«Обеспечение доступа к правосудию для девочек и мальчиков означает наличие правовых норм, систем и практики по использованию справедливых, своевременных и эффективных средств защиты в случае нарушения прав каждого ребёнка, включая право на образование, здравоохранение, социальную защиту и защиту детей от насилия и жестокого обращения», - сказал Мунир Мамедзаде, глава Представительства ЮНИСЕФ в Узбекистане. - «Совместные усилия специализированных кадров системы правосудия и социальной защиты должны быть направлены на обеспечение наилучших интересов ребенка, которые включают его специальные потребности, возраст, пол и способности», - отметил он.

С 2016 года в Узбекистане продолжается новый этап правовых и судебных реформ, направленных на приведение национального законодательства и правовой практики в соответствие с международными стандартами и внедрение передового международного опыта в области обеспечения верховенства закона. Несмотря на то, что в ходе реформ были достигнуты некоторые существенные законодательные изменения, обеспечение доступа детей к правосудию не было отмечено в качестве отдельного приоритета в программе правовой реформы и реформы верховенства права в Узбекистане.

«Доступ к правосудию для детей связан не только с укреплением судебной и административной систем. Речь идет о тесном взаимодействии и сотрудничестве различных государственных органов, - сказала Алия Юнусова, Уполномоченный по правам ребенка. - Доступность детей к правосудию предполагает наличие наказаний, не связанных с лишением свободы, и применение лишения свободы лишь в качестве крайней меры».

Конференция, в которой приняли участие члены Сената и депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса, представители соответствующих государственных органов, профессиональные работники, активисты гражданского общества, академики, международные эксперты и представители агентств ООН и других международных организаций, представленных в Узбекистане.

Участники конференции согласовали краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные действия по расширению доступа к правосудию для детей в Узбекистане. Они дали следующие общие рекомендации с подробным руководством действий для каждого из них:

  • разработка и принятие комплексных правовых и политических рамок для обеспечения равного доступа к правосудию для детей;
  • обеспечение специализации систем уголовного, гражданского и административного судопроизводства и адаптация механизмов правовой защиты к правам и потребностям детей, находящихся в контакте с законом;
  • обеспечение оказания своевременной и качественной юридической помощи детям, находящимся в контакте с законом;
  • применение лишения свободы детей в качестве крайней меры и на максимально короткий промежуток времени;
  • улучшение сбора и управления данными, а также проведение исследований по доступу детей к правосудию в целях разработки, реализации, мониторинга и оценки политики и программ в этой области;
  • инициировать расширение правовых возможностей детей и привлечь семьи и специалистов к поддержке доступа детей к правосудию;
  • усиление межсекторального сотрудничества для обеспечения равного доступа детей к правосудию;
  • борьба с социальными нормами, препятствующими доступу детей к правосудию.