В нашей стране проводится системная работа по достижению высокой урожайности в сельском хозяйстве, эффективному использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения. В последние годы особое внимание уделяется выращиванию на малоурожайных хлопковых и зерновых площадях плодоовощных и кормовых культур. Главное, данная практика оправдывает себя экономической эффективностью. В частности, в начале этого года сокращены 80 тысяч га хлопковых и зерновых площадей и переданы населению для выращивания другой сельхозпродукции. В результате 785 тысяч граждан обеспечены работой, заготовлено дополнительно 1,5 млн тонн продовольствия на три трлн сумов.

По сведениям, дехкане на каждом гектаре выращивают в среднем в пять раз больше продукции, чем фермеры. Это еще раз доказывает эффективность земельной реформы.

Словом, передача широким слоям населения в аренду земельных участков для ведения семейного дехканского хозяйства открывает огромные возможности в повышении производственного объема, обеспечении занятости сельского населения и сокращении бедности.

Укреплены правовые основы

В нашей стране заметные изменения в области землепользования начались с 2017 года. В 2019-м разрешена приватизация участков несельскохозяйственного назначения. С местных госорганов снят ряд полномочий относительно земельных отношений. Весомая работа осуществлена и по цифровизации сферы. Укрепляется правовая база, что играет важную роль в повышении эффективности землепользования. В частности, Указ Президента «О мерах по кардинальному совершенствованию системы ведения учета земли и государственных кадастров» от 7 сентября 2020 года определил приоритетные задачи, направленные на развитие этой сферы.

Согласно документу задачи, функции и полномочия Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру по ведению мониторинга сельскохозяйственных земель и культур, осуществлению за ними госнадзора, проведению исследований в области почвоведения и геоботаники переданы Министерству сельского хозяйства.

Указом на базе Госкомитета по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру образовано Агентство по кадастру при Государственном налоговом комитете РУз.

Определено, что с 1 октября 2020 года решения, протоколы аукционов и тендеров, нотариально удостоверенные сделки и другие документы, предусматривающие возникновение, изменение, отчуждение, ограничение и прекращение прав на земельные участки, вступают в силу после государственной регистрации в Национальной географической информационной системе Республики Узбекистан.

Решение документом еще одной важной задачи имеет большое значение. Так, с 1 января 2021 года вся информация о типе, контурах, границах и правообладателях земель вносятся в онлайн-геопортал Агентства по кадастру. Онлайн-геопортал интегрируется с Национальной геоинформационной системой: земельный баланс и его отчетность, а также тетрадь районного (городского) земельного кадастра ведутся исключительно в ней.

Очередным важным документом, предусматривающим реализацию земельных реформ, стало постановление главы государства «О мерах по развитию семейного предпринимательства в плодоовощеводстве и виноградарстве, увеличению доли дехканских хозяйств в сельскохозяйственном производстве» от 23 ноября 2021 года. В нем основное внимание уделено финансовой поддержке предпринимательских инициатив, направленных на получение доходов населением, оказание гражданам содействия в организации собственного дела в аграрной отрасли, увеличение доли дехканских хозяйств в производстве сельскохозяйственной продукции и диверсификацию сельского хозяйства.

Постановлением принято решение о поэтапном возврате в резерв 200 тысяч га земель, высвобожденных из-под хлопка и зерна, и предоставлении в аренду гражданам в размере от 0,10 до 1 га посредством открытого электронного конкурса сроком на 10 лет для реализации проектов в таких отраслях, как овощеводство, выращивание бахчевых, бобовых, масличных культур и картофеля, с созданием дехканских хозяйств.

Установлено, что сбор, рассмотрение и согласование материалов по предоставлению в аренду земельных участков осуществляются через информационную систему E-IJARA, а открытый электронный конкурс будет проводиться на элект­ронной торговой платформе E-AUKSION.

Важно, что при предоставлении земельных участков для ведения дехканского хозяйства посредством этих конкурсов приоритет отдается гражданам, достигшим положительных результатов в выращивании сельскохозяйственной продукции, имеющим базовую специальность в одной из отраслей, нуждающимся семьям, включенным в списки «железной», «женской» и «молодежной» тетрадей.

Установлено, что кредиты выделяются на малое интенсивное садоводство и виноградарство с льготным периодом до трех лет на срок не более семи лет; на выращивание бахчевых, бобовых, масличных культур, картофеля и овощеводство - с льготным периодом до шести месяцев на срок до двух лет. Словом, данное постановление стало одним из важных документов в обеспечении занятости, развитии семейного предпринимательства в плодоовощеводстве и виноградарстве.

Другим постановлением Президента «О дополнительных мерах по внедрению рыночного принципа при выращивании и реализации зерна», подписанным 28 мая текущего года, определен переход на рыночные цены при закупке и реализации зерна государством, зерноводческим кластерам и фермерам предоставлено право свободной реализации выращенного ими зерна по рыночным ценам.

Согласно документу цена тонны зерна, закупаемой для государственных ресурсов, повысилась с прошлогоднего 1 млн 550 тысяч сумов до трех миллионов за урожай 2022-го (вдвое больше). Это стало важным шагом на пути развития аграрной сферы, всесторонней поддержки фермерских и дехканских хозяйств, повышения их материальной заинтересованности.

Чем важен опыт Азербайджана

От земельной реформы - одного из важнейших для Узбекистана вопросов - зависит развитие не только аграрной сферы, но и всей экономики, а также обеспечение продовольственной безопасности страны. Поэтому специалисты Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан изучили проводимые в Азербайджане земельные реформы.

- И это не случайно, ведь Узбекистан и Азербайджан обрели независимость почти одновременно, - говорит руководитель проекта Зулфия Костюченко. - Условия развития, экономические и институциональные проблемы двух стран очень схожи. Однако земельные реформы в братской республике начались относительно давно. И в этом направлении накоплен достаточный опыт. Тем для нас и значим обмен знаниями с Азербай­джаном.

Земельная реформа в Азербайджане реализована в несколько этапов. Определяющим стал первый (1996-2003 годы). За этот период осуществлена широкомасштабная программа приватизации государственных земель, принято более 50 нормативно-правовых документов, на основе чего создана законодательная база. Среди первоочередных целей - изменение форм собственности на землю, обеспечение продовольственной безопасности и повышение уровня жизни населения.

Одна из важных особенностей реформ - безвозмездная передача земли в частные руки. Всем независимо от места жительства было предоставлено право пользования, аренды, покупки или продажи земли. Программа осуществлялась на экспериментальной основе в разных районах республики.

В результате искоренения старых форм хозяйствования созданы три формы собственности на землю - государственная, муниципальная и частная. Большая часть (в том числе посевные площади) была приватизирована, в результате чего свыше 3,5 млн азербайджанцев стали собственниками земли. В 2004-м 98,1 процента семей, имеющих право на получение земельных участков, обрели их. Производство сельхозпродукции начало стабильно расти. Рост в среднем составлял 8,4 процента в год.

В 2004-м начался второй этап земельной реформы, основная цель которого - совершенствование системы управления земельными ресурсами. Образованы Государственный комитет по управлению государственным имуществом и Земельная инспекция. В реализации госпрограмм широко задействовали международных доноров. Помимо того, были определены конкретные основания и критерии изъятия земельных участков для госнужд. Второй этап реформ стимулировал неравномерное, но интенсивное развитие земельного рынка Азербай­джана.

В настоящее время продолжается процесс приватизации государственных земель. Проводится работа по госрегистрации прав собственности на земельные участки, полученные физическими лицами на предыдущих этапах реформ. Эти меры направлены на завершение работ по оформлению прав собственности, а также на обеспечение регулярного субсидирования владельцев земель.

Время показывает: земельные реформы (то есть приватизация земель и предоставление их в долгосрочную аренду) - эффективная практика. Это подтверждает не только опыт Азербайджана, но и вышеупомянутые достижения нашей страны в данном направлении.

Анализ - основное условИе достижения эффективности

Когда речь идет о рациональном использовании земель сельскохозяйственного назначения, стоит отметить, что одной из важных целей Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы является увеличение доходов дехкан и фермеров как минимум в два раза с обеспечением ежегодного роста объемов сельского хозяйства не менее чем на пять процентов за счет интенсивного развития аграрной сферы и применения передовых достижений науки.

Важно обеспечить результативность масштабных реформ, реализуемых по кардинальной модернизации и интенсификации этой отрасли. Появляется необходимость анализа - ключевого фактора развития всех сфер. А это требует системы учета, базы статистических данных, в чем большое значение имеют регулярно проводимые мероприятия Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) по переписи в сфере сельского хозяйства.

В годы независимости в аграрной сфере страны такое мероприятие не проводилось. Сельскохозяйственная перепись, которая ожидается в 2024-м, станет первой. Это своего рода логическое продолжение реализуемых в республике земельных реформ.

В целях исполнения Указа Президента «Об утверждении Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы» от 23 октября 2019-го Кабинет Министров 26 февраля 2021 года принял соответствующее постановление, в котором определены меры по проведению сельскохозяйственной переписи страны.

Чем так значимо это мероприятие? Сельскохозяйственная перепись проводится с целью разработки конкретных мер, направленных на обеспечение продовольственной безопасности республики (путем определения точных размеров сельскохозяйственных угодий, поголовья скота и птицы), на основе собранной информации.

Вместе с тем это мероприятие позволит разработать программы по развитию инфраструктуры отрасли, эффективному использованию ресурсов.

Земля как природный ресурс обладает ценным качеством: при правильном отношении к почве ее продуктивность повышается. А в конечном итоге повышается благосостояние населения и развивается экономика страны.

Авазбек Худойкулов.