Технологии и инновации на службе у бригад скорой медицинской помощи

    Президент Шавкат Мирзиёев определил вектор устойчивого социального развития Нового Узбекистана, заложив в основу деятельности принцип «Реформы в медицине - во имя человеческого достоинства». Сейчас стоят задачи по комплексному улучшению работы первичного звена здравоохранения, изучению передового зарубежного опыта и развитию системы медицинского образования в стране, совершенствованию деятельности службы экстренной медицинской помощи и многим другим направлениям. А в результате коренной модернизации внедряются важные решения, призванные облегчить жизнь людей, предоставляющие пациентам возможность получать качественные медуслуги, не прилагая лишних усилий.

    Вопрос пересмотра подходов к организации деятельности службы скорой помощи в Узбекистане долго ждал своего решения. На протяжении многих лет уровень оказания населению таких услуг оставался неудовлетворительным. Многое изменилось с приходом цифровизации в отечественное здравоохранение, начавшейся с принятием Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах.А в период пандемии эти процессы значительно ускорились. В результате проводимых реформ служба была преобразована в высококачественный инновационный сектор, полностью отвечающий международным требованиям. Сформирована совершенно новая система, соответствующая самым строгим стандартам качества. Важной правовой основой для реализации позитивных изменений в этом направлении стало постановление Президента «О мерах по совершенствованию службы скорой медицинской помощи в Респуб­лике Узбекистан» от 16 октября 2018 года.

    Осуществлена и техническая модернизация службы «103». Активно закупается специализированный автотранспорт, большая часть которого оснащена приборами первой необходимости: аппараты искусственного дыхания, ЭКГ, дефибрилляторы, иммобилизационные шины. К слову, еще в 2019-м количество современных автомобилей для оказания услуг скорой помощи составило 2403 единицы. Особое внимание также уделяется внедрению системы GPS, которая обеспечивает удобную связь, быструю маршрутизацию машины скорой помощи.

    Сейчас происходит переход на разумное использование ресурсов. Служба скорой медицинской помощи полностью автоматизирована, а врачам стало удобнее вести процесс. К тому же это повышает уровень ответственности всех задействованных в работе людей: от диспетчера и до водителей. А еще за последние годы более чем в десять раз увеличилась средняя стоимость выделяемых медикаментов для каждого вызова (в 2016 году составляла 745 сумов). В том же 2016-м в стране действовало 1648 бригад скорой помощи. Сегодня их количество достигло 2762.

    Существенным образом в последние годы пересмотрена дислокация бригад скорой медицинской помощи - они стали приближены к пунк­там проживания населения. Например, образованы пункты скорой медицинской помощи, к каждому из которых прикреплена бригада медперсонала. Такие социально-важные объекты действуют также при сельских семейных пунк­тах и поликлиниках. В результате опоздание бригад скорой помощи на вызовы сократилось до одного-двух процентов. Главное, возросли оперативность и результативность.

    - Трудно представить систему скорой помощи без современных технологий. Исходя из этого в нашей стране начато развитие этой отрасли инновационными способами. Важно отметить, что принимаемые меры уже показывают первые результаты, - говорит начальник координационно-диспетчерского пункта скорой медицинской помощи Республиканского центра скорой медицинской помощи Давлатбек Юлдашев. - Оказание качественной экстренной медицинской помощи требует от сотрудников службы большой ответственности и самоотдачи. В настоящее время, когда от соотечественников поступают жалобы на то, что врачи и медсестры порой халатно относятся к своим обязанностям, принимаются все меры по устранению проблемы. Посредством современной системы отслеживается своевременное и полное выполнение обязанностей выездными бригадами службы скорой медицинской помощи.

    Так, запущен механизм оценки их деятельности через новую систему «Обратный звонок». В результате за последнюю декаду августа текущего года уже проанализировано свыше 30 тысяч звонков, поступивших в службу только в Ташкенте. Кроме того, аудиозаписи всех входящих и исходящих звонков контролируются с помощью программы, через которую также отслеживается активность оператора, а именно скорость его ответов на звонок.

    В службе скорой помощи каждая секунда времени на вес золота. Чем раньше будет оказана помощь больному или находящемуся в опасности человеку, тем больше шансов на спасение его жизни. Однако есть факторы, которые усложняют деятельность сотрудников сферы и негативно сказываются на качестве их работы. В частности, это необоснованные и ложные вызовы от пациентов. Существует также проб­лема, связанная с необоснованными вызовами службы скорой медицинской помощи со стороны населения. По данным Минздрава, в Ташкенте в среднем около 140 пациентов обращаются в «103» по нескольку раз в день.

    При этом специалисты говорят: пациентам с хроническими заболеваниями выгоднее для их же здоровья обращаться в семейную поликлинику в том районе, где они проживают, и продолжать лечение по назначению врача беспрерывно. Поскольку у персонала скорой помощи нет имеющегося в клинике оборудования для лабораторных анализов и необходимых инструментов, отсутствует возможность осуществить углубленное исследование и лечение во время вызова. Скорая призвана оказывать неотложную и оперативную медицинскую помощь по поводу возникшего состояния, то есть принимаются только меры симптоматического лечения. А за комплексным обследованием куда разумнее обратиться в стационарное учреждение.

    Приоритетным направлением сегодня является профилактика проблем, служащих препятствием для деятельности отрасли, оказания своевременной и качественной экстренной медицинской помощи соотечественникам. В частности, в соответствии с постановлением Президента «О совершенствовании системы оказания населению скорой медицинской помощи» от 16 июня 2022 года в стране создается единая вертикальная система управления экстренной медицинской помощью.

    Документом также утверждена Программа мер по улучшению качества и дальнейшему приближению к населению скорой медицинской помощи, которой предусмотрено внед­рение в каждом регионе электронной автоматизированной системы управления скорой медицинской помощи на основе опыта города Ташкента, а именно: создание в каждом регионе Единого центра вызовов; распределение call-центрами и направление соответствующим медицинским бригадам вызовов в зависимости от состояния больного, вида и степени тяжести болезни; внедрение практики оказания услуг скорой медицинской помощи в зависимости от расстояния до больного независимо от границы района (города) или области; контроль расхода лекарств посредством специальной системы.

    - Служба «103» - это самая близкая к населению линия медицины, - говорит директор Республиканского центра скорой медицинской помощи Абдувоитжон Гафуров. - Поэтому любые позитивные изменения в ней в первую очередь будут сказываться на благополучии людей. В частности, сегодня на основе опыта столицы идет создание единых call-центров в региональных филиалах центра и внедрение передовых механизмов управления, которые создают удобства для населения. Так, свыше 400 граждан уже получили необходимые консультации по телефону с помощью квалифицированных специалистов через систему врачебной консультации, которая заработала в столице в августе текущего года. Сортировка входящих звонков и информации специалистов, давших медицинские консультации пациентам и их родственникам, формируется посредством новой системы MedData-103 и используется на практике для дальнейшего анализа и принятия решений. А благодаря еще одной новейшей системе налажена постоянная связь с гражданами, на регулярной основе обращающимися в службу скорой помощи. В большинстве случаев это те пациенты, которые страдают хроническими заболеваниями. Количество таких обращающихся уже уменьшилось на треть, что значительно сокращает финансовые и временные затраты на вызовы медицинских бригад.

    * * *

    За последние годы в Узбекистане реализованы широкомасштабные реформы в области здравоохранения. Результаты стали достижимыми во многом благодаря увеличению средств, выделяемых государством на медицину. А главой государства с первых дней на посту Президента страны четко обозначено: сильная социальная политика в Узбекистане будет служить гарантом устойчивого развития государства. Наряду с экономикой и промышленностью медицина является одной из наиболее динамично развивающихся сфер, ведь ее предназначение - сохранять и спасать жизни людей.

    Евгения Юн.
    «Правда Востока».

    No date selected
    май 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates