Три года назад, когда в июне 2019-го глава государства подписал постановление «О дальнейшем совершенствовании информационно-библиотечного обслуживания населения Республики Узбекистан», идея вдохнуть новую жизнь в библиотеки обрела конкретный формат. Реформирование сферы продиктовано недостаточностью укомплектованности фондов и технического оснащения профильных учреждений, невысоким уровнем подготовки и переподготовки кадров, а читательскую культуру общества социологи характеризовали как кризисную. Преломить сложившуюся ситуацию могли только системные изменения, особенно периферийных ИБЦ, которые нуждались в такой масштабной модернизации.
Вопреки распространенному мнению, что библиотеки исчезнут, книги на фоне технологических процессов по-прежнему актуальны и востребованы и принимают прямое и непосредственное участие в просвещении общества, его гуманитарном развитии.
В Зарафшане (Навоийская область) к задаче осовременить, обновить и переформатировать информационно-библиотечные центры и создать привлекательное общедоступное публичное пространство для получения нового культурного опыта подошли со всей ответственностью. Главная идея реконструкции - удобное, открытое и многофункциональное учреждение с единством содержания и формы. Из местного бюджета направили более 300 млн сумов только на капитальную реконструкцию здания площадью 420 квадратных метров, куда городской информационно-ресурсный центр переехал из крохотных помещений местной общеобразовательной школы. После основательного ремонта и оборудования ИРЦ специальной мебелью для библиотек, моноблоками, а также кондиционерами и соответствующим интерьером его возможности принимать посетителей значительно улучшились и расширились с учетом методических рекомендаций. Библиотечное учреждение должно быть современным не только по духу, но и оснащению, соответственно этому следует менять содержание его работы, чтобы генерировать новые идеи и инициативы в обслуживании читателей.
- Информационно-библиотечная деятельность трансформируется, и нам нужно приспосабливаться к этому, чтобы библиотеки не ассоциировались с пыльным книгохранилищем и каждый посетитель чувствовал, что его здесь ждут, ему рады, - считает директор Зарафшанского городского ИБЦ Кундуз Каримова. - Новые подходы и стандарты к библиотечному пространству кардинально изменили и нашу деятельность. Улучшения не ограничились ремонтом. Пользователи получили доступ ко всем видам информации - печатным, электронным, аудиокнигам, мультимедийным файлам, а также к качественным и надежным интернет-ресурсам.
На основе проведенного среди городского населения социологического опроса и исходя из читательского спроса руководители и сотрудники городских организаций и учреждений приходят в выходные в наш информационно-библиотечный центр, который стал удобным местом для времяпрепровождения вне дома и офиса. Учитывая это и многочисленные пожелания жителей, изменили график, обслуживаем читателей также в нерабочие дни.
Главным ресурсом по-прежнему остаются книги. Чтобы обеспечить рост интереса к ним, обновляем фонд. В конце 2020 года и в начале нынешнего приобрели свыше четырех тысяч новых изданий. По инициативе специалистов ИБЦ организовали и провели книжную выставку «Подарю прочитанную книгу» («Укиган китобимни хадя киламан»), чтобы повысить читательский интерес и обогатить книжный фонд.
Практически все библиотечные учреждения находятся в поиске своего места в цифровом мире, который выступает основным конкурентом, ищут более продвинутые и приемлемые форматы работы и развития, суть которых в продвижении книги, популяризации чтения. С изменением библиотечного пространства меняются принципы деятельности. Ныне техническая и ресурсная база информационно-библиотечного центра Зарафшана позволяет обслуживать читателей в интерактивном формате, размещая электронные варианты аудио-, PDF- и ARK-книг в Telegram-канале и социальных сетях.
- Областной информационно-библиотечный центр и девять районных и городских ИБЦ продолжают предоставлять населению дистанционные услуги, чтобы наполнить содержанием их свободное время, - комментирует заместитель директора по внедрению информационных технологий и инноваций ИБЦ имени Абдуллы Кадыри Нодир Ахмадов. - Центрами открыто более 30 социальных страниц, дистанционные услуги предоставляются свыше 24 тысячам пользователей. Количество книг в информационно-библиотечных центрах составляет 95 тысяч, из которых четыре тысячи - электронные издания. Кроме того, в библиотеке сформирована электронная база зарубежных научных журналов и диссертаций для профессоров, преподавателей и научных сотрудников образовательных учреждений области. Для слабовидящих пользователей организован электронный контент аудиокниг. Время обслуживания через социальные сети не ограничено, книги доступны даже в выходные дни.
Капитальный ремонт, адаптация для маломобильных людей, современная техника позволили обрести свое лицо Зарафшанскому городскому информационно-библиотечному центру. Сегодня это место для познания нового не только через чтение, но и тематические мероприятия, семинары, в том числе и для работников школьных библиотек по вопросам использования в деятельности RFID-технологии для оказания современных услуг, методики работы с документальным фондом и библиографией. Поскольку модернизация - это не только внедрение информационных технологий, но и поиск и апробация форм обслуживания пользователей, ИБЦ продолжает по-новому осмысливать и расширять свой статус хранителя культурного багажа.
Ситора Садиева.