Информация о пятьдесят третьем пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

    Страна в фокусе 22 июня 2024 700

    21 июня 2024 года в Ташкенте начало свою работу пятьдесят третье пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

    В заседании приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

    Пленарное заседание, прошедшее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева. Оно транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

    Сначала сенаторы обсудили Закон «О признании прав на самовольно захваченные земельные участки и построенные на них здания и сооружения».

    Отмечалось, что целью настоящего закона является регулирование отношений, связанных с признанием прав на самовольно захваченные земельные участки и построенные на них здания и сооружения.

    Законом устанавливаются конкретный порядок признания права на земельный участок и построенное на нем здание, а также права аренды на самовольно занятый земельный участок, на котором построен индивидуальный жилой дом.

    В свою очередь, сенаторы отдельно остановились и на содержании закона и отметили, что устанавливаются соответствующие основания для признания прав.

    В частности, устанавливаются основания признания права аренды на излишне занятый земельный участок, земельный участок, на котором расположены жилые помещения на территории садоводческих и виноградарских товариществ, земельный участок на территории малых промышленных зон.

    Кроме того, законом предусматривается поэтапное внесение данных и документов, касающихся произвольно занятых земельных участков и построенных на них зданий и сооружений, через автоматизированную информационную систему.

    В ходе обсуждения сенаторами подчеркнуто, что принятие закона позволит признать право граждан и субъектов предпринимательства на аренду произвольно занятых ими земельных участков, а также право собственности на построенные на них здания и сооружения, что позволит решить социальные, экономические проблемы населения, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности по подключению этих зданий и сооружений к коммунальным сетям.

    По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.

    Далее был рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства в сфере обеспечения кибербезопасности».

    Подчеркивалось, что в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий возникает необходимость повышения уровня мер по обеспечению информационной безопасности и кибербезопасности в деятельности кредитных организаций и небанковских кредитных организаций.

    В соответствии с этим законом определяются дополнительные полномочия Центрального банка по выявлению угроз безопасности и кибербезопасности со стороны кредитных и платежных организаций, операторов платежных систем, валютных бирж, кредитных бюро и принятию мер по их предупреждению.

    Также нормы, касающиеся обеспечения кибербезопасности, вносятся в Кодекс об административной ответственности, законы «О Центральном банке Республики Узбекистан», «О банках и банковской деятельности», «О банковской тайне», «О защите информации в автоматизированной банковской системе», «Об электронном правительстве», «О платежах и платежных системах» и «О небанковских кредитных организациях и микрофинансовой деятельности».

    Законом к грубым нарушениям отнесено нарушение требований законодательства по обеспечению информационной безопасности и кибербезопасности в банковских информационных системах.

    Кроме того, в законе отражены такие дополнительные цели, как обеспечение информационной безопасности и кибербезопасности информационных систем и ресурсов банков и защита банковской тайны.

    По мнению сенаторов, принятие данного закона способствует повышению информационной безопасности в деятельности кредитных и небанковских кредитных организаций, а также в системе электронного правительства, предупреждению правонарушений, совершаемых с помощью информационно-коммуникационных технологий.

    Закон одобрен сенаторами.

    Затем сенаторы обсудили Закон «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Узбекистан «О правах лиц с инвалидностью».

    В стране проведена масштабная работа по созданию условий, необходимых для обеспечения прав лиц с инвалидностью, а также последовательной имплементации в национальное законодательство общепризнанных международных норм и стандартов в области прав и свобод человека.

    Отмечалось, что совершенствуется законодательство о правах лиц с инвалидностью в целях создания лицам с инвалидностью дополнительных условий, предоставляющих им возможность осуществления прав и свобод человека наравне с другими гражданами.

    Этим законом вносятся изменения в Закон Республики Узбекистан «О правах лиц с инвалидностью», предусматривающие создание дополнительных условий для обеспечения прав лиц с инвалидностью на доступ к правосудию, избирать и быть избранными, участвовать в референдуме, а также на получение образования.

    Кроме того, Закон «О правах лиц с инвалидностью» на основе Конвенции о правах инвалидов дополняется нормами, определяющими формы общения, которые могут использоваться для общения с лицами с инвалидностью, а также основания для приспособления объектов социальной инфраструктуры для беспрепятственного доступа к ним лиц с инвалидностью.

    По мнению сенаторов, данный закон служит обеспечению защиты прав лиц с инвалидностью путем имплементации в национальное законодательство общепризнанных международных норм и стандартов в области прав и свобод человека.

    По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.

    Также на пятьдесят третьем пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием системы правовой защиты объектов интеллектуальной собственности».

    Как известно, в последние годы в стране проводятся широкомасштабные реформы в области надежной правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности с целью совершенствования механизмов внедрения результатов интеллектуальной деятельности в отрасли экономики, улучшения предпринимательской деятельности и деловой среды, повышения конкурентоспособности продукции местных производителей и обеспечения ее реализации с добавленной стоимостью.

    Вместе с тем возникает необходимость обеспечения неприкосновенности собственности, созданной в результате интеллектуальной деятельности физических и юридических лиц, формирования в обществе отношения нетерпимости к правонарушениям и укрепления в законодательстве правовых механизмов, обеспечивающих заинтересованность граждан в защите своих прав. Кроме того, обеспечение защиты интеллектуальной собственности действенными правовыми механизмами порождает необходимость последовательного продолжения политики совершенствования законодательства для предотвращения нарушений в этой сфере.

    Этим документом в целях совершенствования гражданско-правовых отношений вносятся дополнения и изменения в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, предусматривающие введение процедуры выплаты нарушителем по требованию правообладателя компенсации вместо возмещения убытков за незаконное использование объектов интеллектуальной собственности.

    Так, вместо возмещения убытков патентообладатель может потребовать от лица, использующего объект промышленной собственности в нарушение его исключительного права, выплаты компенсации в размере от двадцати до тысячи базовых расчетных величин. При этом компенсация выплачивается независимо от факта причинения убытков исходя из характера нарушения и степени вины лица, использующего объект промышленной собственности в нарушение исключительного права патентообладателя, с учетом обычаев делового оборота. Размер компенсации определяется в соответствии с соглашением сторон или судом.

    Отмечалось, что закон служит совершенствованию системы защиты прав интеллектуальной собственности физических и юридических лиц, повышению качества профилактики правонарушений в данной сфере, а также сокращению количества правонарушений, усилению защиты интеллектуальной собственности и формированию системы действенных механизмов защиты прав на творческую деятельность в цифровой среде.

    Закон одобрен сенаторами.

    После этого на пленарном заседании сенаторами одобрен Закон «О внесении дополнений и изменения в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с определением порядка постановки на учет профсоюзных организаций, не имеющих статуса юридического лица».

    В последние годы в стране реализованы меры, направленные на повышение эффективности работы профсоюзных организаций, обеспечение защиты прав их членов, а также развитие правовой базы, регулирующей деятельность профсоюзных организаций.

    Вместе с тем на практике имеются проблемы с открытием банковских счетов подразделениями профсоюзов и первичными профсоюзными организациями, не имеющими статуса юридического лица, поскольку для этого требуется получение идентификационного номера налогоплательщика.

    Законом вносится дополнение в Налоговый кодекс Республики Узбекистан, предусматривающее присвоение идентификационного номера налогоплательщика подразделениям профсоюзов и первичным профсоюзным организациям, не имеющим статуса юридического лица.

    Кроме того, в Закон Республики Узбекистан «О профессиональных союзах» вносятся дополнения, предусматривающие возможность постановки на учет в органах юстиции подразделений профсоюзов и первичных профсоюзных организаций, не имеющих статуса юридического лица, и определение данного порядка Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

    По мнению сенаторов, закон служит обеспечению полноценного осуществления финансовой деятельности подразделениями профсоюзов и первичными профсоюзными организациями, не имеющими статуса юридического лица.

    На пленарном заседании обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств, их аналогов или психотропных веществ, а также сильнодействующих и ядовитых веществ».

    Отмечалось, что в стране осуществляются системные меры по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, их аналогов и психотропных веществ, а также сильнодействующих веществ.

    Как известно, сегодня в связи с увеличением незаконного оборота наркотических средств, их аналогов и психотропных веществ с вовлечением несовершеннолетних и путем использования сетей телекоммуникаций и всемирной информационной сети Интернет требуется пересмотр мер ответственности за эти правонарушения.

    Вместе с тем возникает необходимость ужесточения ответственности за данные виды правонарушений в целях применения наказаний в соответствии с принципом справедливости за распространение или рекламирование материалов, незаконно пропагандирующих наркотические средства, их аналоги или психотропные вещества, а также сильнодействующие вещества.

    Настоящим документом усиливаются меры ответственности за незаконный оборот наркотических средств, их аналогов или психотропных веществ с использованием сетей телекоммуникаций и всемирной информационной сети Интернет, совершение этих преступлений с вовлечением несовершеннолетних, а также устанавливается административная и уголовная ответственность за незаконное приобретение, хранение, перевозку или пересылку наркотических средств, их аналогов или психотропных веществ, сильнодействующих и ядовитых веществ без цели сбыта.

    Сенаторы подчеркнули, что этот закон служит предупреждению пропаганды или рекламирования наркотических средств, их аналогов или психотропных веществ, а также сильнодействующих и ядовитых веществ и их незаконного оборота.

    По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.

    Кроме того, в ходе пленарного заседания рассмотрен Закон «О ратификации Сингапурского договора о законах по товарным знакам (Сингапур, 27 марта 2006 года)».

    Целью Сингапурского договора является создание благоприятных условий для пользователей системы правовой защиты товарных знаков, действующей во всех странах и региональных организациях в этой сфере.

    Этот документ был принят 27 марта 2006 года и в настоящее время его участниками являются более 50 государств мира.

    В ходе обсуждения отмечалось, что в международном документе определены порядок регистрации и подачи заявок на товарные знаки, особенности внесения изменений в лицензионные договоры и другие документы, срок действия регистрации товарного знака и другие правила.

    Законом предусмотрена ратификация с учетом дополнительного условия о необходимости регистрации лицензии как условия предоставления лицензиату в соответствии с законодательством Республики Узбекистан любого права на возмещение ущерба, нанесенного в результате нарушения прав по пункту 4 статьи 29 Сингапурского договора.

    Сенаторы подчеркнули, что ратификация договора приведет к гармонизации национальных систем законодательства по товарным знакам с точки зрения административных процедур.

    Принятие закона также станет важным шагом на пути дальнейшего совершенствования системы защиты авторских прав, улучшения инвестиционного климата и вступления страны во Всемирную торговую организацию.

    Закон одобрен сенаторами.

    Как известно, в соответствии со статьями 95 и 109 Конституции Республики Узбекистан в новой редакции кандидатура на должность Генерального прокурора Республики Узбекистан представляется Президентом и рассматривается сенаторами на пленарном заседании Сената.

    На основании этого на 53-м пленарном заседании Сената рассмотрена и одобрена кандидатура Йулдошева Нигматуллы Тулкиновича, представленная на должность Генерального прокурора Республики Узбекистан на новый срок.

    После этого на 53-м пленарном заседании Сената также рассмотрен вопрос об избрании председателя Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан.

    В соответствии со статьей 95 и статьей 109 Конституции Республики Узбекистан в новой редакции председатель Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан избирается Сенатом по представлению Президента Республики Узбекистан.

    Сенаторы высказали свои мнения по данному вопросу и Халилилло Собиржонович Турахужаев избран на должность председателя Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан.

    По этому вопросу принято соответствующее постановление Сената.

    На этом первый день работы пятьдесят третьего пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.

    Информационная служба

    Сената Олий Мажлиса

    Республики Узбекистан.