Кроме того, строгое определение мер ответственности в действующем законодательстве за нарушения избирательного законодательства способствует более полной реализации принципа избирательной свободы, дальнейшей демократизации избирательной системы, укреплению принципов открытости и прозрачности выборов.
Следует отметить, что вопросы ответственности в области выборов регулируются Уголовным кодексом Республики Узбекистан, Кодексом об административной ответственности, Избирательным кодексом Республики Узбекистан и постановлением Центральной избирательной комиссии
“Об обеспечении неотвратимости ответственности за правонарушения в сфере организации и проведения выборов и референдума”.
Кроме того, законодательством определено, что протокол об административном правонарушении в области выборов составляется органами прокуратуры и внутренних дел, а также уполномоченными на то должностными лицами избирательных комиссий, и данные дела рассматриваются судами по уголовным делам.
Зарубежный опыт в этой сфере, то есть какие нормы установлены в зарубежном законодательстве, мы можем рассмотреть посредством сравнительно-правового анализа, представленного ниже.
В соответствии со статьей 55 Закона Китайской Народной Республики “О выборах в Всекитайский Конгресс народных представителей и коренных народов всех уровней”, в целях обеспечения свободного осуществления права избирать и права быть избранным, при наличии одного из следующих правонарушений, в соответствующем порядке применяется одно из административных наказаний:
1) препятствовать свободному осуществлению права избирать и права быть избранным путем подкупа избирателей или депутатов деньгами или другими материальными средствами;
2) препятствовать избирателям или депутатам свободно осуществлять свое право избирать и быть избранными путем насилия, угроз, шантажа и других незаконных действий;
3) фальсификация избирательных документов, искажение количества бюллетеней или предоставление недостоверных сведений о незаконных действиях;
4) оказание давления, месть в отношении лиц, выдвинувших обвинения или обвинения в незаконных действиях во время выборов или лиц, потребовавших отзыва депутата.
В соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации за общественно-опасное нарушение избирательных прав граждан и их права на участие в референдумах, нанесение значительного ущерба охраняемым законом общественным отношениям при организации и проведении выборов и референдумов предусмотрена уголовная ответственность.
В Уголовном кодексе Федерации определены преступления, связанные с воспрепятствованием осуществлению избирательного права или работы избирательных комиссий, нарушением порядка финансирования избирательной кампании, фальсификацией избирательных документов и результатов голосования.
В соответствии с уголовным законодательством Германии воспрепятствование проведению выборов или определению результатов выборов, фальсификация избирательных документов и результатов голосования квалифицируются как преступления.
В частности, одним из своеобразных преступных деяний в области выборов данного государства является “подкуп избирателя”, в соответствии с которым одним лицом другому лицу предлагается, обещается или даётся подарок или иное вознаграждение в обмен на неиспользование права голоса.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь об административных правонарушениях, агитация в день выборов в представительные органы государственной власти квалифицируется как административное правонарушение.
Согласно уголовному законодательству Азербайджанской Республики, воспрепятствование проведению предвыборных публичных мероприятий, создание условий для голосования на выборах вместо других является преступлением.
В Уголовном кодексе Республики Армения приведены ряд видов преступлений в сфере выборов, в том числе предоставление ложной информации, представление поддельного документа или голосование иным путем несколько раз или вместо другого лица приведены в качестве преступлений.
В настоящем кодексе определено, что совершение мошеннических действий путем нарушения порядка составления списка избирателей должностным лицом, ответственным за составление списка избирателей, является преступлением.
В уголовном законодательстве Грузии также указано несколько преступлений в избирательной сфере и виды ответственности за их совершение. В частности, в уголовном законодательстве этого государства, как и в законодательстве Германии, подкуп избирателя признается преступлением.
Следует отметить, что законодательство вышеуказанных государств в данной сфере и правоприменительная практика подлежат дальнейшему совершенствованию норм национального законодательства.
Действительно, определение нарушений избирательного законодательства и конкретных видов ответственности по ним, обеспечит, в свою очередь, неотвратимость ответственности на местах, может послужить беспрепятственному осуществлению избирательных процессов, дальнейшей демократизации избирательной системы и открытости выборов.
Дилдора Базарова.
Заведующая кафедрой «Уголовно-процессуального права»
Ташкентского государственного юридического университета,
кандидат юридических наук, профессор.