Вот как описан сюжет романа в Википедии: «Действие романа происходит в 1923 году в поезде, который везёт на юг детей голодающего Поволжья, на одном из "поездов Дзержинского".

Страшный голод в Поволжье в 1920-х годах породил большое количество детей сирот и беспризорников.

Сюжетно — это странствие героев. "Одиссея" в декорациях разрушенной страны в годы становления советской власти.

Юный начальник эшелона, ветеран Гражданской войны Деев эвакуирует пять сотен детей, в основном беспризорных, из Казани в Самарканд. Сопровождает состав детский комиссар Белая. Пара образуется странная: мягкий характером, неопытный фронтовик Деев и принципиальная жесткая Белая, "мужик в юбке". Также эшелон сопровождают несколько сотрудниц эвакоприемника.

В романе мы видим череду событий - поиск продовольствия, лекарств, блуждания в пустыне, столкновения с бандами.

Дорога длится 6 недель и 4 000 верст.

Путешествие начинается в Казани, и будет проходить в лесах Поволжья, через казахские степи и пески Приаралья - к пустыням Кызыл- Кумов и горам Туркестана, в хлебный Узбекистан.

Для главных героев спасение детей - главная цель, которая отменяет и на время обнуляет социальную вражду» (конец цитаты).

В материале ТАСС автор романа Гузель Яхина так мотивирует свое решение об обращении к теме голода 30-х годов: «Если подумать о жертвах голода - а это пять с лишним миллионов человек - и всего несколько книг вообще о теме голода, это кажется странным. Почему так? Тема очень серьезная, в ней есть что-то невыносимое, поэтому об этом редко пишут и редко читают».

Конечно, желание автора привлечь внимание общества к трагической теме голода 30-х годов прошлого века можно приветствовать, вот только вызывает вопросы использование легкой формы западного приключенческого романа. С элементами сказки и выдумки.

Как сообщает сайт агентства ТАСС, автор максимально обосновала этот свой подход к написанию романа: «Мне казалось, что читателю нужно помочь справиться с этой темой. И я выбрала жанр путешествия, придумала приключения для героев, ввела любовную линию. Так, потихоньку сформировалась структура книги, которая бы облегчала восприятие».

В любом случае, стоит сказать спасибо Гузель Яхиной хотя бы за то, что своей книгой она повышает интерес российской аудитории к Узбекистану, к его древнему городу Самарканду. Для индустрии туризма это самое то, что надо.