Автомобильные пробки на дорогах: как решить проблему?

    Транспорт 17 ноября 2021 5221

    Проблема автомобильных пробок сегодня одна из актуальных, а ее решение - задача стратегической государственной важности. Поток машин на улицах столицы с каждым годом все увеличивается, а скорость движения в городе соответственно снижается.

    С ростом населения столицы и доходов граждан количество личных автомобилей за последние годы увеличилось в два-три раза: ежедневно по улицам города перемещаются более 700-800 тысяч авто. Движение в Ташкенте и крупных городах страны угрожает превратиться в непрекращающиеся заторы.

    В столице более 500 крупных перекрестков, 200 из которых имеют низкую пропускную способность. Общественным транспортом, пользуются лишь 33 процента пассажиров. Интервал движения автобусов на 80 маршрутах нарушается до 30 минут в часы пик, что вызывает справедливое негодование населения.

    При наблюдении за дорожной ситуацией в Ташкенте выяснилось, что большая часть пробок возникает не только из-за огромного числа машин, недостаточного количества развязок и ширины дорог. Как правило, там, где возникают пробки (если не считать перекрытие проезжей части в результате дорожно-транспортного происшествия - ДТП), нерационально организовано дорожное движение - неудачный режим работы светофоров, неграмотные организация мест поворота и действия регулировщика, отсутствие необходимых или, наоборот, наличие лишних разделительных барьеров.

    Безусловно, такая ситуация чревата потерей времени водителей, нарушением планов, снижением производительности труда и не только. Отдельными вопросами для больших городов с перегруженной дорожно-транспортной системой стали повышение уровня загрязнения воздуха и проблемы со здоровьем населения. Все это негативно сказывается на качестве жизни жителей, вызывает ухудшение окружающей среды в городах.

    В последние годы городскими властями принимались различные меры для улучшения дорожной ситуации. В цент­ре города были демонтированы трамвайные линии, что позволило добавить к проезжей части еще по две полосы, часть улиц переведена на одностороннее движение, проводятся работы по организации рационального регулирования движения. Удачным решением также стало строительство развязок и мостов.

    В соответствии с постановлением Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения безопасности дорожного движения» от 11 июля 2017 года, принятым во исполнение Указа главы государства «О мерах по коренному повышению эффективности деятельности органов внутренних дел, усилению их ответственности за обеспечение общественного порядка, надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан» от 10 апреля 2017 года, а также в целях дальнейшего совершенствования системы обеспечения безопасности дорожного движения в качестве важнейшей задачи МВД РУз и его территориальных подразделений по реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения определено в том числе совершенствование системы профилактики нарушений ПДД, предупреждения ДТП и загруженности дорог на основе систематического комплексного анализа и устранения причин и условий, способствующих совершению происшествий и образованию пробок на дорогах, особенно в Ташкенте.

    В связи с этим постановлением Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения дорожной безопасности в Республике Узбекистан» от 19 мая 2018 года утверждены Концепция обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Узбекистан на 2018-2022 годы и «дорожная карта» по ее реализации.

    Также во время презентации проекта по улучшению дорожно-транспортной инфраструктуры столицы руководитель страны дал поручение хокиму города Ташкента создать все условия для комфорта участников дорожного движения. Президент отметил важность устранения возможных пробок на дорогах, открытия дополнительных проездов более чем на 10 улицах города.

    Учитывая темпы прироста автопарка страны, меры, принимаемые на данном этапе для борьбы с пробками, недостаточны. Именно поэтому к решению данной проблемы необходимо найти оптимальный подход. И дело тут не только в объемах инвестиций. Главное - найти способ, который позволил бы решить вопрос раз и навсегда или хотя бы на ближайшее будущее.

    За рубежом проблему с пробками решают по-разному.

    В Афинах, например, машины, номера которых заканчиваются четным числом, ездят по четным числам месяца, нечетным - наоборот. Правило действует только в рабочие дни.

    В Риме введен временный запрет на проезд в исторической части города, который действует в рабочие дни с 6.30 до 18.00, в субботу - с 14.00 до 18.00. За соблюдением правила следит электроника. Машины оборудуют специальным устройством, которое (при проезде в запрещенные часы) включает камеры, фотографирующие номер нарушителя.

    В Токио активно строят дороги с многоярусными развязками.

    В Лондоне для борьбы с пробками увеличили размер штрафов. Все нарушения Правил дорожного движения разделены по степени тяжести на несколько групп. Кроме того, за нарушения автомобилистам начисляются штрафные очки. Если водитель получил двенадцать очков за три года, то лишается прав на шесть месяцев.

    В Париже сделали ставку на автобусы в ущерб автомобилям - стали создавать на дороге специальные полосы для общественного транспорта. Так, водителей личного транспорта экономически «выдавливают» из центра города, да и с дорог вообще. Главные магистрали предназначаются в основном для общественного транспорта, поэтому он едет быстро. А водители личных авто вынуждены стоять в пробках, ведь полосу для общественного транспорта сделали за счет обычной полосы. Выезд авто на эту полосу карается штрафом. В итоге машин на дороге стало меньше, люди пересели на автобусы.

    В Пекине проблему пробок решают кардинально: экологически вредный транспорт уберут под землю. Сейчас там пять миллионов авто, к 2025 году количество машин удвоится. Ликвидировать пробки поможет сеть из 26 гигантских туннелей. На наземных дорогах останутся автобусы, такси и скутеры на электродвигателях, а также велосипеды и рикши. Заодно под землю уберут и часть торговых центров, гостиниц и офисов.

    В Гонконге благодаря высоким налогам при покупке автомобиля дорогой парковке, ограниченному количеству парковочных мест, а также жестким ограничениям на въезд из других регионов Китая удалось добиться значительного улучшения дорожно-транспортной ситуации.

    В Германии практически на каждом перекрестке, где могут возникать затруднения в движении, установлены датчики и видеокамеры, которые анализируют количество автомобилей перед перекрестком и на основе этой информации регулируют длительность включения сигналов светофора. Также в Берлине и других городах Западной Европы внедрена система автодорожных сообщений, которая заключается в том, что на приемные устройства автомобилей (радиоприемники, GPS-навигаторы) непрерывно передаются сообщения о дорожной обстановке на определенных участках. На основании этой информации водитель может выбрать другой маршрут либо за него это сделает навигатор.

    В Южной Корее комплекс мер по борьбе с заторами на автодорогах состоит из трех пунктов: отказа от личного автомобиля в пользу общественного транспорта, разработки более оптимальной разгрузки магистралей и системы препятствия разрастанию затора. Проводятся на государственном уровне рекламные кампании, цель которых мотивировать водителей пересесть на общественный транспорт.

    Сингапур пошел по пути создания «умных» дорог. Машины оснащаются приборами, которые передают информацию об их скорости и местонахождении в единый центр управления, автоматически регулирующий движение.

    В Нью-Йорке введено огромное количество автобусов и такси, для которых выделена специальная полоса движения. Кроме того, власти города провели кампанию по пропаганде общественного транспорта. В результате жители стали гораздо чаще пользоваться метро и автобусами.

    В Москве, где ситуация с пробками признана одной из самых тяжелых в мире, принимаются меры по расширению загородной трассы на протяжении 100-150 километров за пределами МКАД.

    Правительства других стран зачастую прибегали к кардинальным ограничениям. Например, в Дели было введено правило четных и нечетных дней: владельцы автомобилей могут выезжать в город лишь по определенным дням, в зависимости от их регистрационных номеров. В Джакарте в 1990-х автомобилям, перевозящим менее троих пассажиров, было запрещено находиться на дорогах в час пик. Ни одно из этих правил не решило проблему пробок.

    В настоящее время в Узбекистане разные организации и ведомства регулярно проводят мониторинг ситуаций на дорогах, пытаются определить основные причины пробок и ищут эффективное решение проблемы. Разрабатываются проекты и планы, изучается опыт зарубежных мегаполисов и привлекаются иностранные специалисты. По большому счету ничего нового, кроме оптимизации режима дорожного движения и строительства дополнительных дорог и развязок, придумать в такой ситуации нельзя.

    Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод: проблему транспортных заторов можно решить административными мерами, не требующими затрат на строительство и модификацию дорожных сетей.

    В столице пробки обычно возникают в час пик, когда люди утром едут на работу и вечером возвращаются. В современных условиях транспортную обстановку в столице можно улучшить путем установления смещенного графика работы сотрудников организаций, чтобы начало и конец рабочего дня не совпадали с часами пик. Предположим, все организации города начинают свою деятельность в 9.00 и заканчивают в 18.00. А значит, в эти часы дороги переполнены. Поэтому график выхода людей на работу необходимо разделить на равномерные интервалы. Изменить начало рабочего дня в организациях между 8, 9 и 10 часами утра и его окончание аналогичным образом. Это позволит существенно уменьшить количество пробок на улицах нашей столицы.

    Алишер Максудов.
    Голибжон Махаммаджанов.

    Сотрудники Института проблем законодательства и парламентских исследований
    при Олий Мажлисе Республики Узбекистан.

    No date selected
    октябрь 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates