Такой ориентир является краеугольным в каждом из направлений Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, разработанной по инициативе главы государства. Например, развитие туризма стране нужно не только для увеличения валютной выручки. На эту сферу в мире приходится каждое десятое рабочее место. И у Узбекистана есть все возможности, чтобы сократить трудовую миграцию, предложив жителям занятость на родной земле.

За сравнительно небольшое время - чуть меньше пяти лет - сделаны важные шаги. Буквально на новые рельсы за последние два года перешли малый бизнес и частное предпринимательство. Не беспокоят с проверками сотрудники налоговых органов: нет волокиты с получением лицензий для экспорта продукции; кредиты стали доступнее, причем как в иностранной, так и национальной валюте… Изменения в деловой среде происходят интенсивно.

Вспомните: 5 октября 2016 года был подписан Указ Президента «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата». В то время такого поворота мало кто ожидал. Подобный беспрецедентный шаг посчитали предвестником либерализации бизнес-деятельности.

За этим документом последовали другие решения, каждое превосходило предыдущие по степени смелости идеи и уровню предоставляемых свобод. Например, в Послании Олий Мажлису 29 декабря 2020-го Президент выступил с инициативой о продлении еще на год моратория на проверки хозяйствующих субъектов.

Если частным и индивидуальным предпринимателям, ремесленникам для комфортной работы достаточно прекратить вмешательство со стороны контролирующих органов в их деятельность и сократить налоговое бремя, то для увеличения количества промышленных гигантов требуются соответствующие вложения. Благо, инвестиционная привлекательность страны за последние годы выросла и позволяет реализовывать самые смелые идеи: вводить в строй мегаобъекты в нефтегазовой отрасли, осваивать атомную энергетику и строить «города будущего».

Впечатляющая стройплощадка раскинулась в сердце столицы на 80 гектарах, выделенных для возведения международного делового цент­ра Tashkent Сity. Уже начинают свою работу бизнес-центры, гостиницы, конгресс-холлы, офисы, многоквартирные дома, рестораны и другие объекты.

Как подчеркнул в интервью Президент Шавкат Мирзиёев: «Реформы оказывают положительное воздействие на жизнь всех слоев населения: предприниматели получают свободу и новые возможности для развития своего бизнеса, дехканские и фермерские хозяйства, кластеры становятся хозяевами выращенного урожая… Все мы должны глубоко осознать: поддержка предпринимательства - это наиболее эффективный способ обеспечения благосостояния населения, что является конечной целью построения Нового Узбекистана».

С этим тезисом нельзя не согласиться. Именно частный сектор создает большой процент рабочих мест и товаров, поскольку является неотъемлемой частью государства, цель которого - развитие, экономическая стабильность и процветание населения.

В Узбекистане активизировали деятельность финансовые институты - Всемирный банк, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, АБР, ИБР и многие другие. Либерализация всех сфер, открытость республики для сотрудничества и обсуждения новых идей притягивают инвесторов. Но есть еще не менее важный компонент реформ, который впечатлил специалистов МВФ.

Лишь пару лет назад в общем доступе имелся совсем небольшой объем статистической информации, причем нередко сомнительного качества. Это подрывало доверие к мерам политики правительства и отрицательно влияло на восприятие иностранных инвесторов и рейтинговые оценки.

Министерства и ведомства страны уже присоединились к Расширенной общей системе распространения данных (р-ОСРД) МВФ, а с мая 2018-го начали публиковать все основные экономические, финансовые и социальные статистические сведения.

Как подчеркнул в интервью Президент: «Процессы открытости и прозрачности деятельности государственных органов расширяются. Сенаторы и депутаты, министры и хокимы, должностные лица всех уровней встречаются с гражданами и непосредственно занимаются их проблемами - не на бумаге, а на деле. То есть органы государственной власти открыты для народа и ведут с ним активный диалог.

Мы признали наличие в нашей жизни проблем, связанных с принудительным трудом, особенно среди детей, безработицей, бедностью, коррупцией, обеспечением населения жильем, образованием и здравоохранением, и решаем их вместе с обществен­ностью».

* * *

«Мы только в начале пути» - постоянно отмечает Президент. «За пять лет сделана двадцатилетняя работа» - скажут другие и будут правы. Задача страны - войти в число развитых государств, где процветающая экономика создает достойные условия жизни для населения, где размываются понятия «центр» и «периферия».

И если под первыми шагами подразумеваются колоссальные достижения, то мы обязательно придем к намеченной цели.

Азиз Воитов.
Первый заместитель министра инвестиций и внешней торговли
Республики Узбекистан.