Агентство государственных услуг после принятия в свое ведение новой структуры наряду с улучшением материально-технической базы отделений и повышением заработной платы для предотвращения коррупции начало работу по заполнению рядов органов загса квалифицированными сотрудниками. Обслуживание населения стало более удобным, быстрым и прозрачным: создана система, имеющая возможность подключения ко всем министерствам, ведомствам и учреждениям при необходимости получения определенной информации.
Установлено получение отделами загса данных областных архивов через центры государственных услуг о том, что не зафиксировано рождение и не заключен брак (так называемая форма-71) в экстерриториальном порядке. Кроме того, налажена специальная система координации с медицинскими учреждениями, поэтому в отдел загса в электронном виде поступают сведения о матери и ребенке. Внедрена отправка медицинских данных о смерти.
В целях обеспечения исполнения поставленных перед ведомством задач внимание уделяется прежде всего борьбе с коррупцией в органах и учреждениях юстиции, а также открытости и прозрачности в предоставлении населению правовых услуг. Принимаются конкретные меры по устранению таких недостатков, как несправедливый подход к отбору персонала и недостаточное финансовое обеспечение сотрудников, что относится к основным факторам возникновения коррупции в системе.
Вместе с тем агентством проанализированы позитивная практика в области регистрации актов гражданского состояния, проблемы и вызовы, выявленные в результате изучения ряда ситуаций. Все эти вопросы, как известно, негативно влияют на качество правовых услуг, оказываемых гражданам сотрудниками органов и учреждений юстиции.
Основным вызовом на протяжении долгого периода оставалась профессиональная квалификация занятых в сфере кадров. В связи с этим в конце минувшего года была организована аттестация. И все специалисты имели равные возможности и достаточно времени для подготовки.
Поскольку в органах загса в основном работают юристы, тесты составлялись по нескольким направлениям, включая сферу права и в целом широкомасштабные реформы, проводимые под руководством Президента Шавката Мирзиёева. В связи с тем что по службе сотрудникам загса приходится взаимодействовать с органами суда и нотариата, включены вопросы, касающиеся и этих областей. Ключевое внимание уделено задачам, связанным с записью актов гражданского состояния, казусами, конфликтными ситуациями, которые могут встречаться в повседневной деятельности.
Процесс проходил прозрачно: желающие могли следить за ним через официальный сайт Агентства государственных услуг и официальный канал на платформе YouTube. В аттестации приняли участие 473 сотрудника. Из них 163 соответствуют должности, а с 208 (44 процента принимавших участие в аттестации) трудовые договоры расторгнуты. 353 специалиста получили льготы на основе законодательства в связи с наличием у них детей до трех лет. Некоторые находятся в отпуске по уходу за ребенком: их тестирование было отложено. Условно прошли испытание 102 сотрудника: они будут переаттестованы через шесть месяцев в установленном порядке.
Успешно прошедшие квалификационный экзамен являются примером для коллег и продолжают служить соотечественникам.
Тестовые испытания позволили не только оценить квалификацию персонала органов загса, но и изучить проблемы, которые его беспокоят. Например, выяснилось, что в отделах Самаркандской и Навоийской областей некоторым сотрудникам приходилось преодолевать большие расстояния до работы и обратно, так как они проживали в другом районе. Вопрос этих специалистов, успешно прошедших аттестацию, детально изучен. В настоящее время они ведут деятельность в отделениях, расположенных вблизи их места проживания.
Заслуживают также внимания отделы загса, которые готовились к аттестации командой, сообща. Например, все три сотрудника из Уйчинского района Наманганской области во время аттестации продемонстрировали комиссии глубокие знания и компетенцию.
Особую значимость в контексте всестороннего развития направления имеет постановление Президента «О дополнительных мерах по автоматизации процедур предоставления государственных социальных услуг и помощи населению» от 4 августа 2020 года. Документом прежде всего указано на необходимость осуществления работы по оцифровке, чтобы идти в ногу с мировыми трендами. Сфера загса не является исключением. Оцифровка означает упрощение получения государственных услуг.
Следует отметить и то, что на настоящий момент большая часть записей актов гражданского состояния уже оцифрована. В результате чего введен порядок предоставления гражданам архивных документов на основе экстерриториального принципа (независимо от регистрации по месту постоянного или временного пребывания). Достигнута возможность выдачи гражданам справок и сведений, связанных с архивными документами, в течение трех дней. Ранее этот срок составлял 15 дней.
В целях скорейшего завершения формирования электронных баз документов, хранящихся на бумажных носителях в архивах органов, в электронной системе «Единый электронный архив загс» были привлечены дополнительные работники. Они обеспечены необходимой оргтехникой, офисным оборудованием, канцелярскими товарами.
Ведется работа по закреплению ПИНФЛ за актовыми записями, внесенными в информационную систему, в разрезе районов (городов). Десятки миллионов оцифрованных актовых записей внесены в информационную систему «Единый электронный архив загс». Создана возможность получения этих сведений онлайн. Правильность и актуальность данных, вносимых в систему, постоянно проверяются. Для этого сотрудники органов записи актов гражданского состояния контролируют достоверность информации путем сравнения ее с имеющимися в архиве документами.
Оцифровка, внедрение современных систем и технологий имеют огромный потенциал в любой отрасли. Поэтому и сфера услуг, в том числе государственных, требует постоянного совершенствования. Ведь это дает возможность достичь устойчивого развития и улучшить благосостояние граждан.