9 февраля - день рождения славного сына узбекского народа. Эта дата ежегодно широко отмечается во всех городах и регионах страны. В столице, как обычно, в этот день почитатели царя поэтов соберутся на Аллее литераторов у памятника Алишеру Навои в Национальном парке Узбекистана, носящем его имя, чтобы отдать дань уважения великому предку.

Биография выдающегося поэта и мыслителя издавна привлекала внимание многих историков-востоковедов и литературоведов. Ее исследованию посвящены труды, созданы школы, представители которых специализируются на изучении наследия великого предка.

При этом актуальность данной темы с течением времени не уменьшается, поскольку его поэтика чрезвычайно интересна и разнообразна, а взгляды прогрессивны.

Об этом и многом другом мы беседуем с отечественным навоиведом, автором научных и художественных трудов, доктором филологических наук, профессором Абдурауфом ЮЛДОШЕВЫМ.

- Алишер Навои - великий поэт, известный всему миру. Какие особенности его поэзии выделите вы? Насколько Навои отличается от других великих предшественников и какие новшества он привнес в классичес­кую поэзию региона?

- Первое, что отличает Навои от его предшественников, писавших на чагатайском языке, это то, что он написал гораздо большее количество стихов, чем кто-либо до него и даже после него! Он также использовал самые разные формы и жанры, например, газель, касыду, маснави, рубаи, туюг, мухаммас, тарих. И Навои был не просто поэтом: он писал рассказы о пророках, короткие исторические труды, мемуары, а также перевел Аттара и Джами.

Он сочинил диван персидской поэзии, который по стилю очень похож на творчество таких великих поэтов, как Хафиз, Низами, Дехлави и, конечно же, его хорошего друга Джами. В этом смысле поэзия Навои основывалась на тех же формальных структурах (в частности, речь идет о метре пропеваемого стиха и рифме) и посвящена темам, характерным для творчества этих персидских поэтов. Но поэт сумел адаптировать язык так, чтобы он соответствовал техническим требованиям этих форм и жанров.

Навои не был первым чагатайским поэтом, но потратил больше времени, чем кто-либо другой, на работу по развитию чагатайского языка для поэтического выражения. И хотя он позаимствовал много слов и выражений из персидского, что является одной из определяющих черт чагатайского языка, также работал над прямым переводом идей и концепций с фарси на чагатайский.

- По-вашему, чем можно объяснить феномен Навои? Ведь он на протяжении 580 лет остается непревзойденным мастером в своем деле и учителем. Его труды по сей день не утратили актуальности.

- Думаю, секрет в том, что он любил свое дело, Родину, глубоко чувствовал эмоции, прислушивался к чужим и собственным переживаниям. Родившись в 1441 году в Герате, одном из главных культурных центров Востока того времени, и с детства впитав красоту и изысканность литературного языка фарси, Навои рано осознал свою миссию - стать родоначальником узбекской литературы. Благодаря этому он смог очень рано начать свой путь к вершине. Обучаясь в школе, увлекался чтением стихов, особенно восхищаясь строками Саади, а также поэзией Фаридуддина Аттара.

Хотелось бы отметить и то, как важна поддержка власти для культурного расцвета - Ренессанса. Судьба нашего предка - прямое тому доказательство.

Так, среди школьных товарищей Навои был будущий правитель Хорасана Хусейн Байкара. Годы его правления стали временем расцвета узбекской литературы. Немало способствовал этому сам Султан Хусейн, который был поэтом, автором оригинальных газелей. С этого времени начинается новый этап в жизни Навои. Он активно участвует в политической жизни страны. В том же году правитель Хорасана назначает Навои на должность хранителя печати государства ввиду его энциклопедических знаний и почета среди населения, а в 1472 году - визирем. Находясь в этой должности, он оказывает большую помощь культурной и научной интеллигенции страны.

В Герате и других городах поэтом на собственные сбережения было воздвигнуто свыше ста объектов, в том числе медресе, мечети, бани, мосты, ханаки, больницы, базары, благоустроены многие улицы. Великий поэт и мудрый государственный деятель был теснейшим образом связан с народом, жил только его мечтами и заботами. В частности, большую часть собственных средств направлял на благотворительные цели.

- В какой момент Навои превратился из талантливого автора и государственного деятеля в одну из величайших фигур мировой литературы?

- Интересно, что в биографии предка есть точный ответ на этот вопрос. В 1487-1489 годах Алишер Навои занимает должность главы города Астрабада, после чего возвращается в Герат. Именно с этого момента начинается новая эпоха в жизни поэта, он больше занимается творчеством. Основная часть его произведений создана в этот период.

В 1483-1485 годы Навои написал свое величайшее произведение - «Хамса» («Пятерица»), состоящее из пяти поэм: «Смятение праведных», «Фархад и Ширин», «Лейли и Мажнун», «Семь планет» и «Стена Искандара».

«Хамса» - первое произведение в данном жанре, созданное на тюркском языке. Навои в то время доказал всему миру, что и на тюркском языке можно создать такое объемное произведение, которое будет певучим, складным и прекрасным в своем виде и звучании. Затем он пробует силы почти во всех распространенных жанрах литературы Востока и показывает, что имеет свой голос, стиль. Алишер Навои через поэзию возвел узбекскую литературу на высокий пьедестал. В 1498-1499 годах составил сборник стихов под названием «Сокровищница мыслей» общим объемом более 50 000 строк.

Бесценными научными произведениями Навои считаются трактаты «Мухакамат-уль-Лугатайн» и «Мизан аль-Авзан», в которых он изучает стихосложение, языкознание, а затем на основе своих исследований убедительно обосновывает преимущества и богатство тюркского языка.

Навои создал и научные труды. К их числу можно отнести произведения по литературоведению, теориям аруза и жанра муамма. Кроме того, написал трактаты исторической тематики «История иранских царей» и «История пророков и мудрецов». Самым последним произведением Навои является «Махбуб ал-кулуб», в котором выражены его взгляды на общественно-полити­чес­кую тему.

Таким образом, Алишер Навои был первым выдающимся поэтом, открывшим миру красочный, необычайно образный мир узбекского языка, его богатство и изящность. Этот мир запечатлен в немалом наследии поэта и мыслителя - почти в 30 поэтических сборниках, крупных поэмах, прозе, научных трактатах.

- Творчество Навои, как многие считают, опередило его время. Этим объясняют и то, что его произведения не утратили своей актуальности и по сей день. Доктор исторических наук, историк литературы, специализирующийся на поэзии Центральной Азии, Николас Волмзли в одной из своих работ называет Навои литературным пророком, так как многие вопросы, описанные предком, только недавно стали приоритетными…

- Действительно, наследие Алишера Навои и по сей день вызывает интерес во всем мире, о чем свидетельствуют переводы произведений великого поэта на английский, французский, немецкий и многие другие языки. Поклонников литературы привлекают глубокая философия его творчества, богатые метафоры, разнообразие поэтических образов. Иными словами, секрет немеркнущей славы произведений Навои заключается именно в их высоком художественном уровне.

Большие заслуги в этом деле и у нашей страны. За годы независимости в Узбекистане сделано многое, чтобы об этой легендарной исторической фигуре говорили. Уделяется особое внимание подробному исследованию творчества поэта, изданию его трудов. И сегодня, когда страна ступила в новый этап своего развития на основе главного принципа «От национального возрождения - к национальному прогрессу», формируется фундамент новой эпохи - Третьего Ренессанса, как никогда важное значение приобретает бесценное литературное наследие Алишера Навои.

Издано полное собрание сочинений поэта в двадцати томах. За минувший период в стране и за рубежом воздвигнуты многочисленные величественные памятники нашему великому предку. Проведено большое количество международных конференций, посвященных творчеству Алишера Навои как в республике, так и во Франции, Бельгии, Японии, России, США, Германии, Казахстане и многих других.

Учитывая огромное значение произведений предка в развитии мировой культуры, их роль в повышении интеллектуального потенциала и духовно-­нравственном воспитании молодого поколения, а также в целях обеспечения дальнейшего изучения и популяризации литературно-научного наследия великого поэта и мыслителя 19 октября 2020 года Президент подписал постановление «О широком праздновании 580-летия со дня рождения великого поэта и мыслителя Алишера Навои».

Считаю меры, предусмотренные этим документом, необходимыми и полезными. Например, в целях популяризации творчества Навои среди соотечественников и за пределами республики решено разработать проект постановления Президента «Об организации Международного общественного фонда имени Алишера Навои». Достойной оценке большого вклада граждан нашей страны и других государств в глубокое изучение и популяризацию творческого наследия поэта призвано содействовать внесение предложения об учреждении ордена Алишера Навои. Также планируется изучить возможности проведения работ по строительству и благоустройству в мемориальном комплексе предка в Герате.

Особым теплом лично во мне отозвалась инициатива приобрести факсимильные копии авторских рукописей Алишера Навои и представителей его эпохи, хранящихся в зарубежных странах. Это позволит оказаться еще ближе к разгадке гения знаменитого творца, глубже изучить информацию, связанную с ним. Ведь по сей день получить доступ к уникальным документам практически невозможно, поскольку они находятся в разных уголках мира. Ведь Алишер Навои известен и почитаем за рубежом. И идея о создании единого фундаментального собрания его работ, а также данных, связанных с ним, вызывает настоящий восторг.

* * *

Вклад Алишера Навои в мировую литературу бесценен, а его творчество объединило восточные мотивы и литературные традиции. Поэт вошел в историю как основоположник узбекского литературного языка, а его деятельность и творчество - уникальный образец для подражания. По сей день он служит примером ума, чести, таланта, благородства, преданности народу, стране, человечеству.

Беседовала
Сабина Алимова.

«Правда Востока».