Сегодня в сфере активно внедряются инновационные методы диагностики и лечения заболеваний, благодаря чему достигаются многие поставленные руководителем страны задачи по повышению качества жизни населения и совершенствованию социального сектора. За несколько лет в сфере принято свыше 200 нормативно-правовых документов направленных на укрепление отечественной медицины, переход на новые современные методы работы. В частности, утверждена Концепция развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019-2025 годы, а объемы финансирования отрасли растут с каждым годом. В соответствии с документом, проводятся коренная модернизация материально-технической базы медучреждений республики и активная работа по снижению рисков для здоровья граждан.
Стратегией развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы обозначены цели по повышению качества предоставляемых населению медуслуг, выведению медицинской науки на уровень международных стандартов, решению проблем на местах. Одним из важных направлений также является цифровизация.
Без задействования ИКТ сегодня практически невозможно представить комфортное существование. Технологии прочно вошли в нашу жизнь и оказывают огромное влияние на эффективность деятельности всех сфер, реализацию реформ. Исходя из этого в Узбекистане утверждена Стратегия «Цифровой Узбекистан - 2030». В рамках воплощения масштабной инициативы коренным образом меняются подходы к совершенствованию медицины.
В службе скорой медицинской помощи, к примеру, тоже осуществляется оптимизация процесса приема звонков и выезда к пациентам.
Раньше на один звонок уходило примерно полчаса, что очень много. Волокита создавала массу проблем: сначала заполнялась форма, затем следовал звонок диспетчеру, у которого тоже несколько минут занимало заполнение бумаг, а уже после определялась машина, отправляющаяся на вызов. Теперь же система работает совершенно иначе, а врачам стало удобнее вести процесс. Продолжается также работа по оснащению машин скорой помощи GPS-трекерами и средствами радиосвязи, планшетами и прочей необходимой техникой. Наряду с работниками, принимающими вызовы, создается специальная врачебно-консультационная служба. Налаживается система направления медицинской бригады на основе близости расстояния до больного вне зависимости от места нахождения. Таким образом, бригады скорой медпомощи стали ближе к населению.
А еще к настоящему времени значительно выросла численность сотрудников бригад скорой медицинской помощи по сравнению с 2016 годом. За семь лет пополнился и автопарк службы. Сегодня качественное обслуживание населения обеспечивают почти три тысячи автомобилей. Поэтапно продолжается работа по замене машин, находящихся в эксплуатации более восьми лет, на современные транспортные средства, оборудованные по последнему слову техники и в соответствии с международными стандартами.
На основании постановления Президента «О совершенствовании системы оказания населению скорой медицинской помощи» от 16 июня 2022 года созданы Республиканский центр скорой медицинской помощи и 14 его региональных филиалов, задействована единая вертикальная система управления службы «103», позволяющая оказывать помощь не в пределах одного района, а по всей области. Согласно документу до 1 сентября 2023-го будет полностью внедрена Электронная автоматизированная система управления скорой медицинской помощи в других регионах республики на основе опыта города Ташкента.
В столице уже действует единая информационная система управления «103», которая обеспечивает управление звонками, контроль, мониторинг и оптимизацию работы бригад и диспетчерской службы в реальном времени, автоматическое создание аналитики, справочника и отчетов, формирование единой базы данных. При этом упразднены диспетчерские службы районов (городов) Андижанской, Джизакской, Самаркандской и Сурхандарьинской областей.
- Сегодня медицину сложно представить без цифровых технологий, важность которых невозможно переоценить, особенно в службе скорой медицинской помощи, где каждая секунда на вес золота, - говорит директор Республиканского центра скорой медицинской помощи Абдувоитжон Гафуров. - В то же время особое внимание уделяется широкому внедрению в практику работы современных информационно-коммуникационных средств. В текущем году на основе столичного опыта в областных филиалах Андижанской, Самаркандской, Джизакской и Сурхандарьинской областей внедрена автоматизированная система управления скорой медицинской помощью MedData-103. А в филиалах Ферганской, Бухарской и Ташкентской областей эта практика работает в тестовом режиме.
В частности, согласно вышеупомянутому постановлению в течение последних шести месяцев областные филиалы Республиканского центра скорой медицинской помощи оснащены современным информационно-коммуникационным оборудованием, в том числе передовыми моноблоками, мониторами, IP-телефонами, коммутаторами и так далее.
Преимущество системы MedData-103 заключается в том, что она может эффективно управлять процессом приема и регистрации поступающих звонков. Также система позволяет осуществлять мониторинг и оптимизацию управления машинами скорой помощи; оперативное управление диспетчерской службой; производить анализ и автоматически создавать справки и отчеты; формировать единую базу данных.
Изменения в системе здравоохранения напрямую влияют на качество и уровень жизни населения. Благодаря современным решениям граждане могут получать необходимые консультации квалифицированных специалистов по телефону через систему врачебной консультации, которая работает в столице. Сортировка входящих звонков и информации специалистов, давших медицинские консультации пациентам и их родственникам, формируется посредством системы MedData-103 и используется на практике для дальнейшего анализа и принятия решений. Налажена также постоянная связь с гражданами, которые часто обращаются в службу скорой. Зачастую это пациенты с хроническими заболеваниями.
Даже в самых развитых государствах мира процесс цифровизации здравоохранения еще нельзя назвать полностью завершенным. Системы совершенствуются, а технологии обновляются с каждым днем. Цифровизация в медицине - это огромная мотивация сделать медуслуги надежнее и качественнее. Ведь важная цель государственной политики Нового Узбекистана заключается в создании максимально комфортных условий для людей. А в век инноваций и прогресса такие результаты могут быть достижимы только с помощью передовых технологий и решений.
Так, приоритетом нашей страны сегодня являются коренная модернизация материально-технической базы медицинских учреждений, повышение кадрового потенциала и внедрение инноваций.
Евгения Юн.
«Правда Востока».