Как сказано в документе, основными направлениями реформы банковского сектора являются сокращение государственного вмешательства, комплексное преобразование государственных банков, уменьшение их зависимости от госресурсов, повышение уровня финансового посредничества и доступности финуслуг банков для частного сектора.

Преобразования в банковском секторе назрели давно и решаются в последние годы по мере необходимости благодаря общей государственной политике, направленной на соответствие национальных финучреждений международным стандартам и создание привлекательной правовой среды для иностранных инвестиций в сферу. Однако ряд проблем банковской системы страны, таких как доминирующее  положение государства в секторе, низкие рейтинговые оценки международных институтов и других, показывает, что необходим комплексный подход к реализации реформирования всей сферы. Именно на комплексное решение проблем банковского сектора направлен вышеназванный Указ лидера страны.

В настоящее время в Узбекистане действует 31 коммерческий банк, 13 из них имеют государственную долю в уставном капитале, 16   являются частными банками или банками с участием иностранного капитала. Плюс за последний год в сфере начали работать казахстанский Тенге банк, дочернее предприятие Halyk bank, а также грузинский TBC Bank.

Прежде всего необходима регулярная оценка деятельности коммерческих банков, которая отражала бы позитивные изменения, происходящие в сфере, оценивала эффективность реформ и трансформационных процессов. Такая оценка -  проблема, актуальная как для клиентов, активно работающих с банковскими структурами, так и самих банков, которым необходимо оценивать партнеров.

Именно такую методику оценки разработал Центр экономических исследований и реформ при Администрации  Президента Республики Узбекистан (ЦЭИР) - «Индекс активности банков».

Представленный центром «Индекс активности банков» за май 2020-го  состоит из двух компонентов: индексы финансового посредничества и доступности, а также финансовой устойчивости банков. В исследовании оценивается  27 коммерческих финучреждений, разделенных на три группы: крупные банки с государственной долей, конкурентоспособные и централизованные.

С учетом проблем в банковской сфере, определенных в Стратегии реформирования банковской системы, первым субиндексом рассчитан индекс финансового посредничества и доступности, при определении которого особое внимание уделялось соотношению сберегательных и срочных депозитов реального сектора экономики к общей сумме кредитов, доле средств других банков и финансовых учреждений в совокупных обязательствах и роли государственных средств в формировании активов банков.

Активность коммерческих банков как финансовых посредников определяет их способность привлекать средства в банковскую систему и направлять на ассигнование наиболее перспективных проектов. Одним из показателей финансового посредничества является соотношение привлеченных депозитов от реального сектора к выделенным кредитам. Чем выше этот показатель, тем выше индекс активности банков, и наоборот. Так, по состоянию на  1 июня отношение вкладов населения к кредитам в банковском секторе в среднем составляло 7,4 процента в 10 крупнейших банках с государственной долей, 32,5 процента - в конкурентоспособных и 26,3 - в централизованных. Цифры указывают на важность других обязательств, кроме депозитов населения, для крупных банков с государственной долей в кредитовании.

В 7 из 10 крупных банков с государственной долей доля депозитов и кредитов других банков и финансовых учреждений в совокупных обязательствах более 25 процентов. В частности, этот показатель составляет 51,6 процента в Национальном банке Узбекистана, 50,1 - в Асака банке, 43,2 - в Узсаноаткурилишбанке. Анализ депозитов и кредитов по филиалам банков показывает, что конкурентоспособные и централизованные финансировали большую часть выделенных кредитов на счет привлеченных депозитов.

Доля государственных средств в структуре обязательств крупных банков с государственной долей остается высокой. Так, по состоянию на 1 июня 2020 года доля государственных средств в обязательствах Кишлок курилиш банка составляет 40,5 процента, Ипотека-банка -  31,5, Агробанка - 27,4, Микрокредитбанка - 21,2 и Нацбанка - 14,9.

Финансовая доступность банков показывает, насколько доступны финуслуги для малого и среднего бизнеса, и уровень привлечения не охваченного банковскими услугами населения в сектор. Согласно опросу, проведенному Всемирным банком в 2019 году, среди 1239 предприятий и фирм в Узбекистане только 22,2 процента субъектов имеют банковские кредиты или кредитные линии (в среднем по Европе и Центральной Азии этот показатель составляет 37,5 процента). 15,1 процента заявок фирм на кредиты были отклонены (в среднем по Европе и Центральной Азии - 9,1 процента). Принимая во внимание эти факторы, количество предпринимателей, которые получили кредит, можно рассматривать как один из критериев измерения доступности банковских услуг для каждого филиала банка.

В представленном исследовании самые высокие значения этого показателя имеют банк Ипак йўли, Агробанк и Хамкорбанк. Так, на каждый филиал банка Ипак йўли пришлось в среднем 548 предпринимателей, а в Агробанке и Хамкорбанке этот показатель составляет соответственно 497 и 467.

Доля кредитов десяти крупнейшим заемщикам в централизованных банках в общем кредитном портфеле в среднем 54 процента. В частности, на 1 июня 2020 года этот показатель считается сравнительно высоким в УзКДБ банке, Hi-Tech банке, Тенге банке, Равнакбанке, Зираат банке и Пойтахт банке.

В группе крупных банков с государственной долей отношение кредитов десяти крупнейших клиентов Нацбанка и Асака банка к общей сумме кредитов составляет более 50 процентов. В четырех банках этой группы (Туронбанк, Узсаноаткурилишбанк, Алокабанк и Микрокредитбанк) этот показатель колеблется от 27 до 39 процентов.

Среди конкурентоспособных банков на долю топ-10 клиентов Ориент Финанс банка приходится около 50 процентов кредитного портфеля. Доля кредитов частному сектору в четырех крупнейших банках с государственной долей остается относительно низкой.  В частности, этот показатель составляет 41 процент в Нацбанке, 59,2 - Узсаноаткурилишбанке, 56,7 - Агробанке и 66,5 -  Асака банке.

Первое место, как и в рейтингах по показателям финансового посредничества и доходности, занял Капиталбанк, в котором соотношение сберегательных и срочных депозитов к общей сумме кредитов увеличилось до 82 процентов, в то время как доля депозитов и кредитов от других банков и финансовых учреждений в общих обязательствах и доля государственных средств в общих обязательствах считаются значительно ниже средних показателей по банковской системе (3,2 и 0,14 соответственно).

Этому способствовали также высокие показатели индекса финансовой доступности, доли кредитов 10 крупнейших клиентов и соотношения кредитов, выданных частному сектору, к общей сумме кредитов.

Хамкорбанк занял второе место  (по финансовой доступности первое место, по доходности - второе). Третье место по среднему количеству кредитов, выданных филиалами физическим лицам (4323 человека на филиал). Доля кредитов топ-10 клиентов является невысокой (14,3 процента).

Алокабанк на третьем месте из-за низких обязательств перед правительством, высокого соотношения сберегательных и срочных депозитов к общей сумме кредитов среди банков с долей государства.

Три последние позиции в таблице индекса активности за май 2020-го заняли Тенге банк, УзКДБ банк и Пойтахт банк.

Относительно высокая доля кредитов десяти крупнейшим клиентам УзКДБ банка в общем кредитном портфеле и низкий уровень финансирования кредитов за счет сберегательных и срочных депозитов привели к относительно низкому индексу для этого банка.

Низкое соотношение сберегательных и срочных депозитов к общему объему кредитов в Тенге банке и Пойтахт банке, которые начали действовать в 2019 году, высокая доля депозитов и кредитов других банков и финансовых учреждений в обязательствах Тенге банка способствовали занятию ими соответственно 25-го и 27-го места. Тем не менее эти банки входят в тройку лидеров по уровню ликвидности.

Как сообщили в службе по связям с общественностью ЦЭИР, такие исследования будут проводиться и публиковаться регулярно. И это, несомненно, поможет и предпринимателям, и простым гражданам ориентироваться в сфере банковских услуг страны, а значит, позволит более успешно работать и получать финансовые услуги.

Александр Зотов.
«Правда Востока».

При поддержке службы по связям с общественностью ЦЭИР.