На сегодняшний день в национальном законодательстве отсутствуют четкие и систематизированные нормы, определяющие права пользователей онлайн-платформ. Правила распространения информации также остаются недостаточно урегулированными и разрозненными.

Изучена положительная практика развитых стран по защите прав пользователей сети интернет. Европейский союз ввел более высокие стандарты для онлайн-платформ посредством Закона «О цифровых услугах». В Германии платформы с числом пользователей более 2 миллионов обязаны удалять незаконный контент в течение 24 часов. Франция потребовала принять строгие меры против разжигания ненависти, терроризма и детской порнографии в интернете, а Турция потребовала назначить местных представителей для иностранных IT-компаний. В Казахстане создана правовая база, направленная на регулирование деятельности блогеров и платформ.

Исходя из необходимости защиты прав пользователей интернета, с участием различных государственных и общественных организаций, экспертов медиасферы разработан проект закона «О защите прав пользователей онлайн-платформ и веб-сайтов».

В проекте заложены нормы, направленные на устранение правовых пробелов и либерализацию регулирования в сфере онлайн-платформ.

Ключевые цели и принципы проекта закона:

  • законность - вся деятельность в онлайн-среде осуществляется в рамках закона;
  • приоритет прав пользователей - обеспечиваются права пользователей на получение информации, выражение мнений и доступ к безопасному интернету;
  • недопустимость цензуры - гарантируется свобода в отношении контента, не запрещенного законом;
  • прозрачность и безопасность - борьба с распространением незаконного контента и обеспечение безопасности персональных данных.

Данный законопроект не распространяется на веб-сайты зарегистрированных средств массовой информации во всемирной информационной сети интернет, поскольку их деятельность регулируется действующим Законом «О средствах массовой информации».

Законопроектом предусматривается снижение скорости доступа на территории Узбекистана к онлайн-платформам, которые не сотрудничают систематически с уполномоченным органом, на основании решения суда. Практика полного блокирования отменяется.

Также, пересматриваются трудноисполнимые нормы, возложенные действующим законодательством на блогеров в качестве обязательных требований.

В законопроекте предлагается современное решение для борьбы с анонимными профилями, каналами и группами.

Также уделено особое внимание вопросам борьбе с киберпреступностью. Законопроектом фишинговые и спам-ресурсы также классифицируются как незаконная информация (контент).

Новый закон не предусматривает новых мер ответственности, штрафов, не предусматривает финансовые санкции или другие виды наказаний в качестве правовых мер в случае невыполнения вышеуказанных обязательств.

Законопроект открыт для общественного обсуждения с сегодняшнего дня.

К сведению: с 2017 по 2025 год количество интернет-пользователей в Узбекистане выросло с 14,7 до 32,7 млн человек. Наиболее популярные платформы среди них:

  • Telegram - 28 млн
  • Odnoklassniki - 19,2 млн
  • Facebook - 2,3 млн
  • ВКонтакте - 1,5 млн
  • LinkedIn - 850 тыс.
  • Twitter - 250 тыс. пользователей

Подробно ознакомиться с законопроектом можно по ссылке: