В соответствии с Указом Президента «Об утверждении Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека» от 22 июня 2020 года утверж­дена «дорожная карта». В документе в целях искоренения нарушений прав человека намечено обеспечение независимос­ти судебной власти, совершенствование деятельности органов прокуратуры и укрепление полномочий системы правосудия, а также создание широких условий для деятельности национальных институтов по защите прав человека, дальнейшее развитие национальной системы мониторинга и оценки государственной политики в области прав человека, повышение правового сознания и правовой культуры населения, формирование культуры соблюдения прав человека в обществе.

Кроме того, в октябре 2020-го Узбекистан впервые в истории был избран большинством голосов в Совет по правам человека Организации Объединенных Наций на трехлетний срок. Наряду с этим Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев выступил в феврале текущего года на 46-й сессии Совета по правам человека ООН.

Результатом работы по обеспечению прав, свобод и законных интересов человека, совершенствованию соответствующей правовой базы стало принятие ряда нормативно-правовых документов, направленных на дальнейшее совершенствование деятельности Омбудсмана. В качестве самого яркого тому подтверждения можно привести Указ Президента «О мерах по совершенствованию деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбуд­смана)» от 10 сентября 2021 года. Данным документом Омбудсману предоставлены следующие полномочия:

  • Осуществление действенного парламентского контроля за соблюдением государственными органами и организациями, в том числе правоохранительными и контролирующими органами, законодательства о правах, свободах и законных интересах человека.
  • Право законодательной инициативы Омбудсмана.
  • Право Омбудсмана на представление Президенту Республики Узбекистан, палатам Олий Мажлиса, а также Кабинету Министров специальных докладов по отдельным аспектам защиты прав, свобод и законных интересов человека, направленных на принятие правовых, организационных, социально-экономических и иных мер.

Вносимые в сферу необходимые корректировки послужат основой для дальнейшего углубления демократических реформ в нашей стране, устойчивого развития общества и государства, эффективной защиты прав, свобод и законных интересов человека.

Если останавливаться на деятельности Омбудсмана, то за девять месяцев 2021 года на имя Уполномоченного от узбекистанцев, граждан и Омбудсманов иностранных государств, лиц без гражданства, общественных организаций и других юридических лиц поступило 13 689 обращений. Из них по защите личных прав и свобод составили 4914 (35,9 процента), по политическим правам - 699 (5,1), по экономическим - 3717 (27,2), по социальным - 4135 (30,2) и по экологическим - 81 (0,6). Наряду с этим 60 обращений (0,7 процента) касались вопросов противодействия коррупции, 37 (0,4) - коронавирусной инфекции. Кроме того, поступило 46 (0,5) разного рода предложений.

В качестве субъекта парламентского контроля Омбудсманом в делопроизводство принято 7028 обращений. Из них удовлетворено 1871 (26,6 процента), также по ним даны правовые разъяснения и рекомендации. В этот период в соответствии со статьей 16 Закона Респуб­лики Узбекистан «Об Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (Омбуд­смане)» в целях восстановления нарушенных прав граждан в министерства и ведомства внесены 32 заключения и девять представлений. Из них удовлетворено 15 заключений и девять представлений. Кроме того, в суды внесено шесть исков: все удовлетворены. Работники секретариата Омбудсмана 77 раз участвовали в судах в качестве наблюдателей. 25 из них - в судебных разбирательствах по уголовным делам, 45 - в судах по гражданским делам и семь раз - в административных. По 12 судебным делам права граждан восстановлены.

В целях обеспечения исполнения мер воздействия, внесенных Омбудсманом, министерствами и ведомствами по отношению к 77 сотрудникам, нарушившим правила работы с обращениями и дисцип­линарные требования, применена мера дисциплинарного воздействия «выговор», по отношению к девяти работникам - штрафы, семеро освобождены от занимаемой должности.

Однако результаты изучения и анализа обращений показывают, что в сфере обеспечения прав, свобод и законных интересов человека имеется ряд проблем.

Так, в отчетном периоде в адрес Омбуд­смана поступило 3717 (27,2 процента) обращений по восстановлению экономических прав и свобод граждан. В данном направлении в качестве субъекта парламентского контроля Омбудсманом в делопроизводство принято 1859 обращений.

Права граждан на жилье закреплены во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о правах ребенка, а также в других международных актах. Закреп­ленные в них положения отражены и в Конституции Республики Узбекистан. В частности, в статье 53 Основного Закона нашей страны отмечено: «Частная собственность, наряду с другими формами собственности, неприкосновенна и защищается государством. Собственник может быть лишен ее только в случаях и в порядке, предусмотренных законом». В свою очередь статья 54 гласит, что собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом. Использование имущества не должно причинять ущерб экологической среде, нарушать права и охраняемые законом интересы граждан, юридических лиц и государства.

Однако анализ обращений граждан показывает: в некоторых регионах страны все еще иногда происходит принудительное выселение собственников без выплаты компенсации за сносимый объект собственности или предоставления имущества равной стоимости. В целях устранения проблем, связанных с этим вопросом, в июне текущего года Омбудсманом в Конституционный суд Республики Узбекистан внесено предложение о выявлении соответствия пунктов 43 и 47 Положения о порядке изъятия земельных участков и предоставления компенсаций собственникам объектов недвижимости, расположенных на изъятом земельном участке.

В адрес Омбудсмана поступило 4135 (30,2 процента) обращений, связанных с обеспечением социальных прав и свобод граждан. Из них 2068 приняты в делопроизводство.

Если обратить внимание на содержание обращений по жилищным вопросам, то у многих социально уязвимых категорий граждан отсутствует собственное жилье. Им приходится годами «кочевать» с одной съемной квартиры на другую или жить в практически непригодных условиях, не соответствующих социальным нормам. Собственное жилье не могут приобрести и лица с инвалидностью, а также люди, воспитывавшиеся в домах «Мехрибонлик».

Еще одна проблема: непрозрачность списков выделяемого государством жилья, составляемых местными органами власти, наличие фактов коррупции, годами препятствующих решению подобных проблем.

Кроме того, в большинстве поступаю­щих обращений изложены вопросы социальной защиты, в частности, оказания практической помощи в обеспечении занятости или выхода из бедности. Претензии обращающихся связаны с тем, что они не могут попасть в «железную тетрадь» (или другие) для получения соответствующей помощи от государства. Часть обращений связана с тем, что людей необоснованно исключают из этих списков. А в некоторых случаях, несмотря на то, что они уже включены в «железную», «женскую» или «молодежную» тетради, им не оказывается материальная помощь или не обеспечивается ее адресность местными органами власти, органами самоуправления граждан, другими ответственными ведомствами.

Примечательно, что в целях сокращения бедности и устранения иждивенчества, а также обеспечения занятости граждан в рамках Госпрограммы «Каждая семья - предприниматель» гражданам, отнесенным к категории нуждающихся, выделяются льготные кредиты (до 150-кратного размера БРВ) без гарантий и поручительства (на основании страховки). При этом в обращениях в качестве основной проб­лемы указывается отсутствие прозрачности в процессе получения кредита.

В соответствии с программой по договору между банком, поставщиком и клиентом выделяются льготные кредиты на развитие животноводства, птицеводства, тепличных хозяйств, швейного дела и другие направления. Желающие получить кредит вынуждены приобретать продукцию у поставщика, включенного в список хокимията по рекомендации банка. При этом по ценам намного выше рыночных. Тогда как обязательство по обеспечению качества поставляемых на откорм и разведение животных не возложено на соответствующую сторону. В результате убытки несет клиент, которому непросто выплатить кредит.

Отметим, что, поскольку кредит льготный, встречаются случаи, когда граждане получают его и направляют на свои нужды (проведение свадеб и торжеств, ремонт жилья, выплата долга и так далее), а заем, как водится, не возвращают.

Фиксируются также случаи, когда из-за того, что банк своевременно не перечисляет средства поставщикам, клиент остается без продукции. Бывает, банки отказываются перечислять средства, если клиент собирается покупать товар у поставщика, не включенного в перечни хокимиятов. Кроме того, отсутствие опыта и знаний граждан в сфере животноводства или налаживании собственного бизнеса препятствует тому, чтобы они встали на ноги с помощью полученного кредита.

Защита прав женщин - еще одно приоритетное направление деятельности Омбудсмана. За прошедший период поступило 168 обращений, связанных с защитой семьи. В 73 из них изложены факты унижения женщин, в девяти - передачи ребенка другому родителю, в 12 - унижения со стороны родственников мужа и в 75 - другие. 239 обращений по поводу взыскания алиментов говорят о том, что в данной сфере имеются системные проблемы и необходимо принять действенные меры. В основном отмечается недостаточная сумма самих алиментов, их несвоевременная выплата или нежелание ответчика выплачивать их. Для решения подобных проблем целесообразно обратить внимание на их причины. Следует пересмотреть размеры алиментов, устанавливаемых судами: в соответствии с Семейным кодексом Республики Узбекистан суды при назначении размеров алиментов исходят из средней заработной платы республиканского уровня. Однако разница между средней заработной платой в Ташкенте и другими регионами республики значительная.

Должники по алиментам не могут найти возможность выплачивать их, находясь в республике. За рубеж на заработки выехать тоже не могут. В результате теряют платежеспособность. Таким образом, возникают семейные конф­ликты, факты сокрытия доходов, совершаются преступления.

Для устранения приведенных выше проблем и недостатков, их предотвращения считаем целесообразным выдвинуть следующие предложения.

По вопросам защиты прав граждан на частную собственность

  • Совершенствование действующего законодательства.
  • Обязательная публикация на официальных веб-сайтах данных о территориях, изымаемых для нужд государства и общества, где расположены сносимые объекты.
  • Формирование электронной базы данных (в связи с изъятием земельных участков для нужд государства и общества) с точным указанием адресов предлагаемого на местах жилья и зданий с тем, чтобы граждане могли съездить и ознакомиться с объектами. Это обеспечит прозрачность процесса и будет способствовать предупреждению потенциальных конфликтов.
  • Конкретное определение сроков предоставления имущества, жилья или здания, выделяемого вместо частной собственности, изъятой для нужд государства и общества. При этом необходимо установить порядок, в соответствии с которым гражданам выплачивается пеня за каждый просроченный день.
  • При принятии судами решения о переселении особое внимание должно быть уделено выделению равноценного жилья именно в том районе, где был произведен снос, наличию в нем всех удобств, близкому расположению к месту работы или учебы граждан.

По вопросам обеспечения социальных прав и свобод граждан

  • Возложение обязательств по дополнительной организации рабочих мест и трудоустройству лиц, потерявших кормильца, одиноких женщин, сирот, инвалидов, ранее судимых безработных граждан и других членов социально уязвимых семей на субъекты предпринимательства, которым предлагаются льготные кредиты или освобождение от налогов или уменьшение налогового бремени исходя из видов и объемов льгот.
  • В целях устранения коррупциогенного фактора пересмотреть договоры, составляемые между банком, поставщиком и клиентом, на предмет точного указания в них требований, предъявляемых к продукции, прав и обязательств сторон.
  • Прикрепление граждан, получаю­щих льготные кредиты, к фермерам и предпринимателям в своем районе, чтобы те делились знаниями и опытом и помогали согражданам в становлении собственного дела.
  • В целях устранения коррупциогенных факторов необходимо выделять платежеспособным гражданам так называемые нецелевые кредиты: если клиент имеет возможность своевременно вернуть заем, нет необходимости предъявлять ему ненужные требования. Целесообразно обеспечить таким гражданам возможность свободно и прозрачно пользоваться банковскими услугами.

В сфере обеспечения семейного права и выплаты алиментов

  • Для корректного и справедливого назначения алиментов судами следует возложить на Министерство финансов установление размеров средней заработной платы исходя из степени территориальной развитости регионов республики.
  • Необходимо разрешать выезд за рубеж на заработки гражданам, не имею­щим возможности зарабатывать достаточно средств для выплаты алиментов на территории республики, под поручительство физического или юридического лица.

Перечисленные меры будут способствовать дальнейшему развитию предпринимательства в нашей стране, обес­печению занятости за счет организации дополнительных рабочих мест, сокращению бедности, устранению иждивенческих настроений, заметному уменьшению расходов на поддержку лиц, внесенных в «железные», «женские» и «молодежные» тетради, обеспечению их адресности. Кроме того, благодаря принятым мерам сократится количество обращений по обозначенным вопросам, снизится уровень преступности. В результате установится социальная стабильность в стране.

Бунёджон Эшонкулов.
Заведующий отделом Секретариата Уполномоченного Олий Мажлиса
Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмана).