Экология – вопрос не только сегодняшнего, завтрашнего дня, но и будущего наших детей

    Выборы 21 сентября 2021 846

    Статья о задачах, обозначенных в предвыборной программе кандидата в Президенты Республики Узбекистан от Экологической партии Узбекистана Нарзуллы Обломуродова.

    Основными целями предвыборной программы Экологической партии Узбекистана, действующей под девизом «Мы в ответе за будущее!», определены обеспечение экологической стабильности и рационального использования природных ресурсов, создание достойных условий жизни для нынешнего и будущих поколений путем широкого внедрения принципов «зеленого» развития во все сферы экономики.

    Партия провозглашает свои цели по вопросам социально-экономического развития республики. В предвыборной программе кандидата в Президенты Республики Узбекистан Нарзуллы Обломуродова обозначены важные задачи, стоящие перед страной. В частности, это экологические проблемы и пути их решения, охрана здоровья человека и обеспечение здорового образа жизни.

    Экологическая партия Узбекистана впервые принимает участие в Президентских выборах. Созданная 8 января 2019 года, она начала работу по широкому спектру задач: обеспечение сельских жителей чистой питьевой водой; конт­роль соблюдения моратория на вырубку ценных пород деревьев, не входящих в лесной фонд; благо­устройство парков культуры и отдыха; высадка саженцев и создание экопарков; сохранение биоразнообразия, в частности, охрана редких видов флоры и фауны, занесенных в Красную книгу; проведение международного марафона, посвященного Аральской проблеме, и экологического веломарафона «Помощь Муйнаку»; организация международных конференций и семинаров; повышение экологической культуры молодежи и другие.

    Глобальное изменение климата, повышение температуры, высыхание Аральского моря, опустынивание, усиление негативных метеорологических процессов, нерациональное использование земельных и водных ресурсов, сокращение биоразнообразия, ухудшение генофонда флоры и фауны, скопление большого объема промышленных и бытовых отходов привели к развитию глобальных и региональных экологических проблем.

    Эти проблемы проявляются еще жестче, их решение становится для Узбекистана приоритетной задачей в сфере охраны окружающей среды. Все это требует разработки и реализации государственной политики, направленной на объединение всех сил общества для обеспечения экологической безопасности в стране, последовательного решения возникающих экологических проблем и экономического роста.

    Эту задачу способна выполнить Экологическая партия Узбекистана, которая вышла на политическую арену страны как новая политическая сила, и впервые выдвигает своего кандидата на пост Президента страны.

    Экологическая партия поддерживает последовательную реализацию Стратегии по переходу Республики Узбекистана на «зеленую» экономику на период 2019-2030 годов, Концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года и других перспективных государственных программ.

    Для достижения этих целей необходимо ускоренное развитие науки, подготовка высококвалифицированных кадров и осуществление экологической модернизации в промышленности, строительстве, транспортной и других сферах, обеспечение внедрения новейших экологически чистых технологий.

    Во-первых, под лозунгом «Зеленое» развитие - основа благополучия!» Экологическая партия продвигает идею реализации «зеленой политики», направленной на достижение экологически устойчивого развития.

    При этом обозначены следующие приоритеты:

    • проведение политики, направленной на ускоренное развитие всех сфер производства в стране на основе принципов «зеленой» экономики;
    • разработка и внедрение нормативно-правовых основ реализации принципов «зеленой» энергетики, «умного» сельского хозяйства;
    • переход к повсеместному использованию экологически чистых транспортных средств, приведение качества моторного топлива в соответствие с международными стандартами, а также принятие программ развития электротранспорта;
    • развитие системы «зеленого» финансирования, направленной на использование средств Государственного бюджета, банковских и финансовых институтов, частного сектора для реализации экологически чистых энергосберегающих проектов;
    • приоритетность «зеленых» закупок в системе госзакупок;
    • увеличение объемов финансирования научных исследований и инновационных проектов в области «зеленых» технологий, внедрение системы экономических и финансовых стимулов для перехода промышленных предприятий на «зеленые» технологии;
    • разработка индекса перехода к «зеленой» экономике по отраслям экономики и регионам;
    • доведение доли «зеленой» экономики в экономике страны до 30 процентов, обеспечение на этой основе годовых темпов экономического роста выше 7 процентов;
    • расширение использования возобновляемых и альтернативных источников энергии, внедрение системы широких экономических и финансовых стимулов для производителей возобновляе­мой и альтернативной энергии;
    • содействие созданию государством «зеленых» рабочих мест, подготовке современных квалифицированных кадров для разных секторов экономики;
    • получение гарантированного урожая в сельском хозяйстве и повышение экономического потенциала фермерских хозяйств путем внедрения современных интенсивных агротехнологий, развития инфраструктуры хранения и переработки продукции, освоения новых рынков;
    • повышение урожайности основных видов сельскохозяйственной продукции в среднем на 25-30 процентов за счет широкого внедрения экономичных технологий полива.

    Учитывая, что основным драйвером энергетического сектора являются инновационные технологии, мы реализуем следующие приоритетные меры в этой сфере:

    • повышение энергоэффективности экономики в два раза за счет коренной модернизации сектора энергетики;
    • создание нормативно-правовых основ стимулирования энергоэффективности;
    • внедрение рыночных механизмов в области возобновляемых и альтернативных источников энергии, расширение участия частного сектора на рынке энергоресурсов;
    • доведение доли возобновляемой энергетики в общем энергобалансе страны до 40 процентов за счет введения «зеленых» тарифов и ввода новых мощностей возобновляемых и альтернативных источников энергии;
    • поддержка пользователей возобновляемых и альтернативных источников энергии в отдаленных районах;
    • достижение сокращения объемов потребления углерода в энергетическом секторе относительно ВВП и полного отказа от него к 2050 году, поощрение внедрения инновационных решений в отрасли;
    • расширение привлечения прямых иностранных инвестиций в сектор за счет введения льгот и преференций для частных инвесторов.

    Во-вторых, при реализации государственной политики по обеспечению экологической безопасности страны и прав граждан на благоприятную окружающую среду, их законных интересов мы обращаем внимание на следующее.

    По вопросам совершенствования нормативно-­правовой базы и принятия международных документов в сфере экологии:

    • будут приняты меры по обеспечению выполнения обязательств, вытекающих из международных документов, принятых Узбекистаном в данной сфере, имплементации норм международного права в национальное законодательство, присоединению к международным правовым документам, отвечающим интересам страны;
    • будут приведены в единую систематизированную форму правового документа акты законодательства, регулирующие отношения в сфере экологии, в том числе будут разработаны Лесной и Водный кодексы Республики Узбекистан, а также принят Экологический кодекс Республики Узбекистан;
    • будут разработаны акты законодательства по внедрению системы страхования экологических рисков, внедрению международных систем экологического менеджмента на объектах, относящихся к категории высокого и среднего риска воздействия на окружающую среду, а также расширению перечня продукции, товаров и услуг, подлежащих экологической сертификации;
    • в целях регулирования обращения с бытовыми и промышленными отходами и их использования в качестве вторичного сырья будет принят закон Республики Узбекистан «Об отходах» в новой редакции;
    • в целях совершенствования нормативно-правовых основ охраны почв, их эффективного использования, предотвращения эрозии земель, восстановления почв и повышения их плодородия будет разработан проект закона Республики Узбекистан «Об охране и использовании почв»;
    • для обеспечения продовольственной безопасности будут внедряться «умные» технологии в сельском хозяйстве;
    • будет совершенствоваться законодательство по сохранению и рациональному использованию биологического разнообразия и экосистем, расширению охраняемых природных территорий, а также усилению защиты объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Республики Узбекистан;
    • будут усилены меры правового воздействия для уменьшения загрязнения земли, воды и атмосферы опасными химическими веществами и снижения трансграничного воздействия экологически опасных объектов.

    В вопросах преодоления экологических проб­лем, оценки воздействия на окружающую среду и информирования об этом широкой общественности:

    • будет внедрена система оценки воздействия принятых нормативных правовых актов на состояние окружающей среды;
    • будет использован механизм обязательного введения критериев экологической безопасности при разработке важных стратегических программ развития отраслей экономики и регионов;
    • будет последовательно продолжена государственная политика, направленная на обеспечение населения чистой питьевой водой, развитие канализационных сетей, сокращение выбросов в атмосферу, поощрение переработки отходов;
    • на основе международных стандартов будет коренным образом реформирована система государственной экологической экспертизы и получит развитие институт общественных слушаний;
    • будет усилена пропагандистская работа по обеспечению экологической безопасности страны;
    • к реализации стратегий и программ по решению социально-экономических и экологических проблем будут привлекаться представители государственных структур, бизнеса, органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации и других институтов гражданского общества;
    • будет усилен парламентский и общественный контроль за соблюдением требований законодательства в области экологии и охраны окружающей среды;
    • повысится эффективность участия государства и общественности, а также контроля с их стороны в борьбе с экологическими вызовами и предотвращении их последствий, а также будет совершенствоваться использование электронных систем в деятельности общественных экологических инспекторов, профилактике правонарушений;
    • особое внимание будет уделено усилению активности молодежи в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

    В-третьих, под девизом «Наш священный долг - беречь мать-природу!» мы предпримем все меры по охране окружающей среды и рацио­нальному использованию природных ресурсов в целях создания благоприятных условий жизни для населения.

    За счет реализации важнейших для здоровья и безопасности человека программных задач по совершенствованию централизованных систем питьевого водоснабжения и канализации обеспечение населения питьевой водой будет доведено до 90 процентов.

    Для этого будут приняты следующие меры:

    • будут осуществляться организационно-­правовые реформы, направленные на рациональное использование водных ресурсов;
    • обеспечение населения питьевой водой и услугами канализации в городах и районах будет улучшено за счет разработки, а также последовательной реализации целевых программ и проектов модернизации устаревших, строительства и развития действующих систем питьевого водоснабжения и канализации;
    • водоснабжение в отдаленных сельских районах будет значительно улучшено за счет строи­тельства местных опреснительных установок, использующих возобновляемые источники энергии;
    • в результате внедрения рыночных механизмов в проекты питьевого водоснабжения, повсеместной установки счетчиков учета воды вне зависимости от организационно-правовой формы водопользователя будет достигнуто эффективное использование водных ресурсов;
    • будут приняты меры по модернизации и строи­тельству очистных сооружений в городах, где низка их эффективность, в частности, в Ангрене, Гулистане, Самарканде, Джизаке, Ургенче, Нукусе, Андижане, Чирчике и Ташкенте.

    Нашими стратегическими целями остаются охрана атмосферного воздуха, который является важнейшим фактором для жизни, и обеспечение соответствия показателей его качества экологическим стандартам.

    Земельные ресурсы являются главным достоянием и основой благосостояния населения, экономического потенциала республики. Организация их рационального и эффективного использования - важнейший фактор для настоящего и будущего страны.

    Поэтому исходя из принципа «Земля нас кормит» мы реализуем следующие приоритетные задачи по обеспечению охраны земельных ресурсов:

    • передача земли в частную собственность, что в корне изменит отношение к земле, которая станет важным рыночным активом;
    • совершенствование правовых основ охраны и рационального использования земельных ресурсов на основе принципов «умного» сельского хозяйства;
    • создание правовых основ государственной поддержки выращивания органической сельскохозяйственной продукции, регулирования использования химикатов и генетически модифицированных организмов;
    • улучшение мелиоративного состояния орошаемых земель, восстановление земель, вышедших из сельскохозяйственного оборота, и их использование;
    • защита окружающей среды, зданий и сооружений от негативного воздействия деятельности по недропользованию и прекращение несанкционированного использования богатств недр;
    • усиление государственного и общественного контроля над процессами, связанными с разрушением плодородного почвенного покрова, извлечением и хранением плодородного слоя почвы для последующей биологической рекультивации земель или использования на низкоплодородных землях.

    Одними из важнейших приоритетов в нашем обществе являются рациональное и экономное использование водных ресурсов, повышение культуры водопотребления и формирование бережливого отношения к воде.

    Для достижения этого предусмотрено выполнение следующих задач:

    • разработка и реализация Национальной программы повышения продуктивности воды в сельском хозяйстве, промышленности и экономике;
    • полная цифровизация процессов учета водных ресурсов и устранение фактов неэффективного использования воды;
    • широкое внедрение водосберегающих технологий при орошении сельскохозяйственных культур, увеличение их доли до 30 процентов от общей орошаемой площади, а также дальнейшее совершенствование системы государственного стимулирования внедрения водосберегающих технологий;
    • повышение правовой грамотности и культуры населения по вопросам водосбережения, организация эффективного и экономного использования водных ресурсов, расширение образовательных программ по использованию водосберегающих технологий.

    Особое внимание будет уделено охране существующих водоемов, рациональному использованию водных ресурсов, соблюдению режима водоохранных зон, а также предотвращению наводнений.

    Миллионы тонн отходов, объем которых растет с каждым годом, загрязняют поверхностные и грунтовые воды, воздух и почву. Это приводит к увеличению числа инфекционных заболеваний, ухудшению качества питьевой воды и выведению из эксплуатации сотен гектаров пахотных земель. Поэтому одной из актуальных задач партии является обеспечение чистоты окружающей среды за счет переработки промышленных и твердых бытовых отходов. Для эффективного решения этой проблемы объем переработки бытовых отходов будет доведен до 40 процентов, а объем переработки промышленных отходов - до 20 процентов.

    Для достижения этих целей будут реализованы следующие задачи:

    • внедрение правового механизма, направленного на стимулирование принципов государственно-частного партнерства, системы рыночного управления в отрасли;
    • внедрение современных технологий в сфере обращения с промышленными и бытовыми отходами;
    • усиление требований к оснащению техничес­кими средствами обезвреживания и безопасного захоронения отходов хозяйственной и иной деятельности;
    • запрет на ввоз на территорию страны для хранения и захоронения любых видов отходов, включая радиоактивные отходы и опасные химические отходы;
    • ограничение хранения и обезвреживание отходов на землях населенных пунктов, а также в иных местах, где существует риск нанесения ущерба природоохранным объектам и охраняемым природным территориям;
    • сокращение объема отходов путем их переработки и использования в качестве вторичного сырья.

    Сокращение биоразнообразия на планете в настоящее время показывает, что перед нами стоят важные задачи по обеспечению биобезопасности.

    В этой сфере необходимо реализовать следую­щие задачи:

    • создать совершенную правовую базу для сохранения биоразнообразия и расширения площади охраняемых природных территорий;
    • с целью сохранения и рационального использования биоразнообразия и экосистем принять меры по увеличению площади охраняемых природных территорий до 12 процентов территории страны;
    • запретить любую деятельность на земельных участках и в акваториях охраняемых природных территорий, противоречащую их целевому назначению;
    • соблюдать мораторий на отвод земель из территории «зеленых» зон в населенных пунктах и вырубку деревьев и кустарников при строительстве зданий, сооружений и коммуникаций;
    • организовать работу по учету и составлению полного государственного кадастра охраняемых природных территорий, объектов растительного и животного мира, а также обмену информацией между соответствующими государственными органами и организациями;
    • в целях дальнейшего развития системы охраняемых природных территорий внедрить в отрасль современные информационно-коммуникационные технологии, принять комплексные меры по сохранению биоразнообразия экосистем в стране, а также по развитию экотуризма;
    • за счет защиты, расширения, восстановления лесов и повышения их продуктивности увеличить долю лесного покрова на территории респуб­лики с 7,6 процента до 15 процентов;
    • улучшить деятельность частных зоопарков и питомников;
    • принять меры по пресечению браконьерства и контрабанды объектов животного и растительного мира.

    Мы поддерживаем укрепление и совершенствование института парламентского и общественного контроля за реализацией экологической политики.

    В-четвертых, несмотря на серьезность ситуа­ции с глобальным изменением климата во всем мире, объем выбросов сточных вод и отходов промышленных предприятий в окружающую среду остается высоким, что еще больше усугубляет кризис, связанный с изменением климата. Если не будут приняты срочные меры, глобальные проблемы в будущем могут стать еще более трагичными.

    Поэтому мы сосредоточим все наши усилия на улучшении экологической и социально-экономической ситуации в регионе Приаралья, условий жизни населения за счет реализации инновационных проектов, направленных на смягчение последствий экологической катастрофы Аральского моря, которая является ключевым фактором изменения климата в нашем регионе.

    В-пятых, мы будем последовательно проводить в стране реформы для дальнейшей демократизации государственного управления, обеспечения надежной защиты прав и свобод человека, независимости судебной власти, повышения эффективности правосудия, доверия и уважения нашего народа к судебной системе.

    Необходимо усилить действия по сохранению природы, защите зеленых насаждений, водных объектов и памятников природы от негативного антропогенного воздействия.

    Мы будем продвигать законодательные инициативы, направленные на защиту охраняемых природных территорий и усиление ответственности за экологические правонарушения.

    Мы за усиление ответственности юридических и физических лиц за негативное воздействие на землю, воду и воздух, мы за возмещение ущерба природе по принципу «загрязнитель платит».

    В связи с этим мы считаем приоритетными следующие задачи:

    • усиление мер гражданской, административной и уголовной ответственности в области экологии и охраны окружающей среды;
    • внедрение эффективных механизмов компенсации за ущерб окружающей среде;
    • реализация административных реформ в системе государственного управления в сфере экологии;
    • повышение эффективности предоставления государственных услуг за счет более широкого внедрения системы электронного правительства;
    • совершенствование системы юридической помощи и услуг, полное внедрение принципов равноправия и состязательности в судебном процессе, превращение адвокатуры в независимый надежный институт защиты прав граждан;
    • повышение качества квалифицированной юридической помощи и престижа профессии адвоката, совершенствование системы подготовки специализированных юристов, в частности юристов-экологов;
    • внедрение системы оказания бесплатной правовой помощи для уязвимых слоев населения;
    • создание институтов юстиции по правоотношениям с несовершеннолетними, эффективная реализация принципа приоритетного обеспечения их прав и интересов в законодательстве и на практике.

    В-шестых, мы считаем, что приоритетами государства и общества являются кардинальное улучшение медицинского обслуживания, повышение качества непрерывного образования на основе передового зарубежного опыта, ускоренное развитие науки и дальнейшее развитие культурной и образовательной сфер.

    Для достижения этих задач в области здравоохранения под девизом «Здоровая окружающая среда - здоровье человека!»:

    • будет увеличена средняя продолжительность жизни граждан путем повышения качества охраны здоровья населения и предоставления медицинских услуг, совершенствования правовой базы в сфере здравоохранения;
    • повысится уровень базовой инфраструктуры цифровой медицины, материально-технического обеспечения медицинской отрасли, локализации производства медицинского оборудования и фармацевтического производства;
    • будет осуществлен комплекс мероприятий по прогнозированию и оценке потенциальных рисков в области санитарии и эпидемиологии, мониторингу природных очагов инфекционных заболеваний и профилактике эпидемий;
    • будут разработаны и внедрены правовые основы предоставления бесплатных медицинских услуг малообеспеченным слоям населения и жителям экологически неблагополучных районов;
    • будут приняты комплексные меры по широкому внедрению принципов здорового образа жизни и развитию массового спорта, пропаганде культуры здорового питания;
    • будет ускорена работа по устранению воздействия негативных факторов окружающей среды на здоровье человека, постепенному внедрению механизмов медицинского страхования, направленных на оказание качественных и комплексных медицинских услуг, повышение качества медицинских услуг населению, улучшение системы здравоохранения.

    В сфере образования под девизом «Природу сохранят беззаветно преданные делу охраны окружающей среды!» предусматривается:

    • интеграция принципов «зеленого» развития в образование и науку;
    • широкое внедрение принципов экологического образования и воспитания на всех этапах непрерывного обучения, повышение уровня экологических знаний молодежи;
    • расширение подготовки квалифицированных кадров в области экологии и охраны окружающей среды, готовящихся в системе высшего образования;
    • доведение охвата дошкольным образованием до 100 процентов, охвата высшим образованием - до 40 процентов;
    • формирование системы независимой оценки качества непрерывного образования и развитие конкуренции на рынке дополнительных педагогических образовательных услуг;
    • расширение масштабов экологических исследований и инновационной деятельности, развитие инновационной инфраструктуры путем создания бизнес-инкубаторов и технопарков.

    В сфере науки под девизом «Сохранение природы - сохранение жизни!»:

    • на основе ускоренного развития науки и коммерциализации научных разработок, направленных на развитие экологически чистых, безотходных и ресурсосберегающих технологий, будут расширяться объем научной продукции и внед­ряться инновационные методы;
    • будет адаптирована к потребностям отраслей экономики и социальной сферы научная и инновационная деятельность научных организаций в области охраны окружающей среды, а также будут внедряться высокоэффективных разработок и технологий;
    • будут приняты меры по созданию и поддержке деятельности экотехнопарков в регионах страны, а также по широкому внедрению их разработок на местах;
    • будет и дальше расширяться участие женщин и молодежи в экологических исследованиях;
    • социальное партнерство государства и научных организаций будет развиваться за счет совершенствования системы управления в сфере науки и развития системы самоуправления в этой сфере.

    Руководствуясь девизом «Природа - это долг, взятый у будущих поколений!», считаем важным выполнение следующих задач:

    • сформировать в обществе культуру бережного отношения к родной природе, флоре и фауне, чувство заботы о матери-природе;
    • принять Национальную программу развития экологической культуры в обществе;
    • сосредоточить деятельность системы семьи и махалли на коренном изменении отношения человека к природе;
    • повысить осведомленность общественности о состоянии окружающей среды, регулярно публиковать национальные отчеты и аналитические документы о состоянии окружающей среды;
    • усилить внимание к формированию у каждого жителя страны бережного отношения к окружающей среде, экологической ответственности предприятий за загрязнение окружающей среды, реализации «зеленых» инициатив.

    В-седьмых, в области внешней политики и развития международного сотрудничества мы продвигаем идею создания вокруг Узбекистана зоны безопасности, стабильности и добрососедства.

    В качестве основных приоритетов внешней политики мы выделяем:

    • ориентацию политики Узбекистана в Цент­ральной Азии на обеспечение мира и стабильности в регионе, помощь в решении ключевых проблем региональной безопасности, включая ситуацию в Афганистане;
    • рациональное использование водных и энергетических ресурсов трансграничных рек Цент­ральной Азии, создание трансграничных охраняемых природных территорий и обеспечение экологической стабильности в регионе;
    • укрепление регионального торгово-экономического сотрудничества, развитие региональной транспортной и транзитной инфраструктуры;
    • укрепление связей с Афганистаном в разных сферах;
    • продолжение сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств на основе равноправия, уважения и учета интересов друг друга.

    Мы продолжим активно сотрудничать с Организацией Объединенных Наций для обеспечения международного мира и безопасности, а также совместно бороться с современными вызовами и угрозами.

    В связи с этим уделяем особое внимание выполнению следующих задач:

    • присоединение к конвенциям ООН и международным соглашениям в области экологии и медицины с учетом интересов Узбекистана;
    • укрепление добрососедских и дружеских отношений с зарубежными странами, особенно со странами Центральной Азии, в решении глобальных и трансграничных экологических проблем;
    • укрепление сотрудничества между экологическими партиями и движениями во всем мире для активного участия в политике предотвращения распространения ядерного, химического и биологического оружия и его полной ликви­дации;
    • развитие эффективного международного сотрудничества в обеспечении экологической безопасности и внедрении принципов «зеленого» развития в Узбекистане;
    • расширение сотрудничества с международными организациями и финансовыми институтами в развитии проектов возобновляемой энергетики в стране.

    Данный материал опубликован в газете «Правда Востока» № 188 от 21 сентября в рамках предвыборной агитации кандидатов в Президенты Республики Узбекистан на бесплатной основе.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates