Участие производителей, импортеров и иных субъектов предпринимательства будет добровольным, а услуга по предоставлению и прослеживаемости кодов маркировки для данной категории товаров в период добровольной маркировки будет осуществляться без взимания платы.
Согласно экспертным оценкам, большая часть биологически активных добавок, реализуемых на территории Узбекистана, находятся в нелегальном обороте. Отсутствие эффективных механизмов контроля за ввозом и реализацией данной категории продукции создает значительные риски для здоровья потребителей, а также приводит к существенным экономическим потерям для государства.
Одной из основных причин сложившейся ситуации является высокий уровень таможенных пошлин, который делает официально ввезенные БАДы менее конкурентоспособными, по сравнению с нелегальной продукцией. В результате на рынке доминируют контрафактные и незарегистрированные товары, не соответствующие требованиям национальных стандартов и технических регламентов.
В соответствии с Указом президента Республики Узбекистан № УП-13 от 28 января 2025 года «О дополнительных мерах по ускоренному развитию фармацевтической отрасли» предусмотрен ряд мер по регулированию и расширению государственного надзора за производством и оборотом биологически активных добавок, поскольку данная категория товаров зачастую рекламируется и реализуется населению как равнозначная альтернатива приему лекарственных средств. При этом оценка соответствия на предмет эффективности и безопасности их регулярного приема не проводится. Данный механизм позволит обеспечить прозрачность оборота БАДов и усилить контроль за их ввозом, реализацией и использованием, а также минимизировать распространение контрафактной продукции.
Внедрение системы цифровой маркировки направлено на достижение таких целей, как:
- обеспечение защиты потребителей от несертифицированных, фальсифицированных и потенциально опасных БАДов за счет контроля происхождения и качества продукции;
- создание единой прозрачной системы учета и контроля за процессами импорта, хранения, оборота и реализации БАДов на территории республики;
- снижение доли нелегального рынка, что будет способствовать увеличению налоговых поступлений и обеспечению добросовестной конкуренции среди участников рынка;
- повышение доверия к официальным производителям и импортерам, создание благоприятных условий для международных поставщиков и развитие прозрачного рынка биологически активных добавок.