Без права на ошибку: новые задачи и перспективы развития службы скорой медицинской помощи

    Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с необходимостью вызвать скорую помощь. Ситуации и обстоятельства всегда и у всех разные, но принципы и порядок работы этой службы остаются неизменными: оказать медпомощь следует быстро, качественно и своевременно.

    В последние пять лет в Узбекистане в системе здравоохранения эффективно решаются копившиеся годами проблемы, в том числе в работе скорой медицинской помощи. С ростом потребностей населения в качест­венном медобслуживании перед отраслью стали возникать новые задачи. Об этом говорил Президент в ходе видеоселекторного совещания, посвященного совершенствованию деятельности служб скорой и экстренной медицинской помощи 5 мая текущего года. Глава государства поручил создать медицинские пункты в махаллях, а также указал на необходимость расширения охвата скорой медицинской помощью на районном уровне. Отдельное внимание - подготовке и переподготовке кадров.

    Благодаря скорректированной в сфере нормативно-правовой базе поставленные руководителем страны задачи можно считать достижимыми. Так, за последний период принято свыше 200 актов законодательства, направленных на укрепление системы здравоохранения. Утверждена Концепция развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019-2025 годы. Кроме того, с каждым годом увеличиваются объемы финансирования отрасли.

    В 2021-м в медицину было направлено свыше 18 трлн сумов (в четыре раза больше, чем в 2016-м). Что касается службы скорой и экстренной медицинской помощи, то в Узбекистане она полностью финансируется из Государственного бюджета. В результате за последние несколько лет закуплено 2224 новых автомобиля скорой помощи, а количество современных реанимобилей увеличилось с 24 до 435. Организовано еще больше станций и бригад скорой помощи. При этом сумма средств, выделяемых на лекарства в расчете на один вызов, увеличилась в 16 раз, а ассортимент препаратов расширился с 20 до 45. В ближайшие годы объем финансирования будет только увеличиваться.

    Говоря об имеющихся сегодня достижениях, стоит упомянуть о том, в каком состоя­нии служба пребывала еще недавно. Так, для полноценной и эффективной работы не хватало техники, необходимых медикаментов и кадров. В результате система скорой медицинской помощи получала неудовлетворительную оценку со стороны населения. Но, учитывая особую важность и высокую роль этого звена здравоохранения в жизни людей, было решено преобразовать службу и уделить особое внимание ее технической оснащенности. Одним из важных этапов стало принятие постановления Президента «О мерах по совершенствованию службы скорой медицинской помощи в Республике Узбекистан» от 16 октября 2018 года.

    Документ принят с целью создания в стране автоматизированной системы управления службой скорой медицинской помощи. Прежде, как мы знаем, существовал ряд недочетов, связанных с методами приема и обслуживания вызовов, ростом догоспитальной смертности, увеличением количества ложных вызовов. Кроме того, выделяемые бюджетные средства не способствовали обеспечению должного качества оказываемой скорой медицинской помощи. С началом исполнения определенных в постановлении задач удалось комплексно усовершенствовать материально-­техническую базу службы. Существенным образом пересмотрена дислокация бригад: приближены к пунктам проживания населения. Например, вместо ликвидированных СВП образованы пункты скорой медицинской помощи, к каждому из которых прикреплена бригада медперсонала. Такие социально важные объекты образованы также при сельских семейных пунктах и поликлиниках. В результате опоздание бригад скорой помощи на вызовы сократилось с 10-12 до одного-двух процентов. Главное, возросли оперативность и результативность.

    Тем не менее сфере еще есть над чем работать. Так, в ходе совещания Президент акцентировал внимание на порядке оказания экстренной помощи больным. Глава государства указал на необходимость проработки механизма единого управления службами, из-за отсутствия которого в минувшем году поступило более 50 тысяч жалоб на прибытие бригад скорой помощи с опозданием. Отмечалось также, что вопросы приема на работу в систему скорой помощи, обеспечения лекарствами, транспортом, топливом, координации работы водителей находятся в ведении разных ведомств. Это в свою очередь создает путаницу в управлении, а оказание скорой медпомощи ограничено территорией отдельного района. Для решения этих вопросов Президент поручил разработать отдельную программу по совершенствованию системы скорой и экстренной медицинской помощи.

    В настоящее время Министерство здравоохранения работает над реализацией проектов по оптимизации процессов в деятельности службы. Так, если раньше на один звонок тратилось примерно 20 минут, что очень много, то теперь все работает иначе. Сфера переходит на разумное использование ресурсов. Система полностью автоматизирована, а значит, врачам удобнее вести процесс. К тому же это повышает уровень ответственности всех задействованных в работе скорой помощи людей: начиная от диспетчера и заканчивая водителями. Механизм работы скорой становится все более прозрачным. Халатность со стороны медиков, наблюдавшаяся раньше, уже недопустима.

    Задачи по практической реализации мер, направленных на совершенствование деятельности служб скорой и экстренной медицинской помощи в Узбекистане:

    • создание с 1 июля текущего года Республиканского центра скорой медицинской помощи «103» и его областных филиалов с единой вертикалью управления, что позволит оказывать помощь не в пределах одного района, а по всей области;
    • упразднение районных диспетчерских служб по приему вызовов: вместо них появятся единые call-центры во всех регионах;
    • замена в 2022-2025 годах всех устаревших машин скорой помощи современными автомобилями, что позволит сократить время прибытия бригад в три раза;
    • введение системы сортировки вызовов в зависимости от их сложности, актуальности и типа.

    В связи с отсутствием элементарных медицинских услуг в селах и махаллях люди вынуждены обращаться в службу скорой помощи. И это представляет серьезную проблему. Так, к примеру, некоторые больные часто вызывают скорую для измерения артериального давления или укола. Нередко звонки поступают от пациентов с хроническими заболеваниями, в то время как служба скорой помощи призвана оказывать неотложную и оперативную медицинскую помощь (принимаются только меры симптоматического лечения). За комплексным обследованием человеку следует обратиться в стационарное учреждение. Теперь решением этого вопроса станет создание медпунктов в махаллях страны.

    Cущественное внимание также уделяется закупке специализированного автотранспорта для отрасли и покрытию потребности регионов в необходимой технике. Большая часть транспортных средств оснащена аппаратами искусственного дыхания, ЭКГ, дефибрилляторами, иммобилизационными шинами. Внедряется система GPS, которая обеспечивает удобную связь, быструю маршрутизацию машины для вызовов во всех автомобилях скорой помощи.

    Сегодня по республике насчитывается 2695 бригад скорой медицинской помощи. В 500 из них не хватает врачей. Именно поэтому в ближайшее время следует уделить особое внимание вопросам кадрового обеспечения сферы, а именно подготовке и переподготовке сотрудников скорой медицинской помощи. С этой целью, как отмечалось на совещании, Республиканский учебно-практический центр экстренной медицинской помощи при Минздраве будет реорганизован в Школу повышения квалификации работников. Для этого будут привлечены опытные специалисты из Турции, Кореи и Франции, где высоко развита служба скорой медпомощи.

    Важным направлением остается цифровизация деятельности службы скорой медицинской помощи. Информационные технологии служат повышению эффективности работы бригад, делают ее более слаженной и автоматизированной. Так, в Ташкенте запущена единая информационная система управления «103», которая позволяет обес­печивать управление звонками, контроль, мониторинг и оптимизацию работы бригад и диспетчерской службы в реальном времени, автоматическое создание аналитики, справочника и отчетов, формирование единой базы данных, оперативную регистрацию звонков и информации о пациентах. Суть системы в том, что все данные передаются в электронном виде непосредственно бригаде. Таким образом время, отведенное на обработку заявки, сокращается в несколько раз. Оптимизация процесса налицо.

    ***

    Здравоохранение в Узбекистане развивается, получая особую поддержку государства. Активно внедряются новые технологии. Профилактика и диагностика заболеваний выходят на высокий уровень. Определенные меры по совершенствованию сферы отображают приоритеты социально-­экономической политики Нового Узбекистана. Все это позволяет модернизировать и укреплять отечественную медицину, закладывать основы ее долгосрочного и эффективного развития.

    Работа по охране здоровья граждан продолжается.

    Подготовила
    Евгения Юн.
    «Правда Востока».

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates