В ходе обсуждения сенаторы отметили, что при разработке Закона не приняты во внимание уровень социально-экономического развития государства, доходы населения, их социально-психологическое положение, а также реализуемые реформы по сохранению семей и предложения международных организаций.
В частности, рекомендации ООН по разработке законодательства о насилии в отношении женщин предусматривают, что наложение штрафов на лиц, обвиненных в домашнем насилии, следует рассматривать как бремя для потерпевшего и поэтому как неприемлемую форму наказания для правонарушителей.
В заключительных рекомендациях 6-го периодического доклада Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин подчеркнуто, что за несоблюдение принципов защиты нужно применять соответствующие сдерживающие меры наказания.
Кроме того, в 35-ой Рекомендации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин сказано, что применение мер защиты не должно ложиться чрезмерным финансовым, бюрократическим или личным бременем на женщин, пострадавших от насилия или в результате насилия.
В ходе обсуждения отмечалось, что наказание, назначенное за неисполнение требований охранного ордера лицом, совершившим притеснение и (или) совершившим насилие либо склонным к их совершению, фактически ложится в качестве груза на потерпевшего.
По мнению местных и зарубежных экспертов, наложение штрафа на лицо, совершившее притеснение и насилие, за нарушение охранного ордера, усиливает вероятность нарушения обязательств Узбекистана по статье 2 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (воздерживаться от совершения каких-либо дискриминационных актов или действий в отношении женщин).
Это, в свою очередь, может негативно сказаться на показателях Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах.
Пунктом 18 Положения, утвержденного постановлением Правительства № 3 от 4 января 2020 года «О мерах по совершенствованию системы защиты женщин от притеснения и насилия» также на лицо, совершившее притеснение и насилие, возложена обязанность возмещения расходов по размещению в специальный центр по лечению, консультированию и оказанию помощи жертвам насилия, а также компенсированию материального и морального ущерба.
В ходе заседания подчеркивалась необходимость разработки норм закона, которые в целях предупреждения притеснения и насилия в семье не только повысят ответственность, но и, в первую очередь, способствуют в последующем принятию мер в системной и логической последовательности, обеспечивающих нравственную, воспитательную, всестороннюю материальную и гармоничную жизнь семьи.
На основании вышеизложенного сенаторами принято постановление об отклонении Закона «О внесении изменения в статью 206-1 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности», сообщает информационная служба Сената Олий Мажлиса РУз.