В этом процессе велика роль права, ведь успех реформ напрямую зависит от качества правового регулирования, происходящих в государстве, изменений. Составной частью правового регулирования является и  юридическая служба, которая направлена на установление законности в пределах деятельности конкретного субъекта правовых отношений.

Обновленная конституция страны предусматривает отдельную главу, посвященную адвокатуре, одной из основных задач которой является оказание правовой помощи юридическим лицам.

Стратегия развития Узбекистана на 2022-2026 годы предусматривает повышение правовой культуры и информированности населения, налаживание в этой связи эффективного сотрудничества государственных органов с институтами гражданского общества, средствами массовой информации и образовательными организациями. Данное направление и определяет дальнейшее развитие юридической службы государственных органов, в которых наличие юридической службы является обязательным.

Гарантии независимости юридических служб в государственных организациях  и материального обеспечения сотрудников юридической службы, определение минимальных норм и критериев формирования юридических служб, запрет сокращения имеющихся штатных единиц данной службы  в целом способствовали усилению роли юридической службы в установлении законности.

Начавшиеся в Новом Узбекистане административные реформы, реализация государственного проекта «Государственные функции» - возможность для бизнеса», создание Центров по оказанию юридических услуг при органах юстиции подняли на качественно новый уровень роль юридической службы в реформировании государства и общества.  

 Расширение частного сектора за счет создания благоприятных условий для широкого развития бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности в условиях переходной экономики привели к формированию самостоятельного вида юридической службы -корпоративной юридической службы. Сегодня юридическая служба нужна малому и среднему бизнесу как никогда, потому что растет качественное и количественное участие бизнеса в экономике страны. В частности, с 2017 года в Узбекистане было зарегистрировано более 1 300 000 тыс индивидуальных предпринимателей, а юридических лиц более 650 000 тыс. Что касается доли бизнеса по отраслям экономики и ВРП, то можно наблюдать неуклонный рост. В частности,  лишь в сфере торговли доля малого и среднего бизнеса по данным Госкомстата Республики Узбекистан в 2000 году составило 760,3 млрд. сум, в 2010 году- 18616,1 млрд. сум, в 2020 году-164106,1 млрд.сум, в 2023 году -109645,9 млрд. сум.  Лишь в Ташкентской области присутствия малого предпринимательства в ВРП за январь-июнь 2023 года составило 47,7% (для сравнения: в январе-июне 2021 года-46,1 %, январь-июнь 2022 года 44,7%).

Принятие Закона Республики Узбекистан «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых документов Республики Узбекистан и их проектов» ЗРУ-860 от 8 августа 2023 года ознаменовала новый этап в совершенствовании нормативно-правовой базы юридической службы и вывела правовую экспертизу в качестве основного института.

В национальную практику входят такие понятия, как «рынок юридических услуг», «правовой менеджмент», «юридический маркетинг», «юридический аутсорсинг».

Статистика за текущий год гласит о повышении спросе на юридические услуги, что в свою очередь требует от сотрудников юридической службы наличия комплексных знания в сфере цифровых технологий, маркетинга и менеджмента, юридической футурологии, коммуникабельности, ответственности и саморазвития.

Несмотря на все возрастающую потребность в юридической службе, она остается одной из наименее изученных правовых сфер, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии ряда институциональных проблем, требующих своего решения.

Во-первых, в соответствии с законодательством страны под юридической службой подразумевается самостоятельное структурное подразделение либо должность, создаваемое или вводимая в обязательном порядке в целях правового обеспечения деятельности государственного органа и организации. Данное определение с учетом происходящих в сфере является слишком узким для современного состояния реформирования государства и общества и требует пересмотра в контексте проводимых административно-экономических реформ.

во-вторых, нормативно-правовая база юридической службы в подавляющем большинстве состоит из подзаконных нормативно-правовых актов и ведомственных актов Министерства юстиции. Недавно принятый закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых документов Республики Узбекистан и их проектов» на сегодняшний день является единственным отраслевым нормативно-правовым актом, обладающим высшей юридической силой в сфере. При этом отсутствие концептуальных основ развития юридической службы является сдерживающим фактором в дальнейшем совершенствовании нормативно-правовой базы юридической сферы;

в-третьих, в отечественной юридической литературе юридическая служба признается прикладной наукой, что является пережитком прежних социалистической науки и совершенно не отвечает требованиям современной юридической науки. Обычно под прикладной наукой в ​​литературе понимаются инженерно-технические науки, в которых более очевидна только практическая значимость, а теоретические основы отсутствуют, что абсолютно не отражает подлинную природу юридической службы;

в-четвертых, передача части функций государственных органов частному сектору требует определения соотношения государственных и корпоративных юридических услуг. Действующее Положение о юридической службе государственных органов и организаций носит рекомендательный характер для субъектов частного сектора. При этом отдельной нормы, определяющей правовой статус юридической службы в частном секторе, несмотря на то, что принимаются нормы, предписывающие прямые указания частному сектору. Например, в Указе Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию договорных отношений договорах» от 14 сентября 2021 года №УП-6313 в договорах, связанных с государственными закупками, заключаемых хозяйствующими субъектами, в обязательном порядке устанавливаются антикоррупционные оговорки.

в-пятых, в действующем законодательстве отсутствует единая практика использования юридических терминов в юридической службе. В частности, широко используются понятия «юридическая помощь и юридические услуги», «юридические услуги субъектам хозяйственного договора», «юридические услуги», «юридические услуги», «юридическое обеспечение», «юридические консультации» и другие понятия. Хотя эти термины очень похожи друг на друга, имеются и определенные различия, которые требуют четкого регулирования в законодательстве.

В целях устранения указанных недостатков предлагается:

Во-первых, предлагается определить понятие «юридическая служба» в условиях переходной экономики как государственную организацию либо специально созданную структуру либо отдельный штат, деятельность которой  направлена на предотвращение нарушений и восстановление нарушенных прав государственных организаций либо субъектов бизнеса, формирование корпоративного правосознания и  корпоративной культуры общества, основанном на цифровых технологий;

во-вторых, углубленное изучение научно-методологической и юридической основы юридической службы как комплексной юридической науки, имеющих свой предмет, субъект и специальные источники регулирования. В связи с этим в целях углубленного изучения научно-теоретических основ юридической службы предлагается активизировать научные исследования в этой сфере;

в-третьих, предлагается разработать Концепцию развития юридической службы, которая определит основные направления развития юридической службы на ближайшие пять лет и на ее основе принять закон «О юридической службе».

В заключение следует отметить, что юридическая служба, как и другие сферы, претерпевает важные трансформации. Проводимые экономические и социальные реформы непосредственно связаны с осуществлением законных прав и интересов государственных органов и частного сектора, что в свою очередь повышают значимость правового обслуживания. Необходимость научно-правового обоснования роли юридической службы в укреплении законности в условиях переходной экономики должно быть одним из приорететных задач современной юридической науки.

 

Робия Тошбоева,

Доцент кафедры Бизнес право

Ташкентского государственного

юридического университета

кандидат юридических наук