднять систему подготовки кадров на новый уровень.

Согласно статистике Центра социо­логических исследований России, в 2020 году на 228 мест в вузах РФ претендовало более четырех тысяч человек. В 2018/2019 учебном году на 203 квоты было подано 6405 заявок от граждан Узбекистана, из них на программы бакалавриата - 3323, магистратуры - 416, аспирантуры - 58. В 2017/2018-м на 161 квоту было подано 8158 заявок, из них на программы бакалавриата - 4382, магист­ратуры - 474, аспирантуры - 86.

Особой популярностью среди абитуриентов из Узбекистана пользуются такие направления, как медицина, нефтедобыча, металлургия, машиностроение, геология и разведка полезных ископае­мых, информатика и вычислительная техника, экономика и управление, ядерная физика и технологии, лингвистика.

По данным статистики Министерства науки и высшего образования РФ, общая численность студентов из Узбеки­стана, обучающихся в России в 2020 году, составила 35 562 человека, из которых 8462 получили стипендии от российского правительства. А с целью углуб­ления взаимодействия в высшем образовании число бюджетных мест в вузах РФ для узбекистанцев было увеличено в нынешнем году до 460. При этом в отечественных вузах обучаются свыше 305 российских студентов.

- В филиалах российских вузов обучаются более шести тысяч студентов нашей страны, - отметил в выступлении на Российско-Узбекском образовательном форуме, прошедшем в преддверии государственного визита Президента Шавката Мирзиёева в Российскую Федерацию, министр высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан Абдукодир Тошкулов. - Вузы России вносят большой вклад в дело подготовки квалифицированных кадров для разных отраслей отечественной экономики. Наряду с этим проводится эффективная совместная работа по ряду образовательных программ, квота приема на которые в текущем 2021/2022 учебном году составила 4530 мест. Здесь стоит отметить заметный рост объема квот на 150 процентов по сравнению с 2019-м. Цифры указывают на высокий темп сотрудничества. Безусловно, у обеих сторон есть перспективы для вывода такого взаимодействия на более высокий уровень.

За последние три года российская сторона поэтапно увеличила количество ежегодно предоставляемых гражданам Узбекистана грантовых мест для обучения в вузах за счет федерального бюджета. Как ожидается, в предстоящем учебном году для узбекистанцев будет создано 750 мест, что превысит показатели 2018-го в три раза.

По итогам форума достигнут ряд важных соглашений. Так, стороны намерены включить в круг перспективных направлений сотрудничества вопросы по созданию совместных образовательных программ с возможностью выдачи двойных дипломов, а также приглашение российских специалистов для проведения лекций в вузах Узбекистана, повышение квалификации преподавателей на базе российских вузов, издание совместных научных публикаций, налаживание обмена студентами. Стороны выражают взаимную заинтересованность в развитии сотрудничества по широкому спектру направлений, включая инженерно-технические, медицинские и гуманитарные.

Инновации - это решающий фактор повышения международной конкурентоспособности, а цифровая экономика - показатель прогрессивного развития стран в условиях современного мира. Одна из важных задач - совместная модернизация производств, что подразумевает активизацию сотрудничества в сфере науки, инноваций, информационных технологий.

- Система высшего образования Узбеки­стана, переживая серьезную трансформацию, находится в фазе стремительного развития, - отметил в своем выступлении ректор Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека Иномжон Мажидов. - Так, в соответствии с реализацией реформ в сфере за последние пять лет значительно увеличилось количество вузов, в том числе филиалов зарубежных.

В настоящее время в 34 вузах Узбеки­стана обучение ведется на основе 45 совместных образовательных программ с российскими вузами. Только НУУз имеет более ста договоров и соглашений с российскими высшими образовательными учреждениями. Реализуя программы академической мобильности, сотни профессоров посетили научно-­образовательные центры Российской Федерации за последние два года.

Стороны понимают важность расширения списка партнеров, повышения уровня академической мобильности, активизации сотрудничества в сфере науки и инноваций. В ближайшей перс­пективе совместная работа будет нацелена на организацию общих площадок однопрофильных кафедр, закладывающих фундамент организации сетевых факультетов, а также расширение спект­­ра студенческих мероприятий (фестивали науки, культуры, межвузовские конкурсы и олимпиады). Поиск новых подходов и нестандартных решений в сфере высшего образования - в числе приоритетных направлений.

На полях Российско-Узбекского образовательного форума подписано порядка 30 соглашений и других документов, определяющих форматы двусторонней кооперации в образовательной сфере. Министерство просвещения Российской Федерации заключило Соглашение о сотрудничестве в области образования с Министерством народного образования Республики Узбекистан, а за Министерством дошкольного образования Республики Узбекистан закреп­лена организационно-правовая рамка совместного проекта «Малыш» («Миттивой»). Также подписан Меморандум о реализации совместного проекта между МДО Узбеки­стана и РГПУ имени А. И. Герцена.

По мнению представителей академического сообщества двух стран, фундаментом дальнейшей совместной работы, как и прежде, будут являться ключевые направления узбекско-российского сотрудничества в сфере подготовки кадров, научных исследований, культурно-гуманитарных проектов. Стороны убеждены: перспективы интеграции систем образования Узбекистана и России на всех этапах (начиная от дошкольного и заканчивая высшим) принесут плоды в виде растущих показателей национальных экономик, углубления кооперации в области научных исследований и передовых разработок.

Евгения Юн.
«Правда Востока».