За эти годы пройден поистине исторический путь становления Узбекистана как независимого государства, равноправного члена ООН и многих других авторитетных международных организаций. Созданы новые структуры государственного управления, сделаны решительные шаги по переходу к рыночной экономике, претерпела коренные изменения социальная сфера. Прогресс в достижении Целей развития тысячелетия, последовательные меры в выполнении Целей устойчивого развития ООН до 2030 года получили признание на международной арене. Узбекистан занял достойное место среди более чем 200 государств планеты.

Последние четыре года в истории страны отмечены коренными реформами во всех сферах жизни. В соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах осуществляется реализация таких приоритетов во внут­ренней политике, как кардинальная либерализация экономики, реформы в государственном и общественном управлении, развитие социальной сферы, решение экологических проб­лем, улучшение системы здраво­охранения.

Это время поистине можно назвать эпохой настоящих перемен в сфере улучшения качества жизни населения и реального решения назревших проблем в регионах республики.

Действительно, за последние годы осуществлена широкомасштабная работа и принят ряд нормативно-правовых актов по кардинальному реформированию и развитию сферы здравоохранения. Первостепенными задачами проводимой работы определены совершенствование первичного звена медицинского обслуживания, экст­ренной и скорой медицинской помощи, специализированной медицинской службы, охрана репродуктивного здоровья, развитие частных медицинских учреждений  и другие.

Социальный характер преобразований, проводимых в стране, четко прослеживается в том, что в Узбекистане претворяются в жизнь комплексные меры по охране материнства и детства, включая совершенствование оказания перинатальных услуг беременным женщинам, снижение смертности матерей, новорожденных и детей, предотвращение рождения детей с врожденными пороками и наследственными заболеваниями, укрепление материально-технической базы родильных комплексов и детских больниц, оснащение их современным оборудованием, внедрение системы полноценного медицинского осмотра женщин в целях профилактики, раннего выявления и лечения онкологических  заболеваний.В центре внимания - внедрение современных методов диагностики и лечения, раннее выявление и лечение заболеваний, профилактическая работа среди населения со стороны республиканских специализированных научно-практических медицинских центров педиатрии, хирургии, урологии, микрохирургии глаза, кардиологии, дерматовенерологии, эндокринологии, нейрохирургии  и других.

Важное место в этой сфере уделяется проблеме неукомплектованности медицинских учреждений на местах специалистами. Для решения этой проб­лемы принимаются меры по улучшению системы подготовки и повышению квалификации медицинских кадров. Например, количество квот приема для подготовки врачей с высшим образованием и подготовки в клинической ординатуре увеличивается из года в год. Помимо этого, особый акцент в реформах в сфере здравоохранения сделан на организацию на должном уровне деятельности филиалов респуб­ликанских специализированных центров в регионах, улучшение материально-технической базы  медицинских учреждений, расширение сети пунк­тов скорой медицинской помощи и аптек при сельских семейных поликлиниках, а также увеличение доли частной медицины.

В результате мер по развитию частного сектора здравоохранения количество частных медицинских учреждений возросло до 500, почти в три раза увеличено количество оказываемых ими медицинских услуг. Создана атмосфера здоровой конкуренции между государственными и частными медицинскими учреждениями.

Сегодня в центре внимания в обеспечении охраны здоровья - тема борьбы с распространением коронавирусной инфекции COVID-19. О системности проводимой в этом направлении работы свидетельствует то, что в Узбекистане в январе 2020 года была оперативно создана Специальная республиканская комиссия по подготовке Программы мер по  предупреждению завоза и распространения нового типа коронавируса в Республике Узбекистан во главе с Премьер-министром страны.

Принимаемые комиссией решения распространяются по всем каналам связи и требуют незамедлительного исполнения гражданами и организациями независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы. Основанием для применения мер к нарушителям являются нормы Закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», Кодекса РУз об административной ответственности и Уголовного кодекса.

Узбекистан оперативно реагирует на изменение ситуации с распространением коронавируса.  Принимаются необходимые решения по смягчению или усилению карантинных ограничений в целях противодействия распространению инфекции.

К важнейшим широкомасштабным преобразованиям относятся и реформы, направленные на улучшение состояния окружающей среды.  В 2017 году Указом Президента Государственный комитет по охране природы был преобразован в Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды, усовершенствована система управления, контролирующая и координирующая деятельность специально уполномоченных государственных органов, организаций и предприятий в области охраны окружающей среды и рационального природо­пользования.

Последующими решениями главы государства предусмотрены меры по кардинальному совершенствованию и развитию системы обращения с отходами: утверждена комплексная схема образования, сбора, транспортировки, утилизации, переработки и захоронения твердых бытовых отходов, мероприятия по совершенствованию этой системы на 2017-2021 годы, а также привлечение субъектов предпринимательства к деятельности по оказанию услуг по сбору и вывозу бытовых отходов на основе государственно-частного партнерства путем создания благоприятных условий для инвестирования в данную сферу.

В октябре 2019 года Указом лидера страны принята Концепция охраны окружающей среды Респуб­лики Узбекистан до 2030 года, предусматривающая следующие меры:

- сохранение и обеспечение качества объектов окружающей среды (атмосферный воздух, вода, земля, почва, недра, биоразнообразие, охраняемые природные территории) от антропогенного воздействия и иных негативно воздействующих факторов;

  • приоритетное использование материалов, продукции, производственных и иных объектов, представляющих наименьшую экологическую  опасность;
  • расширение охраняемых природных  территорий;
  • обеспечение экологически безопасного использования токсичных химических и радиоактивных веществ;
  • совершенствование экологически безопасной системы обращения с отходами;
  • формирование экологической культуры населения, повышение уровня прозрачности деятельности государственных органов в сфере охраны окружающей среды и усиление роли гражданского общества.

Ставились также задачи по усилению экологического контроля за соблюдением законодательства по вопросам охраны и использования природных территорий и объектов, обращения с отходами, соблюдения моратория на вырубку ценных видов деревьев, а также повышения ответственности и эффективности административного воздействия и за нарушения экологических, санитарных норм и требований в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования.

В реализации всего комплекса задач в указанных сферах наряду с государством важно участие институтов гражданского общества.

Законотворческая, контрольно-аналитическая и практическая деятельность дали новый импульс в совершенствовании правовых норм в сфере управления окружающей средой, осуществлении общественного экологического контроля, повышения эффективности сохранения экосистем и использования природных ресурсов, улучшения санитарной и экологической обстановки в республике, решении экологических проблем в регионах. Исходя из инициативы Президента Узбекистана по преодолению негативных последствий Аральской катастрофы, обозначены новые подходы, в том числе разработка Концепции «Приаралье - зона экологических инноваций и технологий», организация экологических акций по посадке саксаула на высохшем дне  Аральского моря, содействие деятельности Многопарт­нерского трастового фонда по человеческой безопасности для Приаралья.

Следуя направлениям Стратегии действий, программ социально-экономического развития территорий и планов по охране окружающей среды и здоровья населения, ставятся и реализуются задачи по обеспечению экологической устойчивости в стране, решению экологических проблем и предотвращению их негативных последствий. Представители разных слоев общества вовлекаются в реализацию государственной политики, направленной на улучшение экологической обстановки и показателей  здоровья жителей.

И сегодня продолжается работа по выполнению намеченных задач в сфере. Реализация инициированных Президентом страны широкомасштабных преобразований, нацеленных на формирование образа нового Узбекистана, основанного на «зеленой экономике» и инновационных технологиях во всех сферах жизни общества, обеспечит право граждан на благоприятную чистую окружающую среду.

Ойбек Рахимов.
Сотрудник аппарата Законодательной палаты Олий Мажлиса.

Саидрасул Сангинов.
Профессор, доктор философских наук.