Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева. Оно транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.
Сначала на сорок восьмом пленарном заседании Сената был рассмотрен Закон «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2024 год».
В ходе обсуждения отмечалось, что темпы роста ВВП в экономике страны в 2024 году ожидаются на уровне 5,6-5,8 процента.
Закон сформировал консолидированный бюджет с дефицитом в размере 52,6 триллиона сумов, или 4 процента по отношению к ВВП, запланировав в 2024 году доходы в размере 375,0 триллиона сумов, а расходы - 427,6 триллиона сумов.
Отмечалось, что доходы Государственного бюджета составили 270,4 триллиона сумов, а расходы с учетом трансфертов в государственные целевые фонды - 312,9 триллиона сумов.
При этом определяются главные направления налоговой политики, согласно которым основные налоговые ставки остаются неизменными.
Доходы и расходы государственных целевых фондов (без учета межбюджетных трансфертов) планируются в размере 55,2 и 85,8 триллиона сумов.
Социальная направленность бюджетных расходов сохранится и в следующем году. На образование, здравоохранение, социальную защиту, развитие науки, культуры и спорта, обеспечение жильем нуждающихся и другие социальные мероприятия будет направлено около 50 процентов от общих расходов Государственного бюджета, или 151,5 триллиона сумов.
В законе в основном учтены приоритетные направления и задачи, предусмотренные Стратегией «Узбекистан - 2030», и национальными Целями устойчивого развития.
В ходе обсуждения сенаторы уделили особое внимание увеличению доходов бюджета, высказались о сокращении теневой экономики, оптимальном и целевом использовании бюджетных средств, обеспечении эффективности выделяемых средств.
Отмечалось, что ставка на импорт алкоголя и табака снижена на 5 процентов, чтобы уравнять ставки акцизов, установленных на местном уровне, и на импорт. Ставка налога за пользование недрами снижается в 2 раза на 1 тонну известняка, предназначенного для производства цемента.
Сенаторы также особо отметили, что закон направлен на расширение доходной базы бюджета, при определении налоговой политики - на улучшение здорового образа жизни и стимулирование сохранения природы.
Закон одобрен сенаторами.
На сорок восьмом пленарном заседании наряду с одобрением Государственного бюджета на 2024 год также рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2024 год».
Отмечалось, что в данном законе определяются основные направления налоговой политики на 2024 год, предусматривающие повышение конкурентоспособности отечественных производителей, совершенствование порядка налогообложения самозанятых лиц, обеспечение непрерывности цепочки налога на добавленную стоимость, эффективное и рациональное использование природных богатств, индексация налоговых ставок, установленных в абсолютной сумме исходя из ожидаемого уровня инфляции.
В целях возмещения ущерба, причиненного большегрузными автомобилями при использовании ими дорог республиканского и местного уровня, вводится плата за право перемещения грузовых автомобилей и прицепов грузоподъемностью более 10 тонн вдоль шоссейных дорог.
Сроки хранения налоговой отчетности и предъявления иска по налоговым обязательствам в целях упрощения ведения бизнеса сокращаются до трех лет вместо пяти.
В целях создания удобств для налогоплательщиков, чтобы не требовать излишних документов и сократить их временные и денежные затраты, упраздняется полномочие налоговых органов по истребованию документов у налогоплательщиков (налогового агента).
Для обеспечения одинаковых условий иностранным и отечественным предпринимателям устанавливается, что иностранные юридические лица, а также физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей в соответствии с законодательством иностранного государства и осуществляющие предпринимательскую деятельность, реализующие товары (услуги) на территории Республики Узбекистан, если местом реализации таких товаров (услуг) признается Республика Узбекистан, являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Законом предусматривается, что самозанятые лица уплачивают налог на доходы, полученные в результате трудовой деятельности, или от реализации товаров (услуг) в порядке, установленном для индивидуальных предпринимателей, со дня превышения ими ста миллионов сумов в течение налогового периода.
На заседании особое внимание было уделено изменениям и дополнениям, вносимым законом, и отмечалось, что для защиты от вредного воздействия отходов, образующихся после окончания срока эксплуатации пневматических резиновых шин и покрышек, законами Республики Узбекистан «Об охране природы» и «Об отходах» предусматривается введение с 1 июля 2024 года утилизационного сбора.
В ходе обсуждения сенаторы отметили, что закон служит развитию предпринимательства, охране здоровья населения и окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, устранению экологических проблем.
По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.
Сенаторы рассмотрели и Закон «О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2023 год».
Ранее утвержденный законом предельный размер дефицита консолидированного бюджета Республики Узбекистан изменяется с 3,0 процента до 5,5 процента.
В целях компенсации возникших дополнительных расходов законом также изменен предельный объем вновь подписываемых годовых соглашений по привлечению внешних заимствований на 2023 год от имени правительства и под гарантию Республики Узбекистан с 4,5 миллиарда долларов до 5,5 миллиарда долларов.
Кроме того, в целях обеспечения выполнения приоритетных поручений Президента Республики Узбекистан и правительства предельные размеры средств, выделяемых из республиканского бюджета распределителям бюджетных средств первого уровня, увеличиваются за счет дополнительных расходов.
В частности, с 1 января 2023 года утвержденные на начало года расходы вновь созданного Министерства дошкольного и школьного образования увеличиваются дополнительно. Предполагается, что эти средства направляются на обеспечение детей питанием, общеобразовательных учреждений учебниками нового поколения на основе опыта Финляндии, на субсидии, выделяемые из Государственного бюджета в связи с увеличением количества дошкольных образовательных организаций.
Дополнительно к утвержденным на начало года расходам Министерства сельского хозяйства выделяются средства, которые направляются на субсидии животноводческим, птицеводческим и рыбоводческим хозяйствам, являющимся плательщиками налога на добавленную стоимость, на продукцию, выращиваемую и реализуемую населению.
В дополнение к утвержденным на начало года расходам Министерства экономики и финансов выделяются средства, а некоторые расходы предполагается перераспределить в местные бюджеты, министерства и ведомства.
В частности, так как количество семей, получающих пособия, превышает 2,1 миллиона (на начало года их было 1,5 миллиона), на расходы по социальным пособиям дополнительно выделяется 1 триллион 808 миллиардов сумов.
Вместе с тем выделяется 500 миллиардов сумов на расходы, связанные с переводом и модернизацией системы теплоснабжения государственных объектов социальной сферы на угольное топливо, на основе государственно-частного партнерства.
Сенаторы одобрили данный закон, подчеркнув, что все изменения в закон о Государственном бюджете на 2023 год направлены на решение и финансирование насущных проблем в стране.
После этого сенаторами обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Закона Республики Узбекистан «Об оказании юридической помощи за счет государства».
В последние годы в стране проводится системная работа, направленная на безусловное обеспечение законных прав и интересов человека, повышение веры граждан в справедливое правосудие и усиление гарантий их прав на получение квалифицированной юридической помощи.
В частности, принят Закон «Об оказании юридической помощи за счет государства», создана возможность гражданам в полной мере пользоваться правом на получение квалифицированной юридической помощи, гарантированной Конституцией Республики Узбекистан.
Вместе с тем возникает необходимость в приведении некоторых законодательных актов Республики Узбекистан в соответствие с Законом «Об оказании юридической помощи за счет государства».
Вносятся изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленные на определение порядка обеспечения участия адвоката по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях и в иных, предусмотренных законом случаях для оказания юридической помощи лицам, имеющим право на ее получение за счет государства.
Отмечалось, что этот закон служит дальнейшему расширению возможностей граждан по достижению правосудия и обеспечению права на получение квалифицированной юридической помощи за счет государства.
По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.
Кроме того, активно обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О государственной пошлине», направленных на создание более благоприятных условий для граждан при обращении в административные суды».
Отмечалось, что в стране осуществляются меры по расширению возможности доступа граждан к правосудию и обжалования ими в суде незаконных решений, действий (бездействия) государственных органов и иных организаций, их должностных лиц.
В частности, Конституцией Республики Узбекистан в новой редакции каждому гарантировано право на судебную защиту своих прав и свобод, на обжалование в суде незаконных решений, действий (бездействия) государственных органов и иных организаций, их должностных лиц.
Вместе с тем возникает необходимость дальнейшего расширения возможностей обращения в административные суды, упрощения процедуры обжалования незаконных решений, действий (бездействия) должностных лиц.
В этой связи в Закон «О государственной пошлине» вносятся изменения и дополнения, предусматривающие порядок взыскания государственной пошлины с виновной стороны по результатам рассмотрения дела без предварительного взыскания государственной пошлины с граждан при обращении в административные суды на решения, действия (бездействия) государственных органов и иных организаций, их должностных лиц, а также изменение, предусматривающее снижение размера указанной ставки государственной пошлины.
По мнению сенаторов, закон служит обеспечению защиты прав и законных интересов граждан в судебном порядке, расширению возможности доступа граждан к правосудию и обжалования ими в административных судах незаконных решений, действий (бездействия) государственных органов и иных организаций, их должностных лиц.
Закон одобрен сенаторами.
Затем на сорок восьмом пленарном заседании Сената обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Закона Республики Узбекистан «О неплатежеспособности».
Принятие Закона «О неплатежеспособности» обусловило необходимость приведения в соответствие с ним норм действующих законодательных актов для единообразного применения его положений.
Законом вносятся изменения и дополнения в законы и кодексы Республики Узбекистан, предусматривающие уточнение признаков неплатежеспособности физических и юридических лиц, а также оснований для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о неплатежеспособности.
В частности, вместо термина «банкротство» в кодексах и законах вводится термин «неплатежеспособность», подразумевающий финансовое оздоровление субъектов предпринимательства, находящихся в экономически неблагополучном состоянии.
Также в Уголовном кодексе устанавливается уголовная ответственность за лженеплатежеспособность и преднамеренную неплатежеспособность.
В Гражданский кодекс вводится новая норма о неплатежеспособности физического лица (статья 261), согласно которой физическое лицо может быть признано судом неплатежеспособным при неспособности в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить свои обязанности по налогам и сборам.
Еще одно важное изменение вносится в Налоговый кодекс, в соответствии с которым в процессе оздоровления юридических и физических лиц, предпринимателей, оказавшихся в состоянии неплатежеспособности, им предоставляется возможность приостановить уплату текущих налоговых платежей и погасить налоговую задолженность равными долями в течение шести месяцев после завершения данной процедуры.
Сенаторы подчеркнули, что закон служит обеспечению эффективной организации исполнения Закона «О неплатежеспособности», устранению разночтений и противоречий при применении его правовых положений.
По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.
Кроме того, сенаторами обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы оказания государственных услуг и защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства».
В последние годы в стране осуществляются меры по поэтапному реформированию системы оказания государственных услуг, поддержке и защите предпринимателей, а также созданию необходимой инфраструктуры в области архивного дела.
Вместе с тем еще существует необходимость принятия дополнительных мер по устранению излишних бюрократических барьеров в деятельности государственных органов, внедрению новых механизмов поддержки предпринимателей и защиты их прав, расширению перечня оказываемых государственных услуг, а также совершенствованию деятельности негосударственных архивов.
Данным законом в законы Республики Узбекистан вносятся изменения и дополнения, предусматривающие отмену требования о предоставлении копий платежных документов об уплате государственной пошлины, сборов или иных платежей за рассмотрение обращений граждан и юридических лиц государственными органами и иными организациями или государственную регистрацию.
Законом также упрощается процедура включения юридических лиц в Реестр частных агентств занятости.
Кроме того, в Закон «О средствах массовой информации» вносятся изменения, предусматривающие уменьшение срока рассмотрения регистрирующим органом заявления о регистрации средства массовой информации с 15 до 10 дней, а в Закон «Об адвокатуре» - уменьшение срока выдачи удостоверения адвоката.
Согласно изменениям и дополнениям, вносимым в Закон «О государственной пошлине», Центрам государственных услуг от органов юстиции передаются функции по регистрации (перерегистрации) адвокатских бюро, адвокатских фирм и коллегий адвокатов и перерегистрации юридических консультаций, а также уменьшаются размеры государственных пошлин, уплачиваемых за регистрацию.
Кроме того, на Центры государственных услуг также возлагается регистрация (перерегистрация) садово-виноградарских товариществ, потребительских, производственных и сельскохозяйственных кооперативов.
В действующее законодательство вносятся изменения, предусматривающие закрепление требования о наличии на гербовых свидетельствах изображения Государственного герба и QR-кода (матричного штрих-кода), а также внедрение порядка постановки на учет в накопительной пенсионной системе граждан, достигших 16 лет.
Данным законом также предусматривается уточнение статуса аппарата Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства в качестве государственного органа.
В соответствии с изменением к Закону «О лицензионном, разрешительном и уведомительном порядке» упрощается порядок создания негосударственных архивов и прекращения их деятельности, а также переоформления лицензии или документа разрешительного характера, в соответствии с которым действия, необходимые для переоформления, по желанию субъекта предпринимательства, осуществляются регистрирующим органом без уплаты сбора за переоформление.
Следует отметить, что данный закон служит регулированию системы предоставления государственных услуг, расширению их перечня и устранению бюрократических барьеров для населения и субъектов предпринимательства, снижению размеров платежей, взимаемых за оказание государственных услуг и за рассмотрение обращений.
Принятие закона имеет важное значение для закрепления правового статуса аппарата Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства на законодательном уровне, а также упрощения процедуры создания и прекращения деятельности негосударственных архивов.
По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.
На сорок восьмом пленарном заседании Сената обсуждался Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на улучшение условий для расширения покрытия Интернетом и связью на территории республики».
В настоящее время стремительное развитие спутниковой связи в мире, внедрение новых технологий в этой сфере создают новые технологические возможности по улучшению условий для расширения покрытия Интернетом и современной качественной связью на территории республики.
Однако отсутствие достаточных условий для развития сетей спутниковой связи в нашей стране, как одной из разновидностей международных сетей телекоммуникаций, высокий размер государственной пошлины за занятие таким видом деятельности препятствуют использованию этого средства связи в местных сетях, а также дальнейшему расширению охвата Интернетом и связью в горных и труднодоступных регионах.
Данным законом вносятся изменения в законы Республики Узбекистан «О государственной пошлине» и «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах», предусматривающие дополнение существующих подвидов лицензионной деятельности, касающихся подвижной радиотелефонной (радиотелефонной, транковой) связи, таким видом деятельности, как проектирование, строительство, эксплуатация и оказание услуг сетей подвижной спутниковой связи на территории республики, а также уточнение наименования республиканского органа исполнительной власти.
Сенаторы отметили, что этот закон служит обеспечению охвата территории республики высокоскоростным Интернетом и качественной связью, развитию сетей спутниковой связи, а также дальнейшему расширению возможностей в сфере телекоммуникаций.
Закон одобрен сенаторами.
На пленарном заседании рассмотрен Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».
Обсужденный закон соответствует реформам, проводимым в нашей стране, и направлен на устранение имеющихся ограничений по обеспечению судебной защиты прав субъектов предпринимательства и сокращение некоторых обязательных требований при регулировании предпринимательской деятельности.
Законом вносятся изменения в Налоговый кодекс Республики Узбекистан, которые предусматривают отмену ограничений, касающихся прямого обжалования предпринимателями в суде решений, принятых по результатам выездных налоговых проверок и налогового аудита налоговых органов, и расширение возможностей обращения в суд.
Кроме того, в законы «О хозяйственных обществах», «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» и «О защите прав акционерных обществ и акционеров» вносятся изменения, которые предусматривают при принятии решения об уменьшении уставного фонда (уставного капитала) субъекта предпринимательства отмену требования о письменном информировании об этом кредиторов и подаче соответствующего объявления в средствах массовой информации.
Сенаторы признали, что принятие этого закона приведет к обеспечению эффективной защиты прав субъектов предпринимательства и отмене некоторых бюрократических процедур, налагающих на них излишние расходы и обязательства.
После обсуждения закон одобрен сенаторами.
Наряду с этим обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».
Как известно, в последние годы в республике проводятся широкомасштабные работы по озеленению населенных пунктов, охране деревьев и кустарников, а также расширению зеленых зон.
В их числе реализация в масштабе всей страны общенационального проекта «Яшил макон», направленного на увеличение древесных насаждений, а также введение моратория на вырубку ценных пород деревьев и кустарников.
Однако агрессивные действия отдельных лиц по отношению к объектам растительного мира, в том числе случаи, связанные с фактами незаконной вырубки деревьев, являются причинами ухудшения общей экологической обстановки.
В то же время существование нескольких видов административной ответственности за вырубку, раскорчевку, повреждение или уничтожение деревьев и кустарников препятствует формированию единой правоприменительной практики в этом отношении и вызывает различные проблемы.
В связи с этим в Кодексе Республики Узбекистан об административной ответственности устанавливается административная ответственность за разработку проектной документации, приводящей к вырубке, раскорчевке, повреждению или уничтожению ценных видов деревьев и кустарников.
Также усиливаются меры административного взыскания за незаконную вырубку, раскорчевку и повреждение деревьев и исключаются дублирующие нормы.
Кроме этого, в Законе Республики Узбекистан «Об охране и использовании растительного мира» устанавливаются обязательства лиц, незаконно вырубивших или уничтоживших ценные виды деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд, по посадке компенсационных саженцев деревьев и кустарников вместо незаконно вырубленных и уничтоженных деревьев и кустарников в том месте, где они произрастали, и уходу за ними в течение трех лет.
Вместе с тем законом предусматривается применение финансовых санкций к юридическим лицам за незаконную вырубку или уничтожение ценных видов деревьев и кустарников.
Отмечалось, что закон служит предотвращению административных правонарушений, связанных с незаконной вырубкой, раскорчевкой, повреждением или уничтожением деревьев и кустарников, повышению ответственности физических и юридических лиц, а также формированию единой правоприменительной практики в данной сфере.
По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.
Как известно, Сенат осуществляет парламентский контроль за эффективной реализацией программ социально-экономического развития районов и городов республики, оказывает соответствующее методическое обеспечение. Результаты проведенных изучений регулярно обсуждаются на заседаниях Сената.
На сорок восьмом пленарном заседании Сената обсуждалось исполнение «дорожных карт», направленных на социально-экономическое развитие Наманганской и Ферганской областей.
Отмечалось, что в рамках реализации «дорожных карт» проведена масштабная работа по социально-экономическому развитию территорий этих областей, дальнейшему повышению уровня жизни населения, созданию новых рабочих мест и обеспечению занятости населения, ускоренному развитию предпринимательства.
В частности, в январе - октябре текущего года объем производства промышленной продукции увеличился на 5,2 процента в Ферганской области и на 7,4 процента в Наманганской области, оказания услуг на 10,1 процента в Ферганской и Наманганской областях, строительных работ в Ферганской области на 11,2 процента и на 5,8 процента в Наманганской области.
В рамках инвестиционных программ в Наманганской области запущено 1072 проекта на сумму 705,4 миллиона долларов, а в Ферганской области - 1016 проектов на 518,1 миллиона долларов.
В Наманганской области освоено прямых иностранных инвестиций на сумму 639,5 миллиона долларов, а в Ферганской области - 827,8 миллиона долларов.
В рамках программы развития социальной и производственной инфраструктуры сдано в эксплуатацию 83 объекта в Наманганской и 76 - в Ферганской области.
Практическая помощь оказана 80,4 тысячи женщинам, включенным в «Женскую тетрадь», в Наманганской области и более 112 тысячам - в Ферганской области, 23,2 тысячи молодых людей, нуждающимся в социальной защите и включенным в «Молодежную тетрадь», в Наманганской области и 31,2 тысячи - в Ферганской области.
На заседании сенаторы особое внимание уделили вопросу обеспечения населения доходным трудом.
В рамках реализации территориальной программы занятости работой обеспечены 541,3 тысячи человек в Наманганской области и 558,6 тысячи человек в Ферганской области.
На пленарном заседании сенаторами отмечалось, что в реализации «дорожных карт», направленных на социально-экономическое развитие регионов, имеются некоторые недостатки и проблемы, требующие решения.
В частности, из-за того, что вопросы, связанные с созданием микроцентров и организацией микропроектов, не были своевременно решены Министерством занятости и сокращения бедности, Агентством по работе махаллабай и развитию предпринимательства и соответствующими районными и городскими хокимиятами, план по обеспечению занятости населения не выполнен в Бешарыкском, Фуркатском и Ферганском районах Ферганской области.
Освоение кредитных средств, выделяемых в рамках программ развития семейного предпринимательства, очень низкое в Янги Наманганском, Туракурганском и Касансайском районах Наманганской области.
Министерством энергетики не выделены средства, предусмотренные для работ по установке 2 крупных трансформаторов путем строительства электросети протяженностью 1,5 км мощностью 110 кВА и модернизации подстанции «Сойгузар», в целях увеличения объема производства в Кувинском районе промышленной продукции на 100 миллиардов сумов.
Некоторые инвестиционные проекты не запущены из-за непринятия мер по обеспечению необходимой инфраструктурой территории малой промышленной зоны, созданной в Чартакском районе.
В Учкурганском, Папском и Чартакском районах Наманганской области и городе Маргилане Ферганской области не завершено выполнение плана по созданию резерва угольного топлива для системы отопления объектов социальной сферы.
Кроме того, сенаторы указали ответственным министерствам и ведомствам на недостатки по дальнейшему развитию сферы услуг в областях, работе с промышленными предприятиями, функционирующими на низкой мощности, привлечению инвестиций, увеличению объемов экспорта, обеспечению населения жильем, внедрению альтернативной энергетики, обеспечению реализации задач по внедрению водосберегающих технологий. В этой связи высказан ряд предложений.
Среди них улучшение дорог и инфраструктуры в районах с высоким туристическим потенциалом, повышение ответственности руководителей экономического комплекса при обеспечении стабильности доходов местных бюджетов, широкое использование механизма субсидирования в обеспечении занятости женщин.
По рассмотренному вопросу приняты соответствующие постановления Сената.
Кроме того, на сорок восьмом пленарном заседании Сената заслушана информация о проводимой Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан деятельности по охране атмосферного воздуха и озеленению территорий при предупреждении изменения климата.
В ходе парламентского слушания отмечалось, что вопросы борьбы с изменением климата, смягчения его негативных последствий, защиты атмосферного воздуха, расширения зеленых зон в регионах страны включены в стратегии развития отраслей экономики, а также национальные цели и задачи устойчивого развития.
В рамках Парижского соглашения предпринимаются шаги по сокращению к 2030 году выбросов парниковых газов на 35 процентов в расчете на единицу валового внутреннего продукта.
Отмечалось, что в рамках программ, направленных на предупреждение изменения климата, на прилегающих территориях установлены 69 автоматических станций отбора проб и анализа источников загрязнения 44 промышленных предприятий с высоким риском воздействия на атмосферный воздух и 27 стационарных наблюдательных пунктов.
В текущем году в результате ремонта и обновления 716 пылегазоулавливающих установок на 147 производственно-промышленных предприятиях предотвращены более 10 тысяч тонн вредных выбросов в атмосферу.
Совместно с Международным общественным фондом «Замин» в городе Ташкенте установлены 2 станции измерения мелкодисперсных частиц размером 10-2,5 РМ в атмосфере.
На 14 действующих промышленных предприятиях установлено 32 пылегазоочистные установки с КПД не менее 95 процентов и на 12 - с КПД не менее 99,5 процента.
В результате временной остановки движения 2914 автотранспортных средств в рамках акции «Чистый воздух» был предотвращен выброс в атмосферу 209,232 тонны загрязняющих веществ.
Кроме того, в текущем году в рамках общенационального проекта «Яшил макон» высажено 217 миллионов саженцев. Вокруг почти 189 промышленных предприятий с высоким уровнем воздействия на окружающую среду высажены «зеленые пояса» из 1 миллиона 730 тысяч саженцев, а также вокруг 196 полигонов отходов высажено 135 тысяч деревьев и созданы защитные лесонасаждения.
На площади 650 гектаров созданы питомники. Для обеспечения водой саженцев выкопано 893 колодца и установлены оросительные системы протяженностью 1058,7 км.
Отмечалось, что наряду с проделанной работой на местах остаются некоторые проблемы и недостатки.
Так, в результате недостаточного уровня работы по снижению количества загрязняющих веществ, попадающих в атмосферу, объем выбросов достиг почти 2,2 миллиона тонн.
Из имеющихся на предприятиях более 6 тысяч пылегазоочистных установок средняя эффективность очистки 60 процентов из них составляет 86,5 процента.
Не закреплены ответственные за содержание 1,8 миллиона саженцев, посаженных в весеннем периоде. Критике подвергся тот факт, что 7,3 миллиона саженцев были посажены на территориях, не имеющих оросительных систем, а защита деревьев от болезней и вредителей организована недостаточно хорошо.
По завершении обсуждений отмечалась необходимость снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха во всех регионах нашей республики до разрешенных норм, принятия в рамках международных соглашений и обязательств мер по снижению выбросов парниковых газов к 2030 году на 35 процентов и сокращению выбросов метана в атмосферу на 30 процентов, установки автоматического измерительного оборудования для дисперсных частиц 10–2,5 РМ в городах с развитой промышленностью. Подчеркнуто, что необходимо принять меры по доведению до 99,5 процента эффективности пылегазоочистных установок по производству строительных материалов и промышленных предприятий.
Также отмечена необходимость организации соответствующей работы по созданию электронной карты деревьев, ускорению работы по расширению зеленых зон, снижению количества строительных и подрядных организаций в Национальной информационной системе «Прозрачное строительство», нарушивших требования моратория.
Даны указания и рекомендации по переводу транспортных средств на экологически чистые источники энергии, увеличению количества экологически чистых транспортных средств, обращению особого внимания на повышение эффективности мероприятий «Чистый воздух».
По итогам обсуждения принято соответствующее постановление Сената, охватывающее эти вопросы.
На сорок восьмом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса также рассмотрен вопрос о внесении изменений в состав Верховного суда Республики Узбекистан и принято постановление Сената, в соответствии с которым на должность судьи Верховного суда Республики Узбекистан избраны Элза Шамсутдинова - сроком на десять лет, Анвар Элмурадов - на бессрочный период, Баходир Эргашев - сроком на десять лет.
Наряду с этим Бобир Исламов, Отабек Мамажанов, Шерзод Мирзахакимов, Дониёржон Тожибоев, Фируз Турсунов, Фахриддин Халилов, Шерзод Шеркулов и Хуршид Эшмуратов освобождены от должности судьи Верховного суда Республики Узбекистан.
На пленарном заседании также обсуждался вопрос об утверждении постановлений Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и принято соответствующее постановление.
В ходе пленарного заседания сенаторами рассмотрено 14 вопросов, в том числе 10 законов, направленных на укрепление правовых основ всех сфер жизни общества и повышение эффективности осуществляемых в стране масштабных преобразований, развитие международного сотрудничества.
На этом сорок восьмое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершилось.
Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан.