Из пяти взаимных визитов на высшем уровне, совершенных с момента обретения независимости Узбекистаном в 1991 году, два состоялись в последние пять лет, при непосредственном участии и под руководством нынешних лидеров двух государств.
Так, в октябре 2018 года по приглашению Президента Эмманюэ́ля Макрона глава Узбекистана посетил Францию с официальным визитом - первую страну Европы, в которую совершил визит Шавкат Мирзиёев в должности Президента Узбекистана.
В ходе личной встречи в октябре 2018 года и телефонного разговора в августе 2021 года с главой нашего государства Эмманюэ́ль Макрон указал на поддержку проводимым в Узбекистане широкомасштабным преобразованиям и высоко оценил его внешнюю политику, основанную на принципах дружбы, взаимовыгодного партнерства и учета интересов.
Следует отметить, что, являясь президентом-реформатором, нацеленным на модернизацию политической системы Франции, Эмманюэ́ль Макрон также поддерживает устремления лидера Узбекистана по дальнейшему развитию и совершенствованию функционирования политической системы, нацеленных на конкретные и прагматичные решения.
В ходе состоявшегося официального визита Шавката Мирзиёева в Париж 21-22 ноября текущего года, главы двух государств с удовлетворением отметили значительное развитие двусторонних отношений за последние годы, а также подчеркнули позитивные перспективы, создаваемые модернизационными реформами нашей страны и усилиями по развитию добрососедских отношений в Центральной Азии.
В поддержку осуществляемых под руководством Президента Узбекистана многоплановых реформ, были подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере образования, науки, культурного наследия, гражданской авиации, государственной службы и борьбы с коррупцией. Достигнута договоренность о проведении политических консультаций по вопросам, представляющим взаимный интерес, в частности, в области безопасности и экономики, привлечении профильных министерств разного уровня для поиска и реализации принятых решений. Подписана Программа сотрудничества между внешнеполитическими ведомствами двух стран на 2023-2024 годы.
В целом на сегодня между сторонами сформирована солидная договорно-правовая база: всего подписано около 50 документов разного характера.
В развитие межрегионального сотрудничества главы государств выразили поддержку стратегии Европейского Союза «Глобальные ворота» и решениям, принятым по итогам конференции по взаимозависимости ЕС - Центральная Азия, состоявшейся в Самарканде 17-18 ноября 2022 года.
Вместе с тем, Узбекистан и Франция намерены расширить сотрудничество с целью укрепления безопасности, мира и стабильности на международном и региональном уровне, усилить координацию своих действий в рамках ООН, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, других международных организаций и соответствующих региональных структур.
В частности, две страны заинтересованы в содействии стабилизации ситуации в Афганистане и обеспечении безопасности в регионе, что наглядно подтверждается участием французской стороны в международной конференции по Афганистану, состоявшейся в Ташкенте 26 июля 2022 года.
Следует отметить, что Франция с 2001 по 2014 годы участвовала в военных действиях в Афганистане (число погибших солдат - 90). В своем телеобращении в августе 2021 года касательно ситуации в Афганистане, Президент Эмманюэ́ль Макрон заявил, что исторический поворот имеет серьёзные последствия для всего международного сообщества, в том числе Европы, несмотря на географическую отдаленность.
При этом, в знак солидарности и поддержки афганцев, с августа 2021 года Франция направила гуманитарную помощь на 120 млн евро.
Как было указано Эмманюэ́лем Макроном еще в августе 2019 года на конференции послов Франции, проявление инициативы в поиске новых союзников и формировании альянсов с участием как европейских стран, так и «демократических держав доброй воли» является частью новой «стратегии оказания влияния».
Франция стремится к активизации сотрудничества со странами Центральной Азии на двустороннем уровне и многостороннем формате по линии ЕС («Восточное партнерство», Соглашение о партнерстве и сотрудничестве; диалог «ЕС - Центральная Азия»).
Ожидается, что в среднесрочной перспективе Париж намерен продолжить курс на постепенное укрепление связей с регионом, учитывая геополитическое значение Центральной Азии, перспективный инвестиционный и транспортно-коммуникационный потенциал региона, наличие емкого рынка для французских товаров и услуг, а также значительные запасы углеводородов, серьезный водно-энергетический потенциал.
Реформы по модернизации Узбекистана, а также внешняя политика Нового Узбекистана, основанная на принципах добрососедства, взаимовыгодного партнерства и учета интересов, открывают новые позитивные перспективы для расширения узбекско-французского сотрудничества.
Шариф Ахмедов,
главный научный сотрудник
Института стратегических и межрегиональных исследований
при Президенте Республики Узбекистан.