Феномен прогресса человечества - в высокой духовности

    Мнение 25 ноября 2021 1838

    Сегодня мы в Узбекистане строим новое общество, новое государство на основе приоритетного принципа «Во имя чести и достоинства человека». Наряду с осуществлением социальных, экономических и политических преобразований чрезвычайно важное значение придается реформам в духовно-просветительской сфере.

    Это особо отметил Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на совместном заседании палат Олий Мажлиса 6 ноября 2021 года. В частности, было подчеркнуто: «Мы хорошо понимаем: если экономика - это организм, обеспечивающий жизнедеятельность общества, то духовность является его сердцем и душой. В построении будущего мы опираемся на два этих важных фактора, то есть на сильную экономику, базирующуюся на рыночных принципах, и сильную духовность, основу которой составляют богатое историческое наследие нашего народа, национальные и общечеловеческие ценности».

    Человечество переживает сегодня чрезвычайно сложный период в своей истории, сталкивается с неизвестными ранее угрозами и вызовами. Не секрет, что в мире все чаще встречаются духовная деградация, утрата моральных ценностей. Это в определенной мере ограничивает естественные возможности человеческого развития. Как выразился Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, самая большая трагедия XXI века - отдаление человека от духовных ценностей. Действительно, только благодаря следованию нравственным идеалам можно достичь вершин добродетели. Именно высокие духовно-нравственные устои являются самой мощной поддержкой на пути к совершенству человека и прогрессу общества.

    Когда речь идет о таких глобальных, общечеловеческих вопросах, невольно спрашиваешь себя: «Кто такой человек, в чем его сущность?».

    Известный немецкий философ Освальд Шпенглер утверждал: где теряется духовность, там усиливаются животные инстинкты. Именно духовность и культура делают человека человеком, являются основой формирования его ценностей. А культура в свою очередь опирается на воспитание, питается от духовности, становится сильнее от просвещения.

    Действительно, человека от всех других существ отличают именно нравственные качества, так называемая внутренняя культура. Только человек может мечтать и ставить перед собой высокие цели, делать великие научные открытия и создавать шедевры искусства.

    Представления о человечестве и человечности так же стары, как и оно само. Еще в первобытный период появились первые суждения об этом. Столкновения чувств и интересов, борьба за жизнь формировали и благородные качества, и недостатки.

    В священном Коране написано: «Мы сотворили человека в совершенном облике». Так в чем совершенство? Как можно оценить любовь, достоинство? Всевышний одарил умом и чувствами только человека, именно это и определяет его ценность. Иначе говоря, ум - огромная сила, превратившая человека в ценность, а сила, призывающая жить с чистыми помыслами, - это добрые и светлые чувства. Именно разнообразие благих желаний и целей становится основой эволюционного развития, служит важным источником прогресса.

    Каждая личность по своей природе сложна и противоречива. Исходя из этой драматической сути человека выдающийся мыслитель Джалаладдин Руми говорил: «Что есть в мире Кубро, есть и в мире Сугро». Мир Кубро - это окружающий нас мир, галактика. Мир Сугро - душа, сущность, природа человека, его внутренний мир. Моральные и духовные возможности индивида зависят от состояния и чистоты его души. По мнению Руми, все, что есть в окружающем нас мире, есть и в нас самих. Сильные бури, летний зной, лютые зимы, прекрасная весна… Неповторимые явления природы отражаются потоком чувств в человеческой душе. В духовном мире, как и во внешнем, соседствуют горе и счастье, бедность и благополучие. Каждый человек - уникальный, неповторимый мир. Его душа - это своеобразный ринг, где идет борьба добра и зла. Поэтому мы должны постоянно воспитывать в себе и своих детях такие качества, как доброта, сочувствие, великодушие, преданность своей стране и народу, стремление к знаниям, творчеству, которые в современном мире приобретают особую актуальность.

    Отрицание национальных ценностей, отсутствие убеждений, безверие - причина потери человеческой сущности, духовности. В результате люди утрачивают свой социальный потенциал, способность жить с определенными целями, противятся прогрессу. Такие характерные для нашего менталитета качества, как честь и чувство собственного достоинства, уважение к старшим и забота о тех, кто нуждается в поддержке, сегодня, к сожалению, некоторые молодые люди считают пережитками прош­лого. В повседневной жизни участились случаи, когда сын перечит отцу, дочь игнорирует наставления матери, все реже в общественном транспорте уступают место старикам, женщинам с детьми.

    Неуважительное, невнимательное отношение к советам старших, учителей, друг к другу постепенно перерождается в цинизм. Наши предки хорошо воспитанным считали скромного, благородного и справедливого человека, который несет ответственность за свои слова и поступки. В суете современной жизни мы подчас забываем, что на Востоке эти качества всегда считались возвышающими человека, важными критериями нравственности.

    Каждый уважающий себя человек должен чувствовать высокую ответственность перед обществом и людьми. Увы, есть еще большие пробелы в воспитании в этом направлении.

    Если гордость как оберегающая и возвышающая человека внутренняя духовная сила становится общественной, то превращается в чувство национального масштаба. Сегодня, когда народ Узбекистана уверенно смотрит в будущее, живет новыми идеями, широкой поступью идет к большим целям, национальная гордость выступает мощным движущим фактором.

    Национальная гордость - огромная сила, связывающая прошлое, настоящее и будущее, призывающая к созиданию, достойному свершений великих предков, заслугами которых перед человечеством мы гордимся. Мы должны сделать чувство национальной гордости основополагающим критерием, воспитывать своих детей в этом духе.

    Наш народ - наследник великих гениев, их славных дел и уникальных талантов. Мы говорим, что гордимся ими, забывая порой, что такая гордость - это в то же время огромная ответственность и серьезные обязательства. И сегодня, заботясь о всестороннем развитии молодежи, необходимо поддерживать ее созидательные способности. Это - наш долг перед будущими поколениями.

    Наш народ, наше государство поставили перед собой высокие цели. В связи с этим огромное внимание уделяется дальнейшему повышению интеллектуального потенциала нации, от эффективной реализации которого во многом зависит прогресс страны. В новом Узбекистане стремление жить, опираясь на новое мышление, новое мировоззрение, все больше приобретает характер привычного образа жизни.

    В этом контексте особенно актуальным становится преодоление безразличия, равнодушия. Перефразируя слова одного из великих мыслителей прошлого, можно сказать: «Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - с их молчаливого согласия происходит на земле все самое плохое». С сожалением вынужден отметить - случаи безразличия, равнодушия, иждивенчества все еще нередки в нашей жизни.

    А ведь тысячелетний опыт человечества, сама жизнь доказывают, что только народ, имеющий великие цели и благие устремления, взявший в свои руки свою судьбу, сможет построить великое будущее. Поэтому сегодня мы создаем современное, просвещенное, сильное гражданское общество на основе формирования здорового и всесторонне развитого молодого поколения, имеющего твердые убеждения, четкие ориентиры и широкое мировоззрение.

    Последние пять лет в корне изменили отношение наших соотечественников к жизни, которые ныне строят цивилизованное, устремленное в будущее государство - новый Узбекистан. И центральным, важнейшим звеном этого процесса является человек, его права и свободы, законные интересы, его интеллект, духовность и нравственное здоровье.

    Президент Шавкат Мирзиёев разработал стратегию развития страны на новом этапе и сутью преобразований определил приоритет именно этих факторов, обосновал теорию всесторонних реформ через интересы человека, провозгласив, что «Новый Узбекистан - народное и гуманное государство».

    Для реализации этой политики принимаются законы, указы и постановления. И они находят воплощение в жизни благодаря созидательной силе и интеллектуальному потенциалу нашего народа.

    Мобилизованность общества на благие дела - главный фактор развития. Идейный и духовный рост нации - непобедимая сила, приводящая к великому скачку. Основа социального прог­ресса - высокая духовность и нравственность. И народ Узбекистана доказал это всей своей славной многовековой историей.

    Мы особенно хорошо видим это сегодня. Конкретные и наглядные результаты коренного обновления во всех сферах помогают еще глубже осознать огромное, непреходящее значение нашей независимости, истинное предназначение человека-созидателя. Новое мышление через понимание сути реформ непосредственно соотносится с первыми важными шагами по пути формирования в стране третьего Ренессанса.

    За последние пять лет создан прочный фундамент нового Узбекистана. Это подтверждает кардинальное изменение облика городов и сел страны, масштабное реформирование производственных отраслей, повсеместное внедрение современных технологий, динамичное развитие социальной сферы. Однако суть нового Узбекистана не только в этом, а прежде всего - в глубоком изменении мировоззрения наших людей. Сегодняшний гражданин Узбекистана коренным образом отличается от того, каким был пять лет назад. Важнейшее значение осуществляемых в стране комплексных реформ - именно в этом.

    Действительно, у нашего народа развивается самосознание, растет чувство собственного достоинства. Каждый начинает понимать, что он имеет законное право жить полноценной счастливой жизнью, стремится к обогащению своих знаний и навыков, проявляет все более активную гражданскую позицию в общественно-политической и социально-экономической сферах.

    Это - настоящее национальное возрождение, начало национального прогресса. У людей появляется внутренний стержень, действенный стимул, творческий подход к своей профессиональной деятельности, строятся новые взаимоотношения гражданина и государства. Углубляется культурно-просветительский процесс, меняется смысл жизни, которая наполняется позитивом и оптимизмом. Таким образом, путем раскрытия потенциала каждого индивида меняется духовно-этический облик всего общества.

    История человечества свидетельствует: только тогда, когда каждый житель страны в полной мере ощутит потребность в переформатировании, глубоком переосмыслении образа жизни, ее переоценке, начнется абсолютно новый этап развития. Ибо прогресс - продукт просветленного сознания и аналитического мышления, который зиждется на высокой духовности и нравственности, передовых знаниях, современном мировоззрении. Уходят в прошлое человеческие пороки и недостатки, прежде всего такие как невежество и равнодушие. Начинается новая эра всеобщего развития. А в этом - основа и главный смысл Ренессанса.

    Окил Салимов.
    Академик АН Узбекистана.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates