Первоочередными задачами определено выявление правовых проблем, встречающихся в повседневной жизни населения, проведение анализа и принятие практических мер по их устранению; разработка проектов актов законодательства, направленных на устранение системных проблем, выявленных на местах; налаживание и координацию системы оказания бесплатной первичной юридической помощи гражданам; оказание методической помощи по формированию единой правоприменительной практики в государственных органах и организациях, органах государственной власти на местах и органах самоуправления граждан.

Поэтому в целях эффективной организации деятельности органов юстиции и дальнейшего расширения охвата правовыми услугами в регионах возложить на районные (городские) отделы юстиции следующие дополнительные задачи.

 Ежемесячное проведение в махаллях мероприятий «День юстиции» по рассмотрению и решению актуальных проблем, поднимаемых населением на местах. При этом в махаллях, расположенных в отдаленных районах, выездные государственные услуги оказываются не реже двух раз в месяц; подготовка предложений о совершенствовании законодательства по устранению правовых проблем, выявляемых в повседневной жизни граждан, путем проведения подворового обхода и акций «Правовая помощь»; доведение сути и значения актов законодательства до «махаллинской семерки» на простом и доступном языке, а также решение проблем населения, касающихся правовых вопросов в его повседневной жизни, включенных «махаллинской семеркой» в платформу «0nline-mahalla»; обеспечение оказания бесплатной первичной юридической помощи населению, в первую очередь гражданам, включенным в «Железную тетрадь», «Женскую тетрадь», «Молодежную тетрадь» и информационную систему «Единый реестр социальной защиты»; информирование молодежи, женщин, лиц, нуждающихся в социальной защите, а также субъектов предпринимательства об установленных актами законодательства льготах, преференциях, субсидиях, грантах и других видах государственной поддержки и о порядке их применения; оказание районным (городским) подразделениям государственных органов и организаций, органам государственной власти на местах и органам самоуправления граждан методической помощи по формированию единой правоприменительной практики.

 Внедрить начиная с 1 июля 2024 года следующий порядок оказания бесплатной первичной юридической помощи гражданам: Министерством юстиции совместно с ННО «Мадад» в центрах государственных услуг всех районов и городов республики поэтапно создаются правовые консультативные бюро ННО «Мадад»; правовые консультативные бюро предоставляют населению бесплатные правовые консультации, а также оказывают содействие в подготовке процессуальных документов, необходимых при досудебном и судебном разрешении споров; для финансирования деятельности правовых консультативных бюро в соответствии с обоснованными расчетами ННО «Мадад» выделяются государственные субсидии за счет Общественного фонда по поддержке з негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан и общественных фондов при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента; оснащение        создаваемых      правовых консультативных бюро необходимой компьютерной техникой и мебелью осуществляется за счет средств Фонда развития органов и учреждений юстиции.

 В целях повышения правосознания и правовой культуры населения, доведения актов законодательства до исполнителей, повышения эффективности работ по разъяснению их сути и значения среди населения: а) в органах самоуправления граждан реализуется проект «Юрист махалли», в рамках которого организуются краткосрочные бесплатные учебные курсы, направленные на непрерывное повышение правовых знаний и навыков председателей органов самоуправления граждан;

 в школах начиная с 2024/2025 учебного года:

– налаживается система непрерывного повышения профессиональных знаний и навыков преподавателей по предмету «Право» и их методического обеспечения посредством специальной электронной платформы Министерства юстиции; проводятся предметная олимпиада «Знаток права» среди учащихся и конкурс «Лучший преподаватель права» среди преподавателей по предмету «Право»; создаются наглядные учебные пособия, видеоролики, компьютерные игры и мобильные приложения, направленные на самостоятельное освоение учащимися правовых знаний;

–  начиная с 1 июня 2024 года внедряется новый порядок доведения до населения государственными органами и организациями сути и значения актов законодательства и реформ.

 Согласиться с предложением Министерства юстиции об определении каждой среды недели «Днем правовой пропаганды» в махаллях.

Установить, что органы и учреждения юстиции, в том числе Ташкентский государственный юридический университет и юридические техникумы на основе идеи «Будущее страны — за законопослушной и нетерпимой к правонарушениям молодежью», направленной на повышение правосознания и правовой культуры молодежи, формирование у нее правового иммунитета к факторам, оказывающим негативное влияние на ее правовое воспитание, являются ответственными за:

– организацию комплексных мероприятий по правовой пропаганде, направленных на формирование среди молодежи нетерпимого отношения к правонарушениям, укрепление у нее чувства уважения к закону, сопричастности к судьбе страны и патриотизма; проведение мероприятий «Правовая помощь сверстнику» путем организации посещения молодежью органов и учреждений юстиции; организацию практических мероприятий по повышению имиджа и престижа юридической профессии, привитию у молодежи чувства гордости и уважения к данной профессии, повышению ее заинтересованности в обретении правовых знаний; организацию онлайн-школы правовой грамотности, ориентированной на повышение правовых знаний молодежи, с внедрением бесплатных учебных курсов по праву; проведение «Месячника правовых знаний» в образовательных учреждениях, организацию семинаров-тренингов и конкурсов на различные правовые темы, направленных на поощрение получения правовых знаний молодежью.

Определить Министерство юстиции уполномоченным органом по методическому обеспечению правоприменения в государственных органах и организациях.

В целях создания дополнительных удобств в сфере оказания государственных услуг населению и субъектам предпринимательства установить порядок, в соответствии с которым:

а) с 1 июля 2024 года:

– идентификация граждан в системе Mobile-lD осуществляется по их желанию в композитной форме в процессе оформления Ю-карты и биометрического паспорта для выезда за границу посредством центров государственных услуг; отменяется практика истребования от предприятий, учреждений и организаций электронных копий архивных документов при их уничтожении в установленном порядке; внесение в электронной форме в государственный реестр сведений о правах на недвижимое имущество, государственная регистрация которых была проведена ранее (выдано свидетельство о государственной регистрации или подтверждено путем совершения надписи на правоустанавливающем документе), и которые действительны на день внесения, а также предоставление выписки об этом из государственного реестра осуществляются на бесплатной основе;

– оформление сделок по передаче нежилого помещения другому лицу осуществляется при личной явке сторон сделки в центр государственных услуг с установлением их личности сотрудником центра, и оформленная сделка одновременно направляется в органы по кадастру для государственной регистрации;

б) до конца 2024 года:

при оказании государственных услуг внедряется метод биометрической идентификации личности (Face-lD). При этом предоставление гражданами документов, удостоверяющих их личность, не требуется; прохождение гражданами идентификации и повторной идентификации в системе Mobile-lD посредством центров государственных услуг и нотариальных контор осуществляются на бесплатной основе.

 Внедрить порядок, в соответствии с которым при необходимости проводится апробация новых государственных услуг в определенном регионе в качестве эксперимента до введения порядка их оказания.

 Согласиться с предложениями Министерства юстиции, Министерства высшего образования, науки и инноваций, Министерства дошкольного и школьного образования о совершенствовании системы подготовки юридических кадров, предусматривающими:

– внедрение системы «школа — лицей — техникум — университет» при подготовке юридических кадров путем организации «Правового класса» и углубленного изучения правовых предметов в школах; создание академических лицеев Ташкентского государственного юридического университета на базе юридических техникумов Наманганской и Самаркандской областей и прием их одаренных выпускников в высшие образовательные учреждения по направлению «юриспруденция» на основе собеседования без тестовых испытаний.

Образовать:

а) Институт переподготовки и повышения квалификации юридических кадров при Министерстве юстиции Республики Узбекистан на базе Центра повышения квалификации юристов при Министерстве юстиции, Центра профессионального обучения юридических кадров по международным стандартам при Ташкентском государственном юридическом университете, Учебного центра повышения квалификации судебных экспертов при Республиканском центре судебной экспертизы имени Х. Сулаймановой, Научно-методического центра повышения квалификации по архивному делу и делопроизводству при Агентстве «Узархив»;

б) Институт анализа законодательства и оценки регуляторного воздействия на базе государственного учреждения «Центр развития государственных услуг» Министерства юстиции.

Установить, что в целях широкого внедрения научных подходов в реализации государственной правовой политики в Ташкентском государственном юридическом университете, а также в Институте переподготовки и повышения квалификации юридических кадров при Министерстве юстиции Республики Узбекистан внедряется система: научно-методического и консультативного обеспечения деятельности органов и учреждений юстиции, сфер оказания правовых услуг, судебной экспертизы, архивного дела и делопроизводства; проведения научных исследований и выработки рекомендаций касательно эффективности работ по повышению правосознания и правовой культуры населения; проведения фундаментальных, прикладных и инновационных исследований по актуальным вопросам юриспруденции; реализации научно-исследовательских проектов, направленных на развитие сферы юридического образования и оказания правовых услуг посредством применения правовых технологий; проведения исследований правовых проблем в регионах и отраслях на основе проектных подходов с выездом на места и выработки соответствующих предложений за счет внебюджетных средств органов и учреждений юстиции и грантов.

В целях защиты прав населения и субъектов предпринимательства в сфере интеллектуальной собственности:

а) с 1 июля 2024 года:

создать возможность подачи заявок на регистрацию программ и баз данных для электронно-вычислительных машин посредством центров государственных услуг и Единого портала интерактивных государственных услуг; внедрить порядок выдачи электронного документа, защищенного QR-кодом, подтверждающего регистрацию объекта интеллектуальной собственности;

б) предоставить Министерству юстиции следующие права:

выдача в установленном порядке заключения по фактам нарушения требований актов законодательства об интеллектуальной собственности; проведение в сотрудничестве со специальными уполномоченными органами мероприятий по выявлению фактов производства контрафактной продукции, а также изъятие и уничтожение выявленной контрафактной продукции;

проведение проверок деятельности субъектов предпринимательства по фактам нарушения законодательства в сфере интеллектуальной собственности в порядке уведомления уполномоченного органа.

Внедрить с 1 января 2025 года Единый электронный реестр населения, включающий в себя гражданское состояние физических лиц и другие их персональные данные.

Внедрить в период с 1 июля 2024 года по 1 июля 2026 года в городе Ташкенте в качестве правового эксперимента новый порядок досудебного рассмотрения административных актов по оказанию некоторых государственных услуг, не соответствующих актам законодательства.

Установить, что в рамках правового эксперимента:

создается Высший апелляционный совет при Министерстве юстиции и Апелляционный совет при Управлении юстиции города Ташкента; апелляционные советы в результате досудебного рассмотрения административных актов административных органов в сфере оказания государственных услуг, не соответствующих актам законодательства, принимают решения об изменении, частичной или полной отмене указанных документов, за исключением актов, которые подлежат отмене или изменению исключительно в судебном порядке в соответствии с законодательством; рассмотрение апелляционными советами административных актов административных органов в сфере оказания государственных услуг, не соответствующих актам законодательства, осуществляется по жалобам заинтересованных лиц и результатам мониторинга оказания государственных услуг;

решения апелляционных советов публикуются в электронной системе «E-qaror», доводятся до сведения участников административного делопроизводства по административной жалобе в установленном порядке и их исполнение административными органами является обязательным; решения апелляционных советов могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке, данные решения являются окончательными для административных органов и обжалованию не подлежат.

 

М.Уразалиев,

профессор ТГЮУ