Гармоничное развитие личности предполагает всесторонний ее рост, который включает психофизическое, интеллектуальное, духовно-нравственное и художественно-эстетическое развитие. Обеспечение гармоничного развития ребенка следует рассматривать как педагогический процесс, обеспечивающий сбалансированность, комплексность и взаимообогащение качеств социально-культурными средствами.
На начальных этапах задача воспитательного воздействия состоит в том, чтобы оно выступало в качестве фактора действенного процесса взаимовлияния личности, окружающей природной и социальной среды. Исходя из понимания того, что личность относится к сложному типу организационно-функциональной системы, следует констатировать употребление разных значений данной категории в зависимости от целевой, методологической, теоретико-смысловой ориентации познавательной деятельности в рамках используемого конкретно-научного подхода.
Самая популярная среди ученых трактовка данного понятия рассматривает личность как носителя социальных интересов, способного осуществлять выбор жизненной траектории и обеспечивать качественное преобразование окружающей среды и самого себя, выступающего субъектом исторического процесса эволюционного развития. Изменение окружающей природной и социальной среды предусматривает наличие у каждого индивида жизненной концепции, которая отражает его видение мира и представляет собой систематизированную парадигму взглядов субъекта на функционирование мироздания в целом, человеческую роль в формировании действительности, а также на определение собственного места в мире.
Обобщенными качествами развития личности выступают системность, социальная соотнесенность. Главным направлением педагогического процесса является интеллектуальное воспитание, так как в результате умственной работы люди закладывают основы материального и духовного богатства и обеспечивают прогрессивное развитие науки и техники, поступательное и непрерывное движение социально-экономических процессов.
Традиционно интеллектуальное воспитание соотносят с получением новых знаний, формированием творческой составляющей личности и соответствующих навыков. Немаловажную роль при этом играет развитие мыслительного процесса, интеллектуальной активности и умственной подвижности, возможностей памяти, способности самостоятельно вести исследовательскую работу по увеличению объема знаний.
Развитие личности связано с формированием у ребенка взглядов на протекающие общественные и природные явления и процессы, развитием чувственного восприятия, воображения, речевых возможностей, способностей к игре, повышением концентрации внимания, воображения, совершенствованием мыслительной деятельности. Интеллектуальное развитие нельзя сводить только к накоплению багажа получаемых знаний, ибо оно также имеет и сопутствующие синергетические эффекты: растет интерес к получению новой информации, вырабатываются необходимые приемы интеллектуальной деятельности, трансформируются волевые и поведенческие реакции в ответ на преодоление внешних и внутренних трудностей при достижении поставленных целей.
Интеллектуальное развитие личности ребенка связано с преобразованием количественной и качественной сторон его мыслительного процесса. Изменение это происходит в результате проведения педагогических мероприятий, а также опытным путем. Систематические интеллектуальные занятия развивают и укрепляют здоровье детей, обеспечивают стремление к творчески активной, целенаправленной деятельности.
Для интеллектуального развития личности ребенка требуется следующее:
- наличие необходимых игровых материалов для реализации специализированных учебных мероприятий и игровых форм произвольного времяпрепровождения;
- приятный процесс коммуникации ребенка со взрослыми и положительное общение с детьми;
- правильное развитие основы сенсорной культуры, то есть формирование системы органов чувств и соответствующих ощущений, восприятий, представлений;
- совершенствование речевых функций, развитие умения слушать и делать пересказ;
- улучшение игровых форм деятельности и увеличение видового разнообразия времяпрепровождения.
Немаловажное значение в обеспечении гармоничного развития личности имеет и нравственное воспитание. Современная общественная жизнь предъявляет высокие требования к уровню поведенческой и коммуникативной культуры индивида, призывает к формированию положительных навыков для поддержания доброжелательных отношений, которые выступают основой создания комфортных условий для человека и позволяют отстаивать свое достоинство, укреплять позицию личности.
Дети наблюдают за поведением окружающих и постепенно в их представлении складываются модели моральных поступков людей, первоначально имеющие еще весьма неискушенный характер.
С раннего возраста необходимо формировать у ребенка навыки завершать задуманное трудное дело, форсировать попадающиеся препятствия на пути, стойко переносить невзгоды и неудачи. Важно заниматься воспитанием пытливости ума, наблюдательности, проницательности, внимательности и других черт личности, отражающих характер человека.
Трудовое воспитание как элемент гармоничного развития личности ребенка является составной частью нравственного развития. Уже в раннем возрасте прививаются такие качества, как прилежание, усидчивость, исполнительность, настойчивость, аккуратность, ответственность, добросовестность, искусство справляться с проблемами и ориентация на целенаправленную систему трудовых принципов.
Главная цель воспитательного процесса - сформировать полноценную личность для активного участия в общественной жизни, что подразумевает следующее:
- применение методических материалов для повышения уровня трудовой активности;
- демонстрацию, разъяснение и тренировку в работе;
- создание официальной атмосферы, способствующей раскрытию способностей ребенка;
- поощрение самодостаточности и инициативности ребенка;
- готовность оказывать помощь взрослым и детям;
- совершенствование предъявляемых требований к качеству трудовых операций, результативности и порядку выполнения работы;
- формирование творческого подхода в совершенствовании трудового процесса.
Регулярное вовлечение в процесс трудовой деятельности способствует повышению уровня общего развития ребенка, повышает уверенность в себе, формирует готовность справляться с возникающими препятствиями и испытывать удовлетворение от выполненной работы. В обеспечении гармоничного развития личности важное значение имеет и физическое воспитание, направленное на укрепление здоровья, тренировку двигательных навыков и умений, формирование физической закалки, поддержание интереса к разным формам двигательной активности и выработке волевых и нравственных качеств. Физическое воспитание представляет собой целостную систему, включающую охрану и укрепление здоровья, поддержание удовлетворительного уровня функционирования организма ребенка, качественное совершенствование физического состояния.
Для выполнения целей физического развития ребенка требуются соответствующие условия:
- необходимая социокультурная среда (подходящие условия жизни);
- выполнение предписаний гигиены и соблюдение санитарных норм;
- разнообразное меню и правильное питание;
- регулярное поддержание режима дня, создающего условия для полноценного развития детей, их умственной и физической активности, возможности участия их в подвижных играх и других занятиях.
Для решения стоящих перед педагогами задач в ходе проведения оздоровительных и воспитательных мероприятий необходимо добиться согласованности действий в рамках учреждений физической культуры и в семье.
Обеспечение гармоничного развития личности связано и с эстетическим воспитанием, развивающим художественный вкус, прививающим любовь к искусству, формирующим творческую активность. Эстетическое воспитание обеспечивает всестороннее развитие гармоничной личности. Период детского возраста - начальный этап художественно-эстетического познания окружающей среды.
Предлагая различные формы искусства к рассмотрению, педагоги повышают уровень восприимчивости ребенка к добру и красоте, пополняют его духовный мир. Эстетическое воспитание необходимо проводить всеми имеющимися педагогическими средствами художественного, музыкального искусства, с помощью литературного и народного творчества.
***
Таким образом, в качестве основных составных элементов всестороннего гармоничного развития личности выступают умственное, физическое, нравственное и эстетическое воспитание. Все это необходимо сочетать с развитием творческих задатков и способностей ребенка и вовлечением его в посильный трудовой процесс. Всестороннее развитие личности должно носить гармоничный характер, что означает полноценное воспитание, основанное на одновременном и взаимосвязанном развитии всех указанных выше сторон личности.
Если одной из сторон, к примеру физическому или нравственному воспитанию, уделяется недостаточное внимание, то это негативно отразится на формировании личности в целом. Важно физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание осуществлять параллельно.
Вахобжон Умидов.
Доктор педагогических наук ТГПУ, профессор.