В условиях глобализации образование становится ключевым фактором повышения конкурентоспособности стран и их интеграции в мировое экономическое пространство. Следует особо отметить, что высшее образование - одна из наиболее успешных сфер партнерства между Узбекистаном и КНР.

Истоки сотрудничества в этом направлении восходят к середине 1990-х, когда был заключен ряд межправительственных соглашений. В частности, в 1993-м между Узбекистаном и Китаем подписаны соглашения о взаимном признании ученых степеней. Данный документ заложил правовые основы для признания дипломов и ученых степеней, полученных в университетах обеих стран. Также были достигнуты договоренности об увеличении квот для обучения студентов и стажировок, о поощрении контактов между образовательными учреждениями. 

Современный этап характеризуется активизацией узбекско-китайского образовательного партнерства в рамках крупных международных структур. Так, практическое взаимодействие осуществляется по линии ШОС, где реализуются специальные стипендиальные программы для граждан стран - участниц объединения. КНР ежегодно предоставляет квоты для обучения и стажировок узбекистанских студентов в рамках гуманитарного сотрудничества ШОС.

Дополнительные возможности открывают программы Институтов Конфуция, а также проекты в сфере подготовки кадров в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Так, в настоящее время Институты Конфуция Китая осуществляют свою деятельность при Ташкентском государственном университете востоковедения и Самаркандском государственном институте иностранных языков.

Следует подчеркнуть важность студенческой и академической мобильности как инструмента углубления двустороннего партнерства в высшем образовании. В настоящее время общее число узбекистанских студентов, обучающихся в Китае, превышает четыре тысячи. Растет приток китайских студентов и преподавателей в узбекистанские вузы в рамках межвузовских договоров. Также реализуются программы двойных дипломов и создания совместных научно-образовательных центров.

При этом китайская сторона вносит ценный вклад в совершенствование системы подготовки кадров в Узбекистане. В частности, перенимается опыт модернизации ведущих университетов Поднебесной, реформирования учебных планов и образовательных стандартов. Ряд китайских вузов реализует консультационные проекты по улучшению качества обучения и внедрению инновационных методик.

В последние годы отмечается рост числа узбекистанских студентов, выбирающих обучение в Китае. Этому способствуют создаваемые в КНР благоприятные условия для иностранцев, возможности получения государственных стипендий (ежегодно выделяется 100 мест). Одно из наиболее перспективных направлений - открытие совместных университетов, где формируются площадки для международного обмена знаниями и опытом, а также для культурной интеграции народов.

Сегодня Китай официально сотрудничает более чем с 15 высшими учебными заведениями Узбекистана. Среди давних партнеров - Ташкентский государственный университет востоковедения, Университет мировой экономики и дипломатии, Наманганский инженерно-технологический институт. Также растет число вузов, где изучается китайский язык.

ТГУВ является базовым центром подготовки кадров-китаистов в Узбекистане. Вузом налажены партнерские связи с 18 университетами КНР, что содействует развитию востоковедческой науки в республике. Это первый вуз в Центральной Азии, где начата подготовка китаеведов. На профильном факультете функционируют две кафедры: «Китайская филология» и «История, культура, политика и экономика Китая». Педагогический состав факультета на регулярной основе проходит обучение и повышение квалификации в престижных университетах Поднебесной. Остановимся на конкретных совместных проектах.

С 2022/2023 учебного года в столичном вузе совместно с Ляонинским педагогическим университетом реализуется программа двойных дипломов по направлению китайской филологии. При этом обучение студентов ТГУВ в городе Даляне финансируется китайской стороной. Данный проект стал первой образовательной программой подобного формата. 

Еще одним важным событием 2023 года стало создание узбекско-китайских научно-исследовательских центров на базе факультета китаеведения. Их деятельность ориентирована на подготовку совместных исследовательских проектов и учебных пособий нового поколения. Основной упор - на широкое изучение и внедрение опыта КНР в области инноваций и коммерциализации науки.

Расширяются международные научные проекты двустороннего характера - от естественнонаучных разработок до гуманитарных исследований. Подобное взаимодействие играет важную роль в наращивании совокупного научного потенциала Узбекистана и Китая. Проводится интенсивная научно-исследовательская деятельность. Лингвистические аспекты китайского языка, его сопоставительная грамматика, литература, а также история государственности, международные отношения, социально-политические процессы, экономика и философия Китая - приоритетные научные направления ученых-китаистов Узбекистана.

В соответствии с программой государственного визита 24 января 2024 года в Пекине прошли переговоры лидера Узбекистана с Председателем КНР, в ходе которого было указано на необходимость активизации сотрудничества в области образования и туризма, продолжения практики по организации взаимных дней культуры. По результатам переговоров достигнута договоренность провести первый совместный Молодежный форум инноваций.

Широкий комплекс вопросов по дальнейшему углублению сотрудничества в сфере образования и науки обсуждался в ходе переговоров Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева и Председателя КНР Си Цзиньпина в сентябре 2022 года в Самарканде, а также в мае 2023-го в Сиане. Стороны утвердили Программу развития всестороннего стратегического партнерства в новую эпоху между двумя странами на 2023-2027 годы.

По итогам переговоров  на высшем уровне в присутствии лидеров двух стран подписаны межправительственные соглашения о сотрудничестве государственных научно-исследовательских учреждений; между Министерством высшего образования, науки  и инноваций Республики Узбекистан и Министерством образования Китайской Народной Республики в области обучения китайскому языку. Вместе с тем достигнута договоренность о запуске  в Узбекистане пилотного проекта «Мастерская Лу Бань». Цель - внедрить китайскую систему профессионального образования.

Важным событием в повестке сотрудничества стало проведение первого Узбекско-­Китайского образовательного форума в Пекине.

Руководители вузов Узбекистана и Китая принимали участие в тематических панельных дискуссиях по ключевым научным направлениям: точным наукам, инженерии, сельскохозяйственным дисциплинам, IT и телекоммуникациям, гуманитарным наукам, медицине и фармацевтике.

Практический результат форума - подписание свыше 70 двусторонних соглашений о сотрудничестве. Также пять узбекских университетов достигли договоренностей с ведущими научно-образовательными центрами КНР по запуску совместных образовательных программ. Ожидается, что не менее 300 студентов из Узбекистана получат возможность обучаться в передовых китайских вузах в рамках этих программ. Кроме того, согласовано выделение грантовых квот для обучения и стажировок более сотни талантливых юношей и девушек нашей страны. 

Стратегические ориентиры дальнейшего укрепления узбекско-китайского партнерства в сфере образования и науки закрепила Пекинская декларация. Документ предусматривает формирование постоянно действующей институциональной платформы для координации совместной деятельности вузов, реализации задач по выработке центральноазиатской модели образовательного сотрудничества  с участием КНР, дальнейшего укрепления академических обменов и проведения перспективных инновационных проектов.

Какова конечная цель достигнутых соглашений? Прежде всего укрепление кадрового потенциала Узбекистана и внедрение инновационных разработок в приоритетные отрасли национальной экономики. Все это отвечает вызовам цифровизации, открывает новые горизонты взаимодействия на уровне вузов.

Позитивную роль в расширении узбекско-китайского сотрудничества в сфере образования играет поддержка инициатив на высшем уровне. Регулярные встречи и контакты руководителей наших государств, в ходе которых определяются стратегические ориентиры развития отношений, выводят взаимодействие между двумя странами на качественно новый уровень.  

Таким образом, трехдневный государственный визит Президента Шавката Мирзиёева в Китай открыл новую веху в истории двусторонних отношений. В частности, определены конкретные шаги по наращиванию совместной подготовки высококвалифицированных кадров, развитию академических обменов, реализации научно-инновационных проектов. Все это - вклад в экономическое развитие и процветание народов дружественных стран.

Абдурашид Абдулхаев.
Востоковед-китаист,
преподаватель ТГУВ.