Инцидент вынудил некоторые корабли использовать альтернативный маршрут вокруг южной оконечности Африки, что значительно увеличивает транспортные расходы и время.

Суэцкий канал – искусственно созданный водный путь является одним из наиболее активно используемых морских путей в мире, через который проходит более 12% мировой торговли (1,25 млрд. тн грузов). Этот канал также отвечает за транспортировку 7% мировой нефти и 30% ежедневных мировых контейнерных перевозок.

Согласно «Lloyd’s List» (одно из старейших судоходных изданий в мире. Основано в 1734 г. в Лондоне), расчётная дневная стоимость грузов, проходящих через канал, составляет $9,7 млрд., из которых $5,1 млрд. идут на запад и $4,6 млрд. - на восток. По оценкам экспертов, каждый час задержки обошлись мировой торговле примерно в $400 млн. выручки.

В свете данных событий экспертным сообществом рассматриваются альтернативные маршруты. В частности, Северный морской путь (СМП), Международный транспортный коридор «Север-Юг» (Мумбаи (Индия) – Бандар-Абас (Иран) – Баку (Айзербаижан) – Асрахань (РФ) – Моска (РФ) – Санкт –Петербург (РФ), Транссибирская магистраль (от Владивостока до Москвы) и инициатива «Средний коридор» (Туркменистан – Узбекистан – Кыргызстан – Китай).

Отмечая плюсы и минусы рассматриваемых маршрутов, мнение экспертов склоняется к актуальности транспортировки товаров между Азией и Европой через Центральную Азию («Средний Коридор»).

Коридор через Центральную Азию имеет ряд преимуществ по сравнению с другими рассматриваемыми транспортными маршрутами.

Северный морской путь (СМП)– морской путь между Европой и Азией через Арктические маршруты Российской Федерации. Использование СМП может сэкономить время и деньги по сравнению с рейсами через Суэцкий канал т.к. маршрут короче примерно на 40-60%
(7 000-13 000 км).

Но несмотря на это, большим недостатком является то, что значительную часть года он покрыт льдами (ноябрь – июнь), и для перевозки грузов по данному пути требуются суда особого характера и возможностей, имеющиеся только у Москвы. Таким образом, альтернатива СМП по отношению к Суэцкому каналу может носить только сезонный характер.

Международный транспортный коридор «Север-Юг» (7 200 км), мультимодальный маршрут транспортировки пассажиров и грузов, от Санкт-Петербурга (РФ) до порта Мумбаи (Индия).

Основным преимуществом МТК "Север-Юг" перед другими маршрутами (в частности перед морским маршрутом через Суэцкий канал) считается сокращение в два и более раза расстояния перевозок, а также снижение стоимости перевозки контейнеров.

Несмотря на свои преимущества, данный маршрут не может быть прямым конкурентом Суэцкому каналу, поскольку он служит для соединения Индийского океана и Персидского залива с Северной Европой, а не для соединения Восточной и Юго-Восточной Азии, как Суэцкий канал.

По мнению экспертов, он может составить конкуренцию Суэцкому каналу только в том случае, если будет интегрирован в «Средний коридор».

Транссибирская магистраль – железная дорога через Евразию, соединяющая Москву с крупнейшими восточно-сибирскими и дальневосточными промышленными городами России. Длина магистрали 9288,2 км.

В силу своего особого географического положения территория России представляет собой своеобразный «сухопутный мост» для грузовых потоков между основными макроэкономическими полюсами - странами ЕС и АТР.

По оценкам, данная магистраль может успешно конкурировать с морским транзитом, сократит путь между Европой и Северо-Восточной Азией на 8 тыс. км, сэкономит 8-10 суток транзитного времени по сравнению с морскими перевозками.

Но при сравнении с Транссибирской магистралью, подчеркивается, что «Средний коридор» короче на 2 тыс. км и проходит через районы с более благоприятным климатом.

Дополнительным плюсом также отмечается, что по сравнению с традиционным морскими путями, по этому маршруту можно доставлять грузы из Китая в Европу в три раза быстрее, всего за 11-15 дней.

Инициатива «Среднего коридора» выгодна также для Афганистана и Таджикистана. Эти страны через «Лазуритовый транспортный коридор» (Афганистан-Туркменистан-Азербайджан-Грузия-Турция) могут взаимодействовать со «Средним коридором» и транспортировать свои товары во всех азиатских направлениях, а также в Европу.

Таким образом, по утверждению экспертов, преимущества Среднего коридора и недостатки других альтернатив показывают важность данного маршрута и делают его лучшей альтернативой Суэцкому каналу.

Азамат Тохиров.
Ведущий научный сотрудник Международного института Центральной Азии.