Пленарное заседание, прошедшее в формате видеоконференцсвязи, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.
Заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.
Сначала сенаторы обсудили Закон «Об управлении государственным имуществом».
В ходе обсуждения сенаторы отметили, что сегодня нет единого закона об управлении государственным имуществом, в действующем законодательстве, регулирующем данную сферу, не установлены четкие критерии владения государственным имуществом, в частности, какое имущество должно быть в государственной собственности, а какое следует приватизировать.
Кроме того, отмечалось, что в республике имеются около 25 тысяч государственных учреждений и более 2 тысяч предприятий с участием государства, степень участия государства в экономике высокая. Например, 2113 предприятий, функционирующих в республике, управляются более 70 министерствами и ведомствами.
Новым Законом регулируются отношения в области управления государственным имуществом.
В частности, устанавливаются принципы управления государственным имуществом, критерии владения государственным имуществом, государственная собственность подразделяется на республиканскую и муниципальную.
Законом определяются полномочия органов государственной власти на местах по реализации, сдаче в аренду и доверительное управление муниципальной собственности в пределах установленных критериев.
Определяются основные направления внедрения корпоративного управления на предприятиях с участием государства, полномочия субъектов управления государственным имуществом, а именно Кабинета Министров, Агентства по управлению государственными активами, Министерства финансов, государственных органов и хокимиятов по внедрению механизма оценки эффективности использования государственного имущества.
Устанавливаются также требования подотчетности, прозрачности и раскрытия информации в области управления государственным имуществом.
Отмечалось, что принятие данного Закона будет способствовать сокращению участия государства в экономике, дальнейшему совершенствованию сферы управления государственным имуществом и четкому определению ответственности и полномочий Правительства и органов государственной власти на местах в этой сфере, повышению эффективности управления государственным имуществом.
Закон одобрен сенаторами.
Далее сенаторы рассмотрели Закон «Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции».
Данный Закон содержит нормы законов «Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции», «Об ограничении курения кальянов и электронных сигарет в общественных местах». В связи с этим предусматривается признание их утратившими силу.
Однако на пленарном заседании члены Сената приняли постановление об отклонении Закона из-за того, что есть необходимость уточнения его основных понятий, существуют коллизионные нормы, глубоко не изучена правоприменительная практика.
В качестве основных причин отклонения приведен ряд вопросов.
Так, предусматриваются проведение пропагандистской и агитационной работы о вреде употребления алкоголя и табачных изделий только среди несовершеннолетних, запрет на продажу и потребление такой продукции для лиц, не достигших 21 года. В результате в рамках данного Закона в стороне остаются лица старше 18 лет и моложе 21 года.
Законом также «насвай», «табачный снюс», «никотиновый снюс» включены в категорию некурительной табачной продукции. При этом раскрывается в отдельном абзаце содержание «насвая», однако не раскрываются другие новые виды некурительной табачной продукции – «табачного снюса», «никотинового снюса», не изложены их различия.
В Законе только излагается, в каких случаях допускается реклама натуральных и игристых вин, произведенных в Республике Узбекистан. Однако в статье 39 Закона «О рекламе» от 7 июня 2022 года установлено, что наряду с натуральными и игристыми винами допускается и реклама пива. Это создает коллизию норм. В соответствии с этим подчеркнута необходимость приведения соответствующей нормы Закона в соответствие с Законом «О рекламе».
Принимая во внимание важность и актуальность Закона, на заседании отмечалось, что Закон будет заново включен в повестку дня очередного пленарного заседания Сената после того, как Законодательная палата рассмотрит указанные недостатки.
Далее обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Закона Республики Узбекистан «О трансплантации органов и тканей человека».
На заседании отмечалось, что после принятия Закона «О трансплантации органов и тканей человека» увеличивается количество обращений соотечественников касательно трансплантации почек и печени.
Данным Законом за нарушение норм законодательства в области трансплантации предусматривается внесение изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы, а также в законы «О противодействии торговле людьми» и «О погребении и похоронном деле».
Так, предусматривается установление ответственности за нарушение установленных условий и порядка изъятия, трансплантации органов и тканей человека, а равно изъятие органов или тканей умершего человека для консервации в научных или учебных целях без его прижизненного согласия, занятие куплей-продажей органов и тканей человека, вывоз за пределы Республики Узбекистан трансплантируемых органов и тканей человека.
Кроме того, устанавливается ответственность за похищение человека или торговлю людьми с целью изъятия органов и тканей человека. Это является причиной тревоги многих людей.
Комитетом, внесшим Закон на обсуждение пленарного заседания, отмечено, что данный правовой акт первоначально был рассмотрен совместно с рабочей группой из числа представителей заинтересованных министерств и ведомств, научных кругов, получены мнения депутатов местных Кенгашей в целях обеспечения сбалансированности государственных и территориальных интересов.
Закон одобрен сенаторами.
Затем рассмотрен и Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».
Сенаторы отметили, что в последние годы в нашей стране принимается ряд практических мер по поэтапной модернизации государственной власти и избирательной системы при проведении на принципах открытости, прозрачности и независимости выборов в представительные органы государственной власти.
Это признано рядом международных организаций, по рекомендациям которых в Избирательный кодекс Республики Узбекистан внесены соответствующие изменения и дополнения.
Данным Законом предусмотрено внесение изменений и дополнений в Избирательный кодекс, законы «О статусе депутата областного, районного и городского Кенгаша народных депутатов», «Об административно-территориальном устройстве Республики Узбекистан» и «О референдуме Республики Узбекистан».
В частности, в Законе «О статусе депутата областного, районного и городского Кенгаша народных депутатов» устанавливается, что в случае передачи территории избирательного округа в состав другой административно-территориальной единицы или образовании на его территории новой административно-территориальной единицы полномочия депутата, избранного от этого избирательного округа, сохраняются.
При этом депутат входит в состав Кенгаша народных депутатов, на территории которого расположен избирательный округ, или Кенгаша народных депутатов, сформированного на вновь образованной административно-территориальной единице, а срок полномочий депутата приводится в соответствие со сроком полномочий данного Кенгаша народных депутатов.
А в Избирательном кодексе закрепляются нормы определения количества избирательных округов для проведения выборов в местный Кенгаш народных депутатов вновь образованный административно-территориальной единицы и образования этих избирательных округов, избирательных комиссий, проведения выборов.
Кроме того, путем изменений, которые вносятся в Закон «О референдуме Республики Узбекистан», определяются порядок рассмотрения комиссиями по проведению референдума обращений физических и юридических лиц, включение граждан, находящихся в иностранных государствах, в списки голосующих граждан, круг лиц, которые не могут быть членами комиссии по проведению референдума.
Отмечалось, что в результате принятия Закона будет достигнуто правовое регулирование отношений, связанных с возможностю включения депутата в состав соответствующего местного Кенгаша и продолжением срока его полномочий при образовании административно-территориальных единиц или изменении границ административно-территориальных единиц, установлением количества избирательных округов для проведения выборов в местные Кенгаши во вновь образованной административно-территориальной единице и образованием этих избирательных округов, а равно образованием избирательных комиссий, а также проведением выборов депутатов местных Кенгашей во вновь образованных административно-территориальных единицах.
Закон одобрен сенаторами.
На пленарном заседании обсуждался также Закон «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан».
Отменяется административная ответственность за такие правонарушения, как несоблюдение сроков дебиторской и кредиторской задолженности и нарушение установленных сроков осуществления платежей при наличии соответствующих средств на счетах предприятий, а также причинение имущественного вреда хозяйствующим субъектам вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств.
Кроме того, в законодательные акты вносятся новые нормы, предусматривающие участие и полномочия негосударственных судебных экспертов в ходе дознания, предварительного следствия и судебного производства.
Законом устанавливается административная ответственность за нарушение законодательства об открытости деятельности органов государственной власти и управления.
В частности, предусматривается, что за неопубликование или неполное опубликование сведений, внесенных в Перечень социально значимых сведений, подлежащих размещению в качестве открытых данных, несоблюдение сроков и порядка публикации или искажение данных влечет наложение штрафа на должностных лиц от трех до пяти базовых расчетных величин, за то же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания – от пяти до десяти базовых расчетных величин.
Вместе с тем, адвокат приобретает еще ряд прав при осуществлении своей профессиональной деятельности. Так, адвокат с согласия доверителя в экономическом, гражданском и административном судопроизводстве при досудебной подготовке и в судебном процессе имеет право запрашивать проведение экспертизы на договорной основе государственными и негосударственными судебно-экспертными организациями, требовать приобщения заключения экспертизы к материалам дела и оценку его судом в совокупности имеющихся в деле доказательств.
Кроме того, предусматривается, что в качестве эксперта в гражданском судопроизводстве может выступать и эксперт негосударственной судебно-экспертной организации.
Закон одобрен сенаторами.
На двадцать седьмом пленарном заседании Сената рассмотрен вопрос об избрании председателя Верховного суда Республики Узбекистан.
Отмечалось, что по инициативе Президента страны за последние пять лет в стране реализованы широкие организационно-правовые меры, направленные на кардинальное реформирование судебно-правовой сферы.
Председатель Сената акцентировала внимание на некоторых результатах реформ, осуществленных в этой сфере. В частности, Верховный суд Республики Узбекистан и Высший хозяйственный суд объединены в единый высший орган - Верховный суд Республики Узбекистан, а также образованы межрайонные, районные (городские) экономические суды и создана система административных судов.
Образованы Высший судейский совет и Высшая школа судей. Впервые был установлен пятилетний, затем десятилетний, а впоследствии бессрочный период пребывания в должности судьи.
Налажена работа по широкому привлечению к судебным заседаниям в установленном законом порядке представителей средств массовой информации.
Внедрена практика автоматического распределения дел между судьями, проведения судебных заседаний через специальную систему связи, записи судебных заседаний при помощи аудио, видео средств, представления судебных решений без человеческого фактора в режиме онлайн.
Установлена система видеоконференцсвязи между судами и учреждениями исполнения наказания.
Совершенствован институт «приемлемости доказательств», что, в свою очередь, создало основы для всесторонней проверки судом всех обстоятельств дела, увеличения оправдательных приговоров с объективной оценкой доказательств.
Расширен институт примирения в уголовном процессе, установлено его применение во всех инстанциях, внедрены предварительное слушание по уголовному делу, институт согласования по признанию вины, институт медиации.
На основе принципа «один суд - одна инстанция» в соответствии с международными стандартами введена трехуровневая судебная система и отменена надзорная инстанция.
При осуществлении правосудия в 2017-2021 годах и за четыре месяца 2022 года уголовными, административными, гражданскими и экономическими судами рассмотрено в общей сложности более 4,5 млн дел. Из них около 3,8 млн исковых заявлений удовлетворены, в отношении 4050 подсудимых вынесены оправдательные приговоры.
На заседании сенаторы высказали кандидату свои мнения и предложения относительно проблем, возникающих в судебной системе, работы, которую необходимо провести по их устранению.
По итогам обсуждений Камилов Козимджан Фазилович избран на должность председателя Верховного суда Республики Узбекистан сроком на пять лет, бессрочный срок пребывания в должности судьи, и принято соответствующее постановление Сената.
В ходе пленарного заседания сенаторами обсуждены шесть вопросов, в том числе пять законов.
Информационная служба Сената Олий Мажлиса РУз.