Специализированная школа- интернат № 102 города Ташкента - не просто учебное заведение. Это второй дом для ребят с особенностями развития. Здесь, наряду с изучением общеобразовательных предметов, умело организован процесс воспитания и развития учащихся в комфортной психологической среде. Более того, дети круглосуточно находятся под наблюдением воспитателей-наставников, которые, как о родных, заботятся о подопечных.
Задача школы-интерната для детей с нарушением слуха - развивать у воспитанников речь, слух и тем самым помогать им жить полноценной жизнью, становиться успешными людьми. О специфике деятельности школы- интерната корреспонденты «ПВ» побеседовали с ее директором Рано МИРФАЯЗОВОЙ:
- Всего у нас учатся 270 учеников из разных областей Узбекистана и города Ташкента. Обучение проводится дифференцированно по следующим критериям: уровень развития и качественные характеристики познавательных процессов, мотивации, способностей, а также психодинамические, характерологические и социально-психологические свойства.
Обучая детей с нарушением слуха общеобразовательным предметам, ведем коррекционную работу на преодоление или ослабление последствий патологии, воспитание полноценных адаптированных членов общества.
К слову, учебно-воспитательная работа школы-интерната организована согласно постановлению Кабинета Министров «Об утверждении нормативно- правовых актов о государственных специализированных образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями» от 13 сентября 2011 года.
Школа для детей с особенностями развития руководствуется системой дидактических принципов. Особое внимание в коррекционной и учебно-воспитательной работе уделяется формированию вербальной речи и словесно-логического мышления, расширению речевой практики и развитию остаточного слуха.
Основа системы - предметно-практическая деятельность, которая выступает в качестве базы для общего и речевого развития, а также создание познавательной активности, самостоятельности и сознательности в приобретении знаний, умений и навыков.
Школа-интернат осуществляет воспитательную работу, образовательную и трудовую подготовку и помогает преодолеть последствия снижения слуха. Применяются методы, максимально стимулирующие активную речевую деятельность, развитие слухового восприятия и формирование навыков чтения с губ и лица.
Наряду с общеобразовательными предметами в учебном плане есть и коррекционные, такие как музыкальная ритмика, индивидуальная и фронтальная работа по развитию слухового восприятия и обучения, произношения, речевого общения.
Учебно-воспитательный процесс осуществляют педагоги-дефектологи, сурдопедагоги, а также преподаватели, прошедшие курсы переподготовки по дефектологии.
Что касается распорядка дня, то в первой половине учащиеся обучаются по общеобразовательной программе. Затем воспитатели проводят закрепление пройденного на уроках учебного материала, лечебно-реабилитационную, санитарно- гигиеническую и консультационную работу.
После уроков дети могут посетить секции по футболу, шашкам, шахматам, волейболу. Кроме того, организуются разные спортивные конкурсы.
- Наверняка среди ваших воспитанников есть достигшие успеха в образовании, спорте…
- Как подчеркивают наши преподаватели, стоит только уделить больше внимания ребенку - он добьется более высоких результатов. И, соответственно, ему легче будет адаптироваться во взрослой жизни. Окончив школу, многие продолжают обучение, строят карьеру. В этом деле важно интегрировать ученика в общество, чтобы в дальнейшем у него не было проблем. Желание человека самореализоваться не зависит от наличия или отсутствия слуха. Глухие и слабослышащие люди зарабатывают деньги и имя собственным трудом. Поэтому каждый самостоятельно устанавливает себе планку.
Отрадно то, что нам есть кем гордиться. Многие выпускники принимают активное участие в работе Общества глухих Узбекистана.
Выпускник нашей школы Сергей Тютюшкин - чемпион по легкой атлетике. Творческие успехи по созданию танцевальных коллективов в Обществе глухих Узбекистана и школе-интернате выпускника Олега Ощепкова отмечены главой нашего государства почетной грамотой и ордером на квартиру.
Восьмиклассник Марсель Шаюсупов принимает активное участие в турнирах по шахматам и получает призовые места.
- Ведете ли просветительскую работу с родителями?
- Конечно, такая работа организуется классным руководителем при активном участии воспитателей и учителей-предметников.
Формы работы с родителями разнообразны. Например, проводятся общешкольные и классные собрания, лекции и семинары, конференции, дни открытых дверей. Также привлекаем мам и пап к решению организационных, культурно-массовых, хозяйственных, воспитательных вопросов. Основной упор делаем на беседы, посещения родителей учащихся для выяснения атмосферы внутри семьи, консультации.
- Знакомо ли слабослышащим детям понятие «стигма»?
- Сегодня у людей с нарушениями слуха есть возможность стать полноценными участниками социальной жизни. К сожалению, не все ею пользуются. Это касается детей, которые выросли в семье слышащих родителей и по каким-либо причинам стали слабослышащими. С ними необходимо постоянно решать важную проблему содействия максимальному преодолению отрыва от семьи и изоляции его от общества, так как проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребенок постепенно утрачивает шанс успешно адаптироваться к жизни в обычной социальной среде.
Наше общество в принципе весьма лояльно, но еще встречаются случаи стигматизации и социальной изоляции. Поэтому у слабослышащих детей при необходимости должна быть возможность получить помощь психолога.
- Какая поддержка осуществляется со стороны государства?
- Как уже было сказано выше, учебно- воспитательная работа школы-интерната организована согласно постановлению Кабинета Министров, ведомство держит на контроле все возникающие проблемы и вопросы, содействует их решению. Министерство народного образования выделило новую школьную мебель. В ближайшее время планируется оснащение классов стационарной звукоусиливающей аппаратурой, которая необходима при коррекционной работе по развитию слухового восприятия и произношения.
Планов у нас много, но, конечно, понадобится помощь правительства. В эпоху цифровых технологий хотелось бы оснастить школу-интернат современной техникой, обогатить материально-техническую базу в кабинетах информатики электронными досками и видеопроекторами. Кроме того, дополнительно открыть профессиональные направления и тем самым оборудовать кабинеты парикмахерского искусства, кулинарии, ювелирного дела, плотничества.
- Как сейчас организованы занятия?
- В данное время в связи с пандемией коронавируса обучение в школе- интернате проводится в онлайн-режиме. Установлена связь с родителями через интернет, учащиеся смотрят видеоуроки с сурдопереводом, организованные Министерством народного образования, которые транслируются по телевидению.
- Можно ли обратиться в вашу школу-интернат по поводу устройства ребенка? Как это сделать?
- Принимаем детей на основании направления Главного управления народного образования и заключения медико-психолого-педагогической комиссии города Ташкента. При прохождении комиссии необходимо иметь заключения сурдопедагога с результатами аудиометрии и психоневролога.
…Когда-то мы уже писали о школе- интернате для слабослышащих детей. Только тогда не было пандемии коронавируса, «отправившей» ребят на онлайн-обучение. И мы могли вживую видеть этих веселых, искренних, как и все дети, мальчиков и девочек, которые тянутся к знаниям, совершенствуют себя в спорте и различных направлениях искусства. Познакомились с педагогами, которые вкладывают всю душу в обучение воспитанников. Надеемся, совсем скоро человечество победит пандемию, и стены этого учебного заведения, как, впрочем, и всех остальных школ, лицеев, колледжей, вузов, наполнятся детским смехом, живыми разговорами и шумным гомоном ребятни…
Беседовали
Юлия Сарымсакова,
Анастасия Боровикова.
«Правда Востока».