По инициативе Президента Узбекистана разработана Концепция по реформированию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан в 2020-2023 годах, которая предусматривает полномасштабное использование «Единого окна», основанного на применении системы управления рисками и документооборотом в электронном виде при осуществлении экспортно-импортных операций при проведении таможенных процедур как на постах внешнеэкономической деятельности, так и приграничных таможенных постах.
Стремление Узбекистана тесно сотрудничать с международными экономическими организациями обуславливается необходимостью соответствия национального законодательства международным требованиям и нормам. В связи с этим в Узбекистане ведется системная работа по имплементации международных норм в национальное таможенное законодательство.
Присоединение Узбекистана к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур способствует переходу республики на новый уровень развития, что послужит основанием для последовательного развития национальной таможенной системы.
Данная конвенция разработана под руководством Совета таможенного сотрудничества с целью создания таможенных механизмов, отвечающих потребностям мировой торговли. Подписанный 18 мая 1973 года в городе Киото (Япония) и вступивший в силу 25 сентября 1974-го, документ так и называется специалистами - Киотская конвенция.
Конвенция, с одной стороны, направлена на стимулирование внешнеторговой деятельности путем упрощения и ускорения процедур таможенного оформления и контроля, с другой - на то, чтобы такие ускорение и упрощение не привели к нанесению ущерба экономическим интересам и государственной безопасности. Конвенция предусматривает, что направлением, в котором должны двигаться таможенные администрации в современных условиях, является переход на методы работы, основанные на применении таможенного аудита и системы управления рисками.
Киотской конвенцией зафиксированы следующие семь принципов международного таможенного права:
1) реализация программ, направленных на непрерывное совершенствование таможенных процедур с целью повышения их эффективности;
2) предсказуемое, последовательное и четкое выполнение таможенных процедур и осуществление таможенной деятельности;
3) предоставление заинтересованным сторонам необходимой информации о таможенном законодательстве, административных распоряжениях и процедурах;
4) применение современных методов таможенного контроля, а также максимально широкое использование информационных технологий;
5) сотрудничество во всех приемлемых случаях с другими государственными органами, другими таможенными службами иностранных государств и бизнесом;
6) соблюдение на практике соответствующих международных стандартов;
7) обеспечение беспрепятственного доступа заинтересованным сторонам к административным и судебным процедурам обжалования.
Киотская конвенция является ориентиром в построении и унификации таможенных законодательств разных стран. Учитывает подходы, касающиеся таможенных вопросов, сформулированные в ряде норм Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ). Такое стремление позволяет достичь компромисса между интересами бизнес-сообщества и государства. Кроме того, базовые принципы и подходы к таможенному регулированию содержатся в Генеральном приложении к конвенции, принятие которого является обязательным для присоединяющейся к ней страны.
Отдельным процедурам и режимам посвящены Специальные приложения. При присоединении к конвенции договаривающаяся сторона вправе принять любое из них либо вообще не принимать ничего из Специальных приложений, а также может сделать оговорки к определенным положениям согласно интересам национальных требований. Важно отметить, что по условиям конвенции не просто допускается, но и приветствуется установление договаривающейся стороной в своем национальном законодательстве, касающемся таможенного регулирования, более благоприятных условий, чем предусмотрено в конвенции.
Главный принцип - необходимость упрощения таможенных процедур в целях ускорения внешнеторгового товарооборота, содействия торговле и снятия необоснованных таможенных барьеров.
Таможенный контроль должен ограничиваться минимумом применяемых мер, необходимым для достижения основных целей, и осуществляться на основе выборочности и при максимально возможном применении методов управления рисками и таможенного аудита. Эффективное использование электронной таможни - основополагающий фактор влияния на упрощение таможенных процедур. В настоящее время это направление становится все более актуальным благодаря сокращению времени на производство таможенного контроля и оформление товаров, скорейшему выпуску в свободное обращение. Кроме того, минимизирует момент прямого контакта бизнес-среды и сотрудников таможенных органов, что позволяет сократить уровень коррупции. Это связано с поэтапным внедрением механизма «Единого окна», электронного декларирования, использованием системы управления рисками, предварительного информирования.
Использование информационной системы при таможенном контроле позволяет изучить и проверить достоверность сведений, предоставляемых таможенным органам. Досмотр каждой партии грузов - ненужное бремя и фактически просто парализует мировую торговлю. Поэтому необходимо сосредоточить внимание на областях повышенного риска и тем самым более эффективно использовать свои ресурсы: повысить возможности выявления правонарушений, а также сэкономить время участников внешней торговли и пассажиров, ускорить темпы торговли и перемещения товаров через таможенную границу и, конечно, выпуск товаров в свободное обращение.
Киотская конвенция предусматривает обязанность таможенных служб устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешней торговли в целях развития сотрудничества и содействия их участию во внедрении наиболее эффективных методов работы, согласующихся с национальным законодательством и международными договорами. Всемирная таможенная организация (ВТО) исходит из того, что консультации с участниками внешнеэкономической деятельности являются неотъемлемой частью современного таможенного администрирования.
Для достижения целей присоединения к ВТО Узбекистан ведет активную систематизацию таможенного законодательства путем имплементации норм Киотской конвенции. Большая работа проделана в сфере информатизации и упрощения таможенных процедур. Решающей ступенью для присоединения к Киотской конвенции стал 2020 год. В последний период проведен ряд реформ, в частности, отменены восемь видов разрешений для помещения товаров под таможенные режимы («реимпорт», «реэкспорт», «временный ввоз», «временный вывоз», «уничтожение», «отказ в пользу государства», «переработка на таможенной территории» и «переработка вне таможенной территории»), разрешение на транзит этилового спирта, на изменение маршрута движения иностранных автоперевозчиков по территории страны.
Вместе с тем участники внешнеэкономической деятельности получили право в режиме реального времени через интернет представлять в таможенные органы грузовые таможенные декларации без обращения к таможенным брокерам. Внедрен порядок регистрации деклараций, поступающих в таможенные органы в автоматическом режиме, и автоматического распределения их между сотрудниками на равномерной основе, что значительно сократило время регистрации деклараций. Кроме того, создана возможность предоставления предварительного декларирования товаров до их фактического прибытия на таможенную территорию республики.
Также заработала интерактивная услуга «Интегрированный тариф», позволяющая получать в режиме реального времени подробную информацию обо всех нормативных документах, регулирующих режим перемещения товаров через таможенную границу; о документах, необходимых для таможенного оформления товаров, ставках таможенных платежей, об органах, выдающих указанные документы, а также другие сведения для осуществления внешнеэкономической деятельности.
На основе указов и постановлений Президента внедрен механизм осуществления таможенного оформления плодоовощной продукции, поставляемой на экспорт без таможенного досмотра; физическим лицам разрешен вывоз за пределы республики без представления таможенной декларации товаров общей стоимостью не более пяти тысяч долларов; отменено требование о постановке на учет в органах государственной таможенной службы экспортных контрактов по отношению ко всем товарам.
Отменен и перечень товаров, подлежащих обязательной экспертизе по определению кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. А в системе таможенных органов внедрен институт уполномоченного экономического оператора, что позволило предоставлять законопослушным участникам ВЭД ряд специальных упрощений при таможенном оформлении. В настоящее время статус уполномоченных экономических операторов присвоен 30 субъектам предпринимательства. Автоматизированная информационная система «Управление рисками» успешно прошла государственную экспертизу, и Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан (ГТК) получил удостоверение Агентства по интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции Республики Узбекистан о проведении официальной регистрации программы в качестве обладателя авторского права.
Внедрена в полноценном режиме АИС «Управление рисками». Согласно статистике ГТК, в упрощенном порядке оформлено 82,9 процента экспортируемых товаров, 62,4 - импортируемых. В результате в 2020 году время, затрачиваемое на таможенное оформление товаров на экспорт, сокращено в 4,5 раза, на импорт - в два.
С 1 января 2020 года внедрена таможенная информационная система «Единое окно» на основе критериев, разработанных Центром ООН по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям. С начала работы до настоящего времени в рамках ТИС «Единое окно» субъектам предпринимательства выдано свыше 550 тысяч документов разрешительного характера.
Во исполнение «дорожной карты» по дальнейшему улучшению рейтинга Узбекистана в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса» Государственным таможенным комитетом проведено упрощение порядка заполнения грузовой таможенной декларации, информация о статусе оформляемой грузовой таможенной декларации участникам внешнеэкономической деятельности сообщается в режиме реального времени, внедрена система информирования о количестве автомобилей, стоящих в очереди на приграничных таможенных постах, отменено требование калькуляции производителя.
Одно из главных требований Киотской конвенции - сокращение времени для проведения таможенных процедур. В связи с этим следует привести национальное законодательство в соответствие с требованиями норм Конвенции по свободе транзита. Данное положение - основополагающее для присоединения Узбекистана к Соглашению ВТО об упрощении процедур торговли. Этим соглашением устанавливаются требования, направленные на упрощение формальностей и процедур, связанных с перемещением товаров через таможенную территорию нашей республики. Более того, в странах - членах ВТО будут применяться единообразные требования, что обеспечит предсказуемость, ясность и прозрачность таможенных процедур. Узбекистан присоединился к положениям Киотской конвенции по применению транзита с оговорками, учитывающими национальные интересы.
Киотская конвенция не только способствует урегулированию споров при осуществлении торговли, что позволяет Узбекистану принимать решения без возникновения разногласий со странами-партнерами в области внешнеэкономической деятельности, но и носит универсальный характер.
Нормы конвенции допускают присоединение к стандартам с оговорками. Наша республика присоединилась к стандартам Киотской конвенции по каботажным перевозкам с оговорками, учитывая особенности и требования национального законодательства и интересов государства. Стандарты специального приложения Киотской конвенции по каботажным перевозкам позволяют беспрепятственно осуществлять деятельность иностранных перевозчиков на территории договаривающихся сторон. С целью защиты интересов национальных автоперевозчиков, стимулирования развития национальной транспортной логистики, являющейся в настоящее время приоритетным направлением, а также в связи с тем, что Узбекистан подписал двусторонние соглашения в области грузовых перевозок с разными зарубежными странами, во избежание противоречий положений Международных двусторонних соглашений и Киотской конвенции Узбекистан принял данный стандарт с оговорками. Стандарты Киотской конвенции, касающиеся каботажных перевозок, регламентируют порядок перевозок, осуществляемых водным транспортом. Географическое расположение республики, а именно отсутствие выхода к морю, явилось причиной принятия настоящих положений с оговорками.
Практика коммерческой деятельности свидетельствует: в момент прибытия многих грузов на таможенную территорию конечный пункт их назначения не всегда известен, либо имеется не вся необходимая информация. Поэтому по соображениям логистики таможенная служба допускает хранение товаров на временных складах. Режим временного хранения также позволяет заинтересованным лицам, коммерческим структурам проверить соответствие каких-либо товаров условиям контракта. В связи с этим требуется единственный документ, содержащий описание товаров при их предъявлении таможенной службе. В практике зарубежных стран склады временного хранения обычно находятся в местах пересечения таможенной границы, что позволяет сократить временные издержки. Узбекистан ратифицировал положения Киотской конвенции, касающиеся применения процедуры временного хранения путем упрощения и унификации таможенных формальностей по применению таможенного режима временного хранения.
В настоящее время Государственный таможенный комитет продолжает работу по стимулированию экспорта и упрощению таможенных процедур. В частности, разработана информационная система «Автовыпуск», предусматривающая автоматическое таможенное оформление (без участия человека) грузовых таможенных деклараций с низким уровнем риска, рассмотрен вопрос внедрения данной системы в практику. Для выполнения требований норм Киотской конвенции по внедрению эффективного таможенного аудита в настоящее время ведется работа по разработке автоматизированной системы на основе «Единого окна» и комплексной системы риск-менеджмента.
Внедрение в практику предварительного информирования при авто- и железнодорожных перевозках позволило сотрудникам таможенных органов значительно сократить время на проведение таможенного контроля при перемещении товаров через таможенную границу Республики Узбекистан.
До фактического прибытия грузов может проводиться таможенный аудит путем проверки сведений и добросовестности участников ВЭД (кроме признанных экономических операторов): изучение предварительной информации о товарах, транспортных средствах, также законность деятельности иностранных и национальных предпринимателей, осуществляющих экспортно-импортные операции.
Изучение предварительной информации дает возможность заблаговременно выявить возможные риски, а также применить посттаможенный аудит к компаниям, пользующимся доверием.
Таким образом, имея многогранный потенциал, не уступая сегодняшним мировым достижениям в области унификации таможенных процедур, Республика Узбекистан стала полноправным членом Киотской конвенции и получила возможность занять достойное место в мировом сообществе.
Елена Ладыгина.
Старший преподаватель кафедры Таможенного института ГТК Республики Узбекистан.