В соответствии с Указом Президента «Об утверждении Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека» от 22 июня 2020 года утверждена «дорожная карта». В документе в целях искоренения нарушений прав человека намечено обеспечение независимости судебной власти, совершенствование деятельности органов прокуратуры и укрепление полномочий системы правосудия, а также создание широких условий для деятельности национальных институтов по защите прав человека, дальнейшее развитие национальной системы мониторинга и оценки государственной политики в области прав человека, повышение правового сознания и правовой культуры населения, формирование культуры соблюдения прав человека в обществе.
Кроме того, в октябре 2020-го Узбекистан впервые в истории был избран большинством голосов в Совет по правам человека Организации Объединенных Наций на трехлетний срок. Наряду с этим Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев выступил в феврале текущего года на 46-й сессии Совета по правам человека ООН.
Результатом работы по обеспечению прав, свобод и законных интересов человека, совершенствованию соответствующей правовой базы стало принятие ряда нормативно-правовых документов, направленных на дальнейшее совершенствование деятельности Омбудсмана. В качестве самого яркого тому подтверждения можно привести Указ Президента «О мерах по совершенствованию деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмана)» от 10 сентября 2021 года. Данным документом Омбудсману предоставлены следующие полномочия:
- Осуществление действенного парламентского контроля за соблюдением государственными органами и организациями, в том числе правоохранительными и контролирующими органами, законодательства о правах, свободах и законных интересах человека.
- Право законодательной инициативы Омбудсмана.
- Право Омбудсмана на представление Президенту Республики Узбекистан, палатам Олий Мажлиса, а также Кабинету Министров специальных докладов по отдельным аспектам защиты прав, свобод и законных интересов человека, направленных на принятие правовых, организационных, социально-экономических и иных мер.
Вносимые в сферу необходимые корректировки послужат основой для дальнейшего углубления демократических реформ в нашей стране, устойчивого развития общества и государства, эффективной защиты прав, свобод и законных интересов человека.
Если останавливаться на деятельности Омбудсмана, то за девять месяцев 2021 года на имя Уполномоченного от узбекистанцев, граждан и Омбудсманов иностранных государств, лиц без гражданства, общественных организаций и других юридических лиц поступило 13 689 обращений. Из них по защите личных прав и свобод составили 4914 (35,9 процента), по политическим правам - 699 (5,1), по экономическим - 3717 (27,2), по социальным - 4135 (30,2) и по экологическим - 81 (0,6). Наряду с этим 60 обращений (0,7 процента) касались вопросов противодействия коррупции, 37 (0,4) - коронавирусной инфекции. Кроме того, поступило 46 (0,5) разного рода предложений.
В качестве субъекта парламентского контроля Омбудсманом в делопроизводство принято 7028 обращений. Из них удовлетворено 1871 (26,6 процента), также по ним даны правовые разъяснения и рекомендации. В этот период в соответствии со статьей 16 Закона Республики Узбекистан «Об Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсмане)» в целях восстановления нарушенных прав граждан в министерства и ведомства внесены 32 заключения и девять представлений. Из них удовлетворено 15 заключений и девять представлений. Кроме того, в суды внесено шесть исков: все удовлетворены. Работники секретариата Омбудсмана 77 раз участвовали в судах в качестве наблюдателей. 25 из них - в судебных разбирательствах по уголовным делам, 45 - в судах по гражданским делам и семь раз - в административных. По 12 судебным делам права граждан восстановлены.
В целях обеспечения исполнения мер воздействия, внесенных Омбудсманом, министерствами и ведомствами по отношению к 77 сотрудникам, нарушившим правила работы с обращениями и дисциплинарные требования, применена мера дисциплинарного воздействия «выговор», по отношению к девяти работникам - штрафы, семеро освобождены от занимаемой должности.
Однако результаты изучения и анализа обращений показывают, что в сфере обеспечения прав, свобод и законных интересов человека имеется ряд проблем.
Так, в отчетном периоде в адрес Омбудсмана поступило 3717 (27,2 процента) обращений по восстановлению экономических прав и свобод граждан. В данном направлении в качестве субъекта парламентского контроля Омбудсманом в делопроизводство принято 1859 обращений.
Права граждан на жилье закреплены во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о правах ребенка, а также в других международных актах. Закрепленные в них положения отражены и в Конституции Республики Узбекистан. В частности, в статье 53 Основного Закона нашей страны отмечено: «Частная собственность, наряду с другими формами собственности, неприкосновенна и защищается государством. Собственник может быть лишен ее только в случаях и в порядке, предусмотренных законом». В свою очередь статья 54 гласит, что собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом. Использование имущества не должно причинять ущерб экологической среде, нарушать права и охраняемые законом интересы граждан, юридических лиц и государства.
Однако анализ обращений граждан показывает: в некоторых регионах страны все еще иногда происходит принудительное выселение собственников без выплаты компенсации за сносимый объект собственности или предоставления имущества равной стоимости. В целях устранения проблем, связанных с этим вопросом, в июне текущего года Омбудсманом в Конституционный суд Республики Узбекистан внесено предложение о выявлении соответствия пунктов 43 и 47 Положения о порядке изъятия земельных участков и предоставления компенсаций собственникам объектов недвижимости, расположенных на изъятом земельном участке.
В адрес Омбудсмана поступило 4135 (30,2 процента) обращений, связанных с обеспечением социальных прав и свобод граждан. Из них 2068 приняты в делопроизводство.
Если обратить внимание на содержание обращений по жилищным вопросам, то у многих социально уязвимых категорий граждан отсутствует собственное жилье. Им приходится годами «кочевать» с одной съемной квартиры на другую или жить в практически непригодных условиях, не соответствующих социальным нормам. Собственное жилье не могут приобрести и лица с инвалидностью, а также люди, воспитывавшиеся в домах «Мехрибонлик».
Еще одна проблема: непрозрачность списков выделяемого государством жилья, составляемых местными органами власти, наличие фактов коррупции, годами препятствующих решению подобных проблем.
Кроме того, в большинстве поступающих обращений изложены вопросы социальной защиты, в частности, оказания практической помощи в обеспечении занятости или выхода из бедности. Претензии обращающихся связаны с тем, что они не могут попасть в «железную тетрадь» (или другие) для получения соответствующей помощи от государства. Часть обращений связана с тем, что людей необоснованно исключают из этих списков. А в некоторых случаях, несмотря на то, что они уже включены в «железную», «женскую» или «молодежную» тетради, им не оказывается материальная помощь или не обеспечивается ее адресность местными органами власти, органами самоуправления граждан, другими ответственными ведомствами.
Примечательно, что в целях сокращения бедности и устранения иждивенчества, а также обеспечения занятости граждан в рамках Госпрограммы «Каждая семья - предприниматель» гражданам, отнесенным к категории нуждающихся, выделяются льготные кредиты (до 150-кратного размера БРВ) без гарантий и поручительства (на основании страховки). При этом в обращениях в качестве основной проблемы указывается отсутствие прозрачности в процессе получения кредита.
В соответствии с программой по договору между банком, поставщиком и клиентом выделяются льготные кредиты на развитие животноводства, птицеводства, тепличных хозяйств, швейного дела и другие направления. Желающие получить кредит вынуждены приобретать продукцию у поставщика, включенного в список хокимията по рекомендации банка. При этом по ценам намного выше рыночных. Тогда как обязательство по обеспечению качества поставляемых на откорм и разведение животных не возложено на соответствующую сторону. В результате убытки несет клиент, которому непросто выплатить кредит.
Отметим, что, поскольку кредит льготный, встречаются случаи, когда граждане получают его и направляют на свои нужды (проведение свадеб и торжеств, ремонт жилья, выплата долга и так далее), а заем, как водится, не возвращают.
Фиксируются также случаи, когда из-за того, что банк своевременно не перечисляет средства поставщикам, клиент остается без продукции. Бывает, банки отказываются перечислять средства, если клиент собирается покупать товар у поставщика, не включенного в перечни хокимиятов. Кроме того, отсутствие опыта и знаний граждан в сфере животноводства или налаживании собственного бизнеса препятствует тому, чтобы они встали на ноги с помощью полученного кредита.
Защита прав женщин - еще одно приоритетное направление деятельности Омбудсмана. За прошедший период поступило 168 обращений, связанных с защитой семьи. В 73 из них изложены факты унижения женщин, в девяти - передачи ребенка другому родителю, в 12 - унижения со стороны родственников мужа и в 75 - другие. 239 обращений по поводу взыскания алиментов говорят о том, что в данной сфере имеются системные проблемы и необходимо принять действенные меры. В основном отмечается недостаточная сумма самих алиментов, их несвоевременная выплата или нежелание ответчика выплачивать их. Для решения подобных проблем целесообразно обратить внимание на их причины. Следует пересмотреть размеры алиментов, устанавливаемых судами: в соответствии с Семейным кодексом Республики Узбекистан суды при назначении размеров алиментов исходят из средней заработной платы республиканского уровня. Однако разница между средней заработной платой в Ташкенте и другими регионами республики значительная.
Должники по алиментам не могут найти возможность выплачивать их, находясь в республике. За рубеж на заработки выехать тоже не могут. В результате теряют платежеспособность. Таким образом, возникают семейные конфликты, факты сокрытия доходов, совершаются преступления.
Для устранения приведенных выше проблем и недостатков, их предотвращения считаем целесообразным выдвинуть следующие предложения.
По вопросам защиты прав граждан на частную собственность
- Совершенствование действующего законодательства.
- Обязательная публикация на официальных веб-сайтах данных о территориях, изымаемых для нужд государства и общества, где расположены сносимые объекты.
- Формирование электронной базы данных (в связи с изъятием земельных участков для нужд государства и общества) с точным указанием адресов предлагаемого на местах жилья и зданий с тем, чтобы граждане могли съездить и ознакомиться с объектами. Это обеспечит прозрачность процесса и будет способствовать предупреждению потенциальных конфликтов.
- Конкретное определение сроков предоставления имущества, жилья или здания, выделяемого вместо частной собственности, изъятой для нужд государства и общества. При этом необходимо установить порядок, в соответствии с которым гражданам выплачивается пеня за каждый просроченный день.
- При принятии судами решения о переселении особое внимание должно быть уделено выделению равноценного жилья именно в том районе, где был произведен снос, наличию в нем всех удобств, близкому расположению к месту работы или учебы граждан.
По вопросам обеспечения социальных прав и свобод граждан
- Возложение обязательств по дополнительной организации рабочих мест и трудоустройству лиц, потерявших кормильца, одиноких женщин, сирот, инвалидов, ранее судимых безработных граждан и других членов социально уязвимых семей на субъекты предпринимательства, которым предлагаются льготные кредиты или освобождение от налогов или уменьшение налогового бремени исходя из видов и объемов льгот.
- В целях устранения коррупциогенного фактора пересмотреть договоры, составляемые между банком, поставщиком и клиентом, на предмет точного указания в них требований, предъявляемых к продукции, прав и обязательств сторон.
- Прикрепление граждан, получающих льготные кредиты, к фермерам и предпринимателям в своем районе, чтобы те делились знаниями и опытом и помогали согражданам в становлении собственного дела.
- В целях устранения коррупциогенных факторов необходимо выделять платежеспособным гражданам так называемые нецелевые кредиты: если клиент имеет возможность своевременно вернуть заем, нет необходимости предъявлять ему ненужные требования. Целесообразно обеспечить таким гражданам возможность свободно и прозрачно пользоваться банковскими услугами.
В сфере обеспечения семейного права и выплаты алиментов
- Для корректного и справедливого назначения алиментов судами следует возложить на Министерство финансов установление размеров средней заработной платы исходя из степени территориальной развитости регионов республики.
- Необходимо разрешать выезд за рубеж на заработки гражданам, не имеющим возможности зарабатывать достаточно средств для выплаты алиментов на территории республики, под поручительство физического или юридического лица.
Перечисленные меры будут способствовать дальнейшему развитию предпринимательства в нашей стране, обеспечению занятости за счет организации дополнительных рабочих мест, сокращению бедности, устранению иждивенческих настроений, заметному уменьшению расходов на поддержку лиц, внесенных в «железные», «женские» и «молодежные» тетради, обеспечению их адресности. Кроме того, благодаря принятым мерам сократится количество обращений по обозначенным вопросам, снизится уровень преступности. В результате установится социальная стабильность в стране.
Бунёджон Эшонкулов.
Заведующий отделом Секретариата Уполномоченного Олий Мажлиса
Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмана).