Что же такое GSP+ и какие возможности открывает данная система Узбекистану?

Напомним, с 10 апреля решением Европейской комиссии для Узбекистана вступила в силу специальная система преференций ЕС для устойчивого развития и эффективного управления (GSP+). Применение этой системы предлагает дополнительные возможности для увеличения торговли между ЕС и Узбекистаном, поскольку будут отменены тарифы на ряд важных экспортных товаров, таких как ткани, одежда и изделия из пластика. Ранее Узбекистан пользовался системой GSP, согласно которой мог экспортировать в ЕС 3000 видов товаров без таможенных пошлин и 3200 позиций - по сниженным ставкам. В рамках данного статуса таможенные ставки на текстильную продукцию из Узбекистана варьировались от четырех до 12 процентов.

В 2020 году экспорт осуществлен в 16 стран ЕС. Основная доля пришлась на пряжу (49,1 процента), ткань (21,9), трикотаж (16,7). В тройке лидеров по импорту узбекистанского текстиля - Польша, Италия, Германия.

В рамках же GSP+ можно ввозить более 6200 видов товаров без пошлин. Если по итогам 2020 года в ЕС экспортировано продукции на 74 млн долларов, то при применении GSP+ по отношению к узбекистанской текстильной продукции ожидается увеличение экспорта до 142,1 млн долларов в 2021 году и 242,2 млн долларов - к 2022-му.

Основные конкуренты нашей респуб­лики в экспорте текстильной промышленности на рынке ЕС - Пакистан, Шри-Ланка, Монголия. Ведь доля текстиля в экспорте данных стран при системе GSP+ составляет не менее 80 процентов от общего экспорта. При этом есть и более крупные игроки, с которыми Узбекистану придется конкурировать на равных, используя имеющиеся потенциал и возможности. Главное, правильно и вовремя ими воспользоваться.

Для достижения намеченных результатов Ассоциацией «Узтекстильпром» совместно с международными организациями и предприятиями отрасли разрабатывается Стратегия продвижения текстильной продукции на рынок ЕС. В связи с этим в рамках Глобальной программы GIZ «Устойчивое развитие и увеличение добавленной стоимости в хлопковой промышленности» и его компонента «Продвижение экспорта и развитие бизнес-инкубатора в модной индустрии» в ассоциацию привлечен международный независимый эксперт из Германии. Особое внимание уделяется и качеству экспортируемой продукции. Для завоевания своей ниши на рынке стран ЕС и обеспечения конкурентоспособности необходимы внедрение европейских стандартов и сертификации продукции, изучение требований сетевых компаний, международных брендов, ритейлеров, оформление экспортных документов, маркировка товара и не только.

- Текстильный форум - уникальная площадка для информирования деловых кругов Узбекистана о возможностях, которые открываются с предоставлением статуса GSP+, - говорит руководитель исполнительного аппарата Ассоциации «Узтекстильпром» Джасур Рустамбеков. - Многие могут оказаться в плену ложных иллюзий: якобы GSP+ сразу позволит нам завоевать европейский рынок. Следует предостеречь отечественных предпринимателей. GSP+ - это лишь возможность, которую мы не имеем права упустить, что в свою очередь требует от нас как минимум быстрых, решительных и обдуманных шагов.

Во-первых, необходимо сформировать пласт работников, которые хорошо владеют европейскими языками, чтобы вести прямые переговоры с зарубежными коллегами. Во-вторых, модифицировать наши предприятия в рамках промышленной трансформации и индустриализации, внедрить современные методы управления предприятиями, активнее переходить на международную финансовую систему отчетности, чтобы отвечать ожиданиям европейских партнеров. В-третьих, важно совершенствовать процедуры сертификации и внедрять системы менеджмента качества, поскольку таможенные тарифные барьеры отменены, но сохраняются нетарифные - в виде сертификации по требованию тех или иных партнеров.

Хотел бы пояснить, что нетарифная сертификация - это требование частных клиентов, покупателей. А если учесть, что европейский рынок текстильной продукции очень большой, то надо понимать, какое количество на нем крупных игроков. GSP+ - это хорошая возможность для нас выйти на новый этап. Мы должны научиться работать не хуже европейских партнеров в технологическом, управленческом сегментах. Главное, наша продукция должна соответствовать самым высоким требованиям. Тогда мы достигнем поставленных целей.

Спикеры форума, которыми выступили первый заместитель министра инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан Азиз Воитов, председатель Ассоциации «Узтекстильпром» Илхом Хайдаров, посол ЕС в Узбекистане Шарлотта Адриан, глава представительства Германского общества по международному сотрудничеству Йорг Пуделька и другие, отметили, что предоставляемые Узбекистану преференции GSP+ являются результатом реформ, проводимых в последние годы в республике.

Согласно конкурентному анализу определены следующие приоритетные направления: пряжа и нитки (для производителей тканей), ткани (для производителей готовой одежды), трикотаж, женская, мужская и детская одежда (для сетей супермаркетов и специализированных магазинов), махровые изделия (для сетей супермаркетов, магазинов для дома и отелей).

Также стоит обратить внимание на то, что для производителей джинсовых изделий ставки снижаются с 17 процентов до 0.

В рамках форума проведен тренинг для руководителей предприятий - экспортеров текстильной продукции, обсуждено то, чего именно ожидает потребитель текстильной продукции в ЕС.

В целом, как показал форум, у Узбекистана есть все возможности не только расширить географию поставок экспорта, но и максимально нарастить его объемы.

Оксана Малосабирова.
«Правда Востока».