В Узбекистане основой успешного развития стало то, что по инициативе Президента Шавката Мирзиёева и правительства республики поэтапно и последовательно осуществляются масштабные преобразования во всех сферах, направленные на обеспечение политических, экономических и социальных прав и интересов граждан страны, повышение уровня и качества их жизни.
Не стали исключением и загсы. После того как 1 апреля текущего года данная система была переведена в ведение Агентства государственных услуг, начался новый этап изменений во многих направлениях деятельности данных организаций. А на днях Кабинет Министров утвердил постановление, которым отмечены улучшения в сфере загса.
Корпоративная политика Агентства госуслуг заключается в том, что мы стараемся пополнять ряды сотрудников только кадрами с соответствующими навыками и высоким потенциалом. Ведь оказывать услуги качественно и оперативно, заслужить доверие народа можно только с совестливой и трудолюбивой командой. Поэтому в первую очередь началась широкая деятельность по аттестации сотрудников, работающих в этой системе. Особенно примечательно то, что для обеспечения прозрачности эти испытания будут проводиться специалистами Министерства юстиции. Это решение станет гарантом сохранения в системе исключительно высококвалифицированного персонала.
Кроме того, планируется упразднение поста архивариуса (входящего в ряды технического персонала). Вместо него внедрены должности инспекторов 1-й и 2-й категорий, которые будут считаться скорее управленцами. Другими словами, в сферу станут привлекаться инициативные и способные кадры.
Естественно, в любом направлении имеются свои проблемы, и крайне важно бороться с ними в самом начале, не давая ситуации возможности усугубляться. Так, для предотвращения такого явления, как коррупция, решено создать для персонала достойные условия и оплату труда. Ведь работник, получающий хорошую зарплату, старается выполнять свои обязанности как можно лучше. В этих целях теперь сотрудники органов загса по условиям оплаты труда и материального стимулирования приравниваются к их коллегам из отделов территориальных управлений Агентства.
Таким образом, планируется увеличить зарплату сотрудников загса в среднем в три раза. Помимо того, период деятельности заведующих, инспекторов отделов загса и домов бракосочетания в системе хокимиятов включается в стаж работы, необходимый для выплаты надбавок за выслугу лет и получения классных чинов. Стоит подчеркнуть, что и требования к ним будут соответствующие.
Но основной тон изменений, конечно, задает народ. Для него и происходят все эти перемены и реформы. Что же ждет сограждан в ближайшем будущем?
Мы планируем сделать процесс получения услуг еще более простым и оперативным. К примеру, сейчас вводится процедура обеспечения загсов гербовыми свидетельствами о рождении, смерти, браке и разводе напрямую самим Агентством госуслуг. Проще говоря, гербовые документы будут доставляться органам загса и дипломатическим представительствам Узбекистана за рубежом гораздо быстрее.
Следующее удобство интересно лицам, не получившим свидетельство о рождении вовремя. Прежде регистрация рождения лиц старше 16 лет производилась только на основании решения суда. А теперь при наличии соответствующей медицинской справки рождение будет зарегистрировано прямо в загсе на основании только заявлений совершеннолетнего ребенка и его родителей (или одного из них).
Вышеупомянутым постановлением правительства также упростилась процедура получения ряда других документов. Так, регистрация гражданских состояний, в том числе брака или рождения, теперь возможна на основании не только гербовых документов, но и справки из архивов загса. Это сэкономит как деньги, так и время сограждан.
И одно из главных нововведений - это то, что теперь вступающие в брак могут брать двойную фамилию.
Бюрократии также станет меньше. Справки для получения пособия при рождении ребенка и единовременного пособия на похороны теперь не будут выдавать на руки гражданам, а станут отправлять напрямую во внебюджетный Пенсионный фонд через специальную электронную систему.
Правильность и актуальность данных, вносимых в информационную систему «Единый электронный архив загс», планируется постоянно проверять. Для этого сотрудники органов записи актов гражданского состояния будут контролировать достоверность информации путем сравнения ее с имеющимися в архиве документами.
Улугбек Мухаммадиев.
Директор Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан.