Для построения конкурентоспособной и инновационной экономики необходимо формировать у подрастающего поколения важные для рынка труда навыки и компетенции. При этом в условиях глобализации в числе приоритетных задач остаются обеспечение свободной мобильности молодежи, а также международная конкурентоспособность высших учебных заведений.
С одной стороны, это требует повышения качества сферы просвещения и совершенствования системы признания документов об образовании, с другой - расширения возможности академической мобильности студентов, преподавателей и исследователей, присоединения их к международным нормативно-правовым документам по признанию зарубежного образования.
В мае этого года в городе Барселоне (Испания) прошла III Всемирная конференция ЮНЕСКО по высшему образованию. В ней приняли участие представители более 130 стран, в том числе министры, руководители вузов, эксперты международных организаций. На площадке конференции обсуждены актуальные вопросы развития сферы на ближайшее десятилетие. А основной целью заявлены распространение передового международного опыта в сфере высшего образования, расширение практического сотрудничества, обсуждение реализации «дорожной карты» развития высшего образования, включенной в Повестку дня «Образование-2030».
В числе актуальных были такие вопросы, как развитие мобильности в высшем образовании, ускорение глобального сотрудничества в этой области и устранение барьеров для мобильности путем присоединения к международным многосторонним конвенциям, влияние пандемии COVID-19 на систему образования, роль высшего образования в достижении ЦУР, инклюзивность, качество и актуальность учебных программ. В частности, состоялся глобальный диалог по изменению идей и практик в сфере для устойчивого развития планеты и человечества.
В рамках конференции организованы встречи с представителями ЮНЕСКО, Всемирного банка и Университета Барселоны с целью повышения престижа вузов Узбекистана на международной арене, разработки программ академического обмена, проведения исследований, запуска совместных исследовательских проектов, повышения активности университетов в решении региональных проблем, устранения препятствий на пути международного признания документов о высшем образовании.
Во время визита во Францию в 2018 году Президент Шавкат Мирзиёев встретился с Генеральным директором ЮНЕСКО Одри Азуле, после чего сотрудничество республики с организацией существенно расширилось и укрепилось. А в ходе поездки в Барселону члены делегации Узбекистана провели переговоры с заместителем Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования Стефанией Джаннини, высоко оценившей реформы, проводимые под руководством главы нашего государства в сфере образования. Она отметила, что ЮНЕСКО приветствует начатые преобразования и готова поддержать страну в процессе реформ.
В частности, подчеркивалось: Узбекистан лидирует в Центральноазиатском регионе в достижении ЦУР.
Отдельное признание получило то обстоятельство, что в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы предусмотрено увеличение уровня охвата дошкольным образованием с нынешних 67 процентов до не менее 80, в том числе доведение охвата системой дошкольной подготовки детей до 100 процентов к 2026-му. Так, по инициативе Узбекистана было принято решение о проведении при поддержке ЮНЕСКО II Всемирной конференции по образованию и обучению детей раннего возраста в ноябре 2022 года в Ташкенте.
Экспертное сообщество отмечает, что в последние годы в результате трансформации системы высшего образования в Узбекистане на основе международного опыта созданы необходимые условия для присоединения нашей страны к Токийской и Глобальной конвенциям о признании квалификаций в области высшего образования.
С. Джаннини в ходе встречи подчеркнула: присоединение республики к этим документам укрепит интеграцию с международным сообществом в сфере высшего образования, послужит дальнейшему повышению качества образования. ЮНЕСКО выражает готовность оказать техническую и финансовую помощь.
Быстро меняющаяся экономика
Сегодня страны мира уделяют особое внимание исследованиям и разработкам для поддержки инноваций в экономике, привлечения инвестиций в ключевые сферы, развития человеческого капитала. К настоящему времени численность трудоспособного населения Узбекистана выросла на 50 процентов по сравнению с 2000 годом (с 14 до 22 миллионов человек).
Доля молодежи в этом процессе растет из года в год. Такие демографические изменения, с одной стороны, требуют создания достойных рабочих мест для юношей и девушек, с другой - подготовки и переподготовки кадров, отвечающих требованиям рынка труда, обладающих необходимыми навыками и компетенциями. Таким образом, перед системой образования стоят две важные задачи. Во-первых, необходимо повысить гибкость рынка труда, создав возможности для получения трудоспособным населением образования на протяжении всей жизни. Во-вторых, следует формировать навыки и компетенции, необходимые молодежи для занятия достойного места в социуме.
Особое внимание мировое сообщество уделяет цифровизации, куда входят такие направления, как искусственный интеллект, развитие онлайн-преподавания и обучения, разработки в области больших данных. Так, в ходе визита узбекской делегации во Францию обсуждено сотрудничество в сфере подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, обладающих необходимыми для рынка труда Узбекистана навыками в соответствующих отраслях экономики. В рамках проекта «Развитие навыков для трудоустройства в сельской местности Узбекистана», реализуемого ЮНЕСКО при финансовой поддержке Европейского союза, достигнута договоренность о сотрудничестве в целевом выделении 8,5 млн евро исходя из потребностей экономического развития республики.
Намечена также совместная работа по созданию учебных программ и учебников по профессиональному образованию, их оцифровке, безвозмездному использованию образовательных ресурсов ЮНЕСКО при подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров для сферы.
Перспективы дистанционного образования
По данным ЮНЕСКО, охват высшим образованием в мире вырос с 18 процентов в 2000 году до 40 процентов в 2020-м, а в Центральной Азии - с 22 процентов до 35 за последние 20 лет. В частности, значительный рост наблюдается в Узбекистане. Так, за пять лет уровень охвата узбекской молодежи высшим образованием увеличился втрое. Расширилось участие представителей зарубежных и негосударственных образовательных услуг: количество вузов увеличилось в 2,4 раза, в том числе негосударственных. Актуальным вопросом остается качество процесса обучения, на которое особое влияние оказала пандемия.
Стоит сказать, что обязательный переход на онлайн-обучение привел к серьезным изменениям в системе высшего образования. В свою очередь это потребовало от правительств разработки новых методов преподавания и обучения. Неравные возможности при получении образования усугубило отсутствие доступа к широкополосной связи или Wi-Fi, компьютерам или даже электричеству в некоторых отдаленных районах.
В нашей стране в период пандемии высшее образование также впервые организовано дистанционно. И за это время был накоплен большой опыт. В текущем году впервые в утвержденном главой государства плане приема в вузы выделены квоты на дистанционное обучение по некоторым направлениям.
Наша первоочередная задача - представить в правительство для подготовки и утверждения нормативно-правовой документ, регламентирующий введение дистанционного обучения в высшие учебные заведения республики.
В связи с этим важно обратиться к странам с многолетним передовым опытом дистанционного образования, наладить с ними эффективное сотрудничество. Отечественным вузам следует принять поступательные меры по обогащению образовательных площадок для самостоятельного обучения видеоуроками, виртуальными лабораториями и интерактивными занятиями с привлечением ведущих IT-специалистов.
Так, в ходе прошедшей конференции узбекская делегация провела переговоры с советником Всемирного банка Марито Гарсия и представителями крупных компаний по цифровизации высшего образования (Moodle, Blackboard, Huawei), касающиеся цифровой трансформации высшего образования в Узбекистане. В частности, М. Гарсия выразил готовность к реализации проектов в сотрудничестве с ЮНЕСКО на основе технологий дистанционного обучения, используя опыт платформ открытых онлайн-курсов, таких как Coursera, EdX, Udacity.
Повышение студенческой мобильности - требование времени
Роль вузов сегодня кардинально меняется: они переходят от закрытой системы, обеспечивающей четырехлетнее обучение, к открытой, основанной на сотрудничестве, способствующей социализации человека, развивающей в нем необходимые навыки. Тем самым вносится вклад в устойчивое развитие.
По данным ЮНЕСКО, во всем мире обучаются 235 миллионов студентов. За последние двадцать лет их число увеличилось более чем вдвое, и в ближайшее десятилетие эта цифра удвоится. Поэтому важно работать над расширением доступа к высшему образованию, обеспечив его высокое качество.
К слову, шесть миллионов студентов по всему миру обучаются за границей. Ожидается, что к 2025-му эта цифра достигнет восьми миллионов. Если в 2015-м обучающихся в других странах узбекистанцев насчитывалось 28 тысяч, то сегодня их число достигло 53 тысяч. Увеличилось в несколько раз и число иностранных студентов, обучающихся в наших вузах. Однако этот показатель остается низким. Например, в 2016/2017 учебном году высшее образование в нашей стране получили 603 иностранных студента, а в текущем учебном году их количество достигло 5140.
Пристальное внимание уделяется доле иностранных студентов в престижных международных рейтингах, в которые предполагается включить высшие учебные заведения Узбекистана. В этом направлении предстоит большая работа. В частности, на веб-сайтах и страницах в социальных сетях отечественных институтов и университетов недостаточно информации, особенно на английском языке.
Должны быть приняты меры по повышению качества образования в государственных вузах, усилению интеграции с международным сообществом, увеличению числа профессоров и преподавателей, способных преподавать на иностранных языках, а также признанию дипломов, полученных в нашей стране.
Стоит отметить, что в последние годы был упрощен процесс признания иностранного образования на основе международного опыта. От практики нострификации мы отказались и ввели новую - практику признания. Срок признания иностранных квалификаций высшего образования сокращен с 30 дней до десяти, а весь процесс оцифрован и реализуется через центры государственных услуг.
Внедрена и практика прямого признания дипломов более восьми тысяч зарубежных вузов, качество образования которых признано на международном уровне. Предприняты также важные шаги для присоединения к Болонскому процессу. В частности, в вузах Узбекистана вводится кредитно-модульная система, что способствует повышению качества образования в соответствии с европейскими стандартами и руководствами.
За последние два года в Узбекистане усовершенствована нормативная база на основе лучших мировых практик. В частности, в 2020 году принят Закон «Об образовании» в новой редакции, в который включены такие пункты, как обучение на протяжении всей жизни, образование для взрослых, инклюзивное образование, формальное, неформальное и информальное. В 2019-м приняты постановления Президента и правительства о признании зарубежного образования.
В сотрудничестве с ЮНЕСКО при Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан создан Национальный информационный центр. Так, появилась возможность предоставить достаточную и конкретную информацию об отечественной системе образования. Запущена веб-платформа центра, которая подключается к сети национальных информационных центров Азиатско-Тихоокеанского региона. Это существенно облегчит мобильность граждан государств - членов АТР за счет расширения обмена информацией о качестве образования и признании квалификаций.
Вместе с тем обеспечены справедливое признание, признание при отсутствии резких различий, признание по результатам обучения, прозрачность и справедливость в признании.
* * *
Система высшего образования Нового Узбекистана находится на важном этапе развития и укрепляется благодаря реформам, инициированным главой государства. Следовательно, каждый из нас должен быть активным участником исторической действительности, а не просто наблюдателем. Ведь каждый шаг, который мы делаем сегодня, работа, которую проводим, должны быть направлены на развитие человеческого капитала, построение сильной системы подготовки кадров, что позволит обеспечить рост национальной экономики и повышение уровня благосостояния граждан.
Этот путь требует высокой ответственности. Задача - внести вклад в создание фундамента для третьего Ренессанса через качественное высшее образование. Если мы объединим наши силы и возможности и достигнем общей цели, то оправдаем надежды народа Узбекистана и будущих поколений.
Улугбек Ташкенбаев.
Начальник Государственной инспекции по надзору за качеством образования
при Кабинете Министров Республики Узбекистан.