О том, какие достигнуты результаты, мы побеседуем с советником министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, руководителем Узбекско-корейской экспертной группы в рамках сотрудничества в сфере электронного правительства и цифровой экономики Кох Таек Жин.
- Когда речь идет о Республике Корея, то многие вспоминают так называемое корейское экономическое чудо - переходный этап в социально-экономическом развитии страны, который позволил ей в течение 30 лет войти в число передовых развитых стран мира. Сегодня впору говорить о корейском цифровом чуде - многолетнем лидерстве Республики Корея в цифровом развитии на международной арене. Какие факторы способствовали этому?
- После того как Республика Корея достигла высоких индустриальных показателей, она вступила в следующий этап своего развития - постиндустриальный, когда на первый план выходит экономика знаний. И главным условием постиндустриального развития страны выступают именно цифровые технологии.
Какую же выгоду они несут? Возможность оперативно доставлять любую цифровую информацию до массовой аудитории с обеспечением интерактивности процессов открывает поистине безграничные возможности. Видоизменяется сама модель взаимоотношений в обществе, обеспечивается тесная связь институтов и индивидов друг с другом.
Цифровые технологии качественным образом трансформируют работу государственных служб, позволяя своевременно информировать граждан о любых изменениях, находиться с ними в постоянном взаимодействии, более того - повышают прозрачность их деятельности. Таким образом, была сформирована новая модель правительства - система E-government (Электронное правительство), где все государственные процессы осуществляются в виртуальном пространстве с существенной экономией временных и финансовых затрат.
Развитие электронного правительства началось в Республике Корея с середины 1980-х, и за этот период страна накопила солидный опыт. Сегодня Южная Корея - один из признанных лидеров в сфере электронного правительства, успешные наработки которой перенимают многие государства.
Так, согласно оценке ООН, по уровню развития электронного правительства Республика Корея занимает лидирующие позиции в мире. К примеру, в 2010, 2012 и 2014 годах она была на первом месте, а по итогам 2020-го - на втором. Высоко оценивает реформы в сфере E-government и Организация экономического сотрудничества и развития: в рейтинге открытых данных Республика Корея три раза занимала первое место - в 2015, 2017 и 2019 годах.
Сложная глобальная ситуация в мире, связанная с пандемией COVID-19, еще раз продемонстрировала актуальность и важность внедрения цифровых технологий, перевода традиционных услуг в электронный формат. И сегодня мы наблюдаем, что те страны, которые своевременно провели необходимые цифровые реформы, менее безболезненно переживают последствия пандемии.
С целью смягчения последствий от пандемии COVID-19 для экономики правительство Республики Корея реализует инновационный проект «Цифровой новый курс» (Digital New Deal) стоимостью два миллиарда долларов, который станет одной из важных частей стратегии для создания лидирующей экономики в условиях пандемии. В соответствии с курсом предусматривается создание «дамбы данных» с целью активизации их использования для развития цифровой экономики. Тем самым будет открыт доступ частных компаний к данным, создаваемым в общественном и частном секторе.
Это даст информационный мультипликативный эффект и послужит развитию таких актуальных направлений, как технологии искусственного интеллекта (ИИ), больших баз данных (Big Data), облачных технологий, технологий 5G, интернета вещей, блокчейн-технологий.
Республика Корея сегодня придерживается IT-парадигмы в своем развитии и реализует ее непосредственно на практике. Именно цифровые технологии сегодня составляют основу ее конкурентоспособности.
- Республика Корея - один из главных стратегических партнеров Узбекистана в вопросах цифрового развития. В частности, в рамках совершенствования системы электронного правительства многое почерпнуто из корейского опыта. Какие цели достигнуты и какие задачи предстоит осуществить?
- Как вы верно отметили, партнерство Узбекистана и Южной Кореи носит стратегический характер, направленный на решение наиболее важных и актуальных задач. Тот факт, что корейские специалисты активно вовлекаются в цифровые реформы, непосредственно участвуют в реализации крупных проектов в сфере электронного правительства и IT-образования, говорит о высоком уровне взаимопонимания и доверия.
Узбекистан и Республика Корея осуществляют партнерство в области развития электронного правительства с 2013 года. Корейские партнеры принимают самое активное участие в вопросах создания системы электронного правительства в республике.
При их участии была разработана Комплексная программа развития Национальной информационно-коммуникационной системы, включающая проекты по развитию телекоммуникационных технологий, сетей и инфраструктуры связи страны, мероприятия по созданию комплексов инфосистем и баз данных. Это позволило сформировать инфраструктурную основу внедрения и развития Национальной информационно-коммуникационной системы.
Важен вклад корейских партнеров в запуске Единого портала интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ). При поддержке корейских экспертов был разработан и принят Закон Республики Узбекистан «Об электронном правительстве».
С 2020 года начался второй этап сотрудничества, правовой основой которого стал Меморандум о взаимопонимании, заключенный между Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан и Министерством государственного управления и безопасности Республики Корея. В соответствии с документом была организована Узбекско-корейская экспертная группа в рамках сотрудничества в сфере электронного правительства и цифровой экономики. Взаимодействие включает три основные направления.
Первое - развитие технологий искусственного интеллекта: предусматривается совместная разработка стратегии развития технологий ИИ в Узбекистане.
Второе включает вопросы улучшения позиций Узбекистана в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства, что подразумевает изучение соответствующих отраслей с разработкой конкретных предложений и решений.
По третьему направлению ведется работа по повышению роли и статуса создаваемых по всей республике учебных центров цифровых технологий. В данных учебных IT-центрах региональная молодежь имеет возможность обучаться актуальным IT-направлениям. К концу года планируется довести число учебных IT-центров до 205.
Главное богатство Узбекистана - это инициативная и трудоспособная молодежь, составляющая более половины населения. Чем она активнее станет вовлекаться в цифровые процессы, тем более конкурентоспособной станет страна на международной арене. Именно юноши и девушки являются локомотивом социально-экономических преобразований в республике.
В январе этого года в формате видеоконференции прошел саммит Президентов Узбекистана и Республики Корея. В ходе него были обсуждены стратегические вопросы сотрудничества, в том числе в сфере информационно-коммуникационных технологий. По итогам саммита подписан ряд важных документов, включая Меморандум о сотрудничестве в области цифровизации в целях содействия «четвертой промышленной революции». В соответствии с этим документом в Узбекистане предусматривается создание «умных» инновационных фабрик, фермерских хозяйств и городов, внедрение системы цифрового здравоохранения и развития человеческих ресурсов.
- В числе важных и стратегических направлений многостороннего партнерства можно также отметить плодотворное сотрудничество в сфере образования. Какая работа проводится в этом направлении?
- Подготовка квалифицированных IT-кадров определена одним из важнейших направлений сотрудничества. И в связи с этим хочу отметить достижения, которых мы добились.
Так, в одном из старейших и ведущих IT-вузов в Центральной Азии - Ташкентском университете информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий (ТУИТ) под руководством корейских консультантов была качественно пересмотрена программа преподавания, открыты новые направления.
Налажено научно-образовательное сотрудничество с рядом ведущих корейских вузов - с Сеульским национальным университетом, Йоннамским университетом, Университетом Кёнхи, Корейским институтом передовых технологий (KAIST) и другими. Преподаватели ТУИТ на регулярной основе проходят стажировку в ведущих корейских вузах.
В числе важных достижений можно отметить также открытие филиала одного из престижных корейских вузов в Ташкенте - Университета Инха. В данном учреждении применяются передовые образовательные методики с привлечением ведущих преподавателей из головного вуза. Обучение осуществляется по компьютерному и программному инжинирингу, логистике, управлению бизнесом.
Университет Инха в Ташкенте, стремясь перенять передовой зарубежный опыт, не просто совершенствует систему образования, но и формирует научно-образовательную среду - целую экосистему, где студенты будут иметь возможность улучшать свои знания и навыки за счет факультативных занятий, встреч со специалистами, реализовать свои бизнес-идеи на практике. При поддержке Технологического парка программных продуктов и информационных технологий (IT Park) в вузе организован IT-Инкубационный центр. С целью увеличения охвата молодежи IT-образованием до конца 2021 года намечено открытие школы программирования при Университете Инха в Ташкенте. В планах - открыть подобные школы и в регионах.
Самые усердные и одаренные студенты имеют возможность учиться и в головном вузе - Университете Инха в Республике Корея. С учетом этого, а также в целях эффективного обучения корейскому языку в новом учебном году при Университете Инха в Ташкенте начал работу Центр корейского языка филиала Университета Седжон в Ташкенте.
При участии корейских экспертов осуществлен ряд проектов в сфере образования.
Так, при финансовой поддержке Фонда экономического развития и сотрудничества Республики Корея реализован проект Национальной общеобразовательной электронной библиотеки, которая была запущена в апреле 2019 года. Основная цель - налаживание информационного обмена между Национальной библиотекой Узбекистана имени Алишера Навои и областными библиотеками, создание единой библиотечной системы.
В числе важных можно также отметить грантовый проект при участии Корейского агентства по международному сотрудничеству (KOICA) по организации информационной системы интегрированного университета, реализуемый сегодня в ТУИТ и его филиале в Самарканде при поддержке KOICA. Его реализация позволит повысить образовательный и научный потенциал университета, установить тесное взаимодействие между головным вузом и его филиалами, интегрироваться в международное образовательное и научное сообщество.
- В каких еще IT-направлениях может развиваться сотрудничество между Узбекистаном и Республикой Корея?
- IT-сфера - динамично развивающаяся отрасль, где постоянно происходят изменения. Учитывая также тенденцию всеобщей цифровизации и универсализации, не за горами вовлечение в эти процессы и других отраслей, в том числе смежных.
Среди наиболее важных - сфера телекоммуникаций. И в этом плане весьма значимый проект стартовал в октябре 2020 года - возведение завода по производству оптоволоконной продукции «Global Optical Communication Uzbekistan» (ООО СП «GOC-UZ») в свободной экономической зоне «Джизак».
При полной мощности завод может производить до 50 тысяч километров волоконно-оптических линий связи для телекоммуникационных сетей Узбекистана. В числе первостепенных задач - обеспечить растущие потребности телекоммуникационной инфраструктуры Узбекистана в качественной оптоволоконной продукции, которая раньше закупалась за иностранную валюту, а также осуществлять ее экспорт. На первом этапе уровень локализации производства составит 32 процента, а на втором - 60 процентов.
* * *
Мы стоим на пороге революционных изменений, которые полностью изменят промышленную картину мира. Вопросы развития электронной коммерции, дистанционного образования, технологий удаленной работы сегодня в центре внимания любого государства. Вопросы цифрового развития - в числе первостепенных.
Резюмируя все вышеизложенное, следует подчеркнуть: IT-сотрудничество между Узбекистаном и Южной Кореей носит актуальный характер и направлено в первую очередь на обмен опытом и технологиями для развития наиболее важных и перспективных отраслей экономики, в том числе сферы электронного правительства.
Беседовала
Юлия Мустафина.