Высшее образование - драйвер строительства Нового Узбекистана

    Образование 24 июня 2022 992

    Новый Узбекистан, стремясь укрепить свои позиции в мировом сообществе, добивается успехов в развитии человеческого капитала, создании для всех равных условий при получении качественного образования, выстраивании модели экономического развития, основанной на науке и инновациях.

    Для построения конкуренто­способной и инновационной экономики необходимо формировать у подрастающего поколения важные для рынка труда навыки и компетенции. При этом в условиях глобализации в числе приоритетных задач остаются обес­печение свободной мобильности молодежи, а также международная конкурентоспособность высших учебных заведений.

    С одной стороны, это требует повышения качества сферы просвещения и совершенствования системы признания документов об образовании, с другой - расширения возможности академической мобильности студентов, преподавателей и исследователей, присоединения их к международным нормативно-правовым документам по признанию зарубежного образования.

    В мае этого года в городе Барселоне (Испания) прошла III Всемирная конференция ЮНЕСКО по высшему образованию. В ней приняли участие представители более 130 стран, в том числе министры, руководители вузов, эксперты международных организаций. На площадке конференции обсуждены актуальные вопросы развития сферы на ближайшее десятилетие. А основной целью заявлены распространение передового международного опыта в сфере высшего образования, расширение практического сотрудничества, обсуждение реализации «дорожной карты» развития высшего образования, включенной в Повестку дня «Образование-2030».

    В числе актуальных были такие вопросы, как развитие мобильности в высшем образовании, ускорение глобального сотрудничества в этой области и устранение барьеров для мобильности путем присоединения к международным многосторонним конвенциям, влияние пандемии COVID-19 на систему образования, роль высшего образования в достижении ЦУР, инклюзивность, качество и актуальность учебных программ. В частности, состоялся глобальный диалог по изменению идей и практик в сфере для устойчивого развития планеты и человечества.

    В рамках конференции организованы встречи с представителями ЮНЕСКО, Всемирного банка и Университета Барселоны с целью повышения престижа вузов Узбекистана на международной арене, разработки программ академического обмена, проведения исследований, запуска совместных исследовательских проектов, повышения активности университетов в решении региональных проблем, устранения препятствий на пути международного признания документов о высшем образовании.

    Во время визита во Францию в 2018 году Президент Шавкат Мирзиёев встретился с Генеральным директором ЮНЕСКО Одри Азуле, после чего сотрудничество респуб­лики с организацией существенно расширилось и укрепилось. А в ходе поездки в Барселону члены делегации Узбекистана провели переговоры с заместителем Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования Стефанией Джаннини, высоко оценившей реформы, проводимые под руководством главы нашего государства в сфере образования. Она отметила, что ЮНЕСКО приветствует начатые преобразования и готова поддержать страну в процессе реформ.

    В частности, подчеркивалось: Узбеки­стан лидирует в Центральноазиатском регионе в достижении ЦУР.

    Отдельное признание получило то обстоятельство, что в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы предусмотрено увеличение уровня охвата дошкольным образованием с нынешних 67 процентов до не менее 80, в том числе доведение охвата системой дошкольной подготовки детей до 100 процентов к 2026-му. Так, по инициативе Узбекистана было принято решение о проведении при поддержке ЮНЕСКО II Всемирной конференции по образованию и обучению детей раннего возраста в ноябре 2022 года в Ташкенте.

    Экспертное сообщество отмечает, что в последние годы в результате трансформации системы высшего образования в Узбекистане на основе международного опыта созданы необходимые условия для присоединения нашей страны к Токийской и Глобальной конвенциям о признании квалификаций в области высшего образования.

    С. Джаннини в ходе встречи подчерк­нула: присоединение республики к этим документам укрепит интеграцию с международным сообществом в сфере высшего образования, послужит дальнейшему повышению качества образования. ЮНЕСКО выражает готовность оказать техническую и финансовую помощь.

    Быстро меняющаяся экономика

    Сегодня страны мира уделяют особое внимание исследованиям и разработкам для поддержки инноваций в экономике, привлечения инвестиций в ключевые сферы, развития человеческого капитала. К настоящему времени численность трудоспособного населения Узбекистана выросла на 50 процентов по сравнению с 2000 годом (с 14 до 22 миллионов человек).

    Доля молодежи в этом процессе растет из года в год. Такие демографические изменения, с одной стороны, требуют создания достойных рабочих мест для юношей и девушек, с другой - подготовки и переподготовки кадров, отвечающих требованиям рынка труда, обладающих необходимыми навыками и компетенциями. Таким образом, перед системой образования стоят две важные задачи. Во-первых, необходимо повысить гибкость рынка труда, создав возможности для получения трудоспособным населением образования на протяжении всей жизни. Во-вторых, следует формировать навыки и компетенции, необходимые молодежи для занятия достойного места в социуме.

    Особое внимание мировое сообщество уделяет цифровизации, куда входят такие направления, как искусственный интеллект, развитие онлайн-преподавания и обучения, разработки в области больших данных. Так, в ходе визита узбекской делегации во Францию обсуждено сотрудничество в сфере подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, обладающих необходимыми для рынка труда Узбекистана навыками в соответствующих отраслях экономики. В рамках проекта «Развитие навыков для трудоустройства в сельской местности Узбекистана», реализуемого ЮНЕСКО при финансовой поддержке Европейского союза, достигнута договоренность о сотрудничестве в целевом выделении 8,5 млн евро исходя из потребностей экономического развития республики.

    Намечена также совместная работа по созданию учебных программ и учебников по профессиональному образованию, их оцифровке, безвозмездному использованию образовательных ресурсов ЮНЕСКО при подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров для сферы.

    Перспективы дистанционного образования

    По данным ЮНЕСКО, охват высшим образованием в мире вырос с 18 процентов в 2000 году до 40 процентов в 2020-м, а в Центральной Азии - с 22 процентов до 35 за последние 20 лет. В частности, значительный рост наблюдается в Узбеки­стане. Так, за пять лет уровень охвата узбекской молодежи высшим образованием увеличился втрое. Расширилось участие представителей зарубежных и негосударственных образовательных услуг: количество вузов увеличилось в 2,4 раза, в том числе негосударственных. Актуальным вопросом остается качество процесса обучения, на которое особое влияние оказала пандемия.

    Стоит сказать, что обязательный переход на онлайн-обучение привел к серьезным изменениям в системе высшего образования. В свою очередь это потребовало от правительств разработки новых методов преподавания и обучения. Неравные возможности при получении образования усугубило отсутствие доступа к широкополосной связи или Wi-Fi, компьютерам или даже электричеству в некоторых отдаленных районах.

    В нашей стране в период пандемии высшее образование также впервые организовано дистанционно. И за это время был накоплен большой опыт. В текущем году впервые в утвержденном главой государства плане приема в вузы выделены квоты на дистанционное обучение по некоторым направлениям.

    Наша первоочередная задача - представить в правительство для подготовки и утверждения нормативно-правовой документ, регламентирующий введение дистанционного обучения в высшие учебные заведения республики.

    В связи с этим важно обратиться к странам с многолетним передовым опытом дистанционного образования, наладить с ними эффективное сотрудничество. Отечественным вузам следует принять поступательные меры по обогащению образовательных площадок для самостоятельного обучения видеоуроками, виртуальными лабораториями и интерактивными занятиями с привлечением ведущих IT-специалистов.

    Так, в ходе прошедшей конференции узбекская делегация провела переговоры с советником Всемирного банка Марито Гарсия и представителями крупных компаний по цифровизации высшего образования (Moodle, Blackboard, Huawei), касающиеся цифровой трансформации высшего образования в Узбекистане. В частности, М. Гарсия выразил готовность к реализации проектов в сотрудничестве с ЮНЕСКО на основе технологий дистанционного обучения, используя опыт платформ открытых онлайн-курсов, таких как Coursera, EdX, Udacity.

    Повышение студенческой мобильности - требование времени

    Роль вузов сегодня кардинально меняется: они переходят от закрытой системы, обеспечивающей четырехлетнее обучение, к открытой, основанной на сотрудничестве, способствующей социа­лизации человека, развивающей в нем необходимые навыки. Тем самым вносится вклад в устойчивое развитие.

    По данным ЮНЕСКО, во всем мире обучаются 235 миллионов студентов. За последние двадцать лет их число увеличилось более чем вдвое, и в ближайшее десятилетие эта цифра удвоится. Поэтому важно работать над расширением доступа к высшему образованию, обеспечив его высокое качество.

    К слову, шесть миллионов студентов по всему миру обучаются за границей. Ожидается, что к 2025-му эта цифра достигнет восьми миллионов. Если в 2015-м обучающихся в других странах узбекистанцев насчитывалось 28 тысяч, то сегодня их число достигло 53 тысяч. Увеличилось в несколько раз и число иностранных студентов, обучающихся в наших вузах. Однако этот показатель остается низким. Например, в 2016/2017 учебном году высшее образование в нашей стране получили 603 иностранных студента, а в текущем учебном году их количество достигло 5140.

    Пристальное внимание уделяется доле иностранных студентов в престижных международных рейтингах, в которые предполагается включить высшие учебные заведения Узбекистана. В этом направлении предстоит большая работа. В частности, на веб-сайтах и страницах в социальных сетях отечественных институтов и университетов недостаточно информации, особенно на английском языке.

    Должны быть приняты меры по повышению качества образования в государственных вузах, усилению интеграции с международным сообществом, увеличению числа профессоров и преподавателей, способных преподавать на иностранных языках, а также признанию дипломов, полученных в нашей стране.

    Стоит отметить, что в последние годы был упрощен процесс признания иностранного образования на основе международного опыта. От практики нострификации мы отказались и ввели новую - практику признания. Срок признания иностранных квалификаций высшего образования сокращен с 30 дней до десяти, а весь процесс оцифрован и реализуется через центры государственных услуг.

    Внедрена и практика прямого признания дипломов более восьми тысяч зарубежных вузов, качество образования которых признано на международном уровне. Предприняты также важные шаги для присоединения к Болонскому процессу. В частности, в вузах Узбекистана вводится кредитно-модульная система, что способствует повышению качества образования в соответствии с европейскими стандартами и руководствами.

    За последние два года в Узбекистане усовершенствована нормативная база на основе лучших мировых практик. В частности, в 2020 году принят Закон «Об образовании» в новой редакции, в который включены такие пункты, как обучение на протяжении всей жизни, образование для взрослых, инклюзивное образование, формальное, неформальное и информальное. В 2019-м приняты постановления Президента и правительства о признании зарубежного образования.

    В сотрудничестве с ЮНЕСКО при Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан создан Национальный информационный центр. Так, появилась возможность предоставить достаточную и конкретную информацию об отечественной системе образования. Запущена веб-платформа центра, которая подключается к сети национальных информационных центров Азиатско-Тихоокеанского региона. Это существенно облегчит мобильность граждан государств - членов АТР за счет расширения обмена информацией о качестве образования и признании квалификаций.

    Вместе с тем обеспечены справедливое признание, признание при отсутствии резких различий, признание по результатам обучения, прозрачность и справедливость в признании.

    * * *

    Система высшего образования Нового Узбекистана находится на важном этапе развития и укрепляется благодаря реформам, инициированным главой государства. Следовательно, каждый из нас должен быть активным участником исторической действительности, а не просто наблюдателем. Ведь каждый шаг, который мы делаем сегодня, работа, которую проводим, должны быть направлены на развитие человеческого капитала, построение сильной системы подготовки кадров, что позволит обеспечить рост национальной экономики и повышение уровня благосостояния граждан.

    Этот путь требует высокой ответственности. Задача - внести вклад в создание фундамента для третьего Ренессанса через качественное высшее образование. Если мы объединим наши силы и возможности и достигнем общей цели, то оправдаем надежды народа Узбекистана и будущих поколений.

    Улугбек Ташкенбаев.
    Начальник Государственной инспекции по надзору за качеством образования
    при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

    No date selected
    март 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates