Формат проведенного мероприятия стратегически важен в том плане, что положительно влияет на развитие взаимовыгодного межрегионального сотрудничества между нашими странами. В нем приняли участие министры транспорта пяти государств Центральной Азии и Турции. Министр транспорта Республики Узбекистан Илхом Махкамов выступил на форуме и довел до коллег основные положения позиции нашей страны.

Министр транспорта Республики Узбекистан передал участникам форума приглашение от правительства нашей страны на Первый транспортный форум ШОС и 12-е заседание министров транспорта Организации экономического сотрудничества (ОЭС), проведение которых намечено на 1-2 ноября текущего года в Ташкенте.

Сегодня одной из основных тенденций в развитии транспортной логистики стало повышение значимости интермодальных и мультимодальных перевозок в условиях современных реалий.

Геополитическая ситуация, а также переориентация грузопотоков с традиционных транспортных маршрутов на альтернативные способствуют повышению привлекательности указанных выше видов перевозок.

С учетом этих тенденций Узбекистан в последние годы принимает активные практические меры по формированию перспективных и развитию действующих мультимодальных транспортных коридоров в регионе Центральной Азии.

При этом активно продвигается инициатива по созданию нового регионального коридора из стран СНГ через Узбекистан, Афганистан и Пакистан с выходом к портам Индийского океана.

В 2022 году объем грузоперевозок транзитом через Афганистан в Пакистан увеличился более чем в два раза, составив 670 тысяч тонн. К концу 2023-го ожидается выход на объем грузоперевозок более чем на миллион тонн.

В целях дальнейшего развития внешнеторговых отношений и увеличения транзитного потенциала наших стран Узбекистан предложил совместно продвигать инициативу по формированию мультимодального транспортного коридора Беларусь - Россия - Казахстан - Узбекистан - Афганистан - Пакистан с выходом к портам полуострова Индостан.

Предполагается осуществление перевозок смешанными видами транспорта - из железнодорожных станций стран СНГ до Афганистана, далее по территории Афганистана автомобильным транспортом с выходом на Пакистан и порты в Индийском океане.

В этих целях создается международный многофункциональный транспортно-­логистический хаб в приграничной зоне между Узбекистаном и Афганистаном в Термезе, включающий в себя оказание комплексных транспортно-логистических услуг.

Несомненно, данный коридор, обеспечивая взаимосвязанность между странами Содружества Независимых Государств и Южной и Юго-Восточной Азией, открывает новые возможности и рынки с населением более полутора миллиарда человек.

Наряду с этим сейчас стремительно развиваются грузоперевозки по направлению Китай - Европа. За последние три года среднегодовые темпы роста достигли показателей свыше десяти процентов, в абсолютном выражении выросли до 62 млн тонн в 2022 году.

При  этом более 96 процентов от всего объема грузов по направлению Китай - Европа пока перевозится морским транспортом. В связи с чем имеется огромный потенциал к переориентированию с морского вида транспорта на сухопутные - железнодорожный и автомобильный.

Поэтому было предложено перейти к практической деятельности и активизировать сотрудничество в развитии грузоперевозок по Южному маршруту Китай - Казахстан - Узбекистан - Туркменистан - Иран - Турция - страны ЕС.

При этом Узбекистан со своей стороны готов создать благоприятные условия как по ускоренной доставке грузов, так и по предоставлению тарифных преференций на перевозку грузов по данным маршрутам на взаимовыгодной основе.

В целях дальнейшего развития вышеперечисленных мультимодальных маршрутов в ноябре текущего года планируется подписание многосторонних документов на уровне министров транспорта стран-участниц и глав железнодорожных администраций.

Касательно развития Среднего коридора отмечено, что за 2022 год объем перевозок экспортно-импортных грузов Узбекистана увеличился в два раза, составив около миллиона тонн.

Несомненно, Узбекистан и далее продолжит активно развивать Средний коридор, в том числе с эффективным использованием портов Актау и Курык.

Отдельно  подчеркнут стремительный рост перевозок по маршруту Китай - Кыргызстан - Узбекистан, где объем перевозок в 2022 году увеличился более чем в семь раз, а его доля в общем объеме грузоперевозок Узбекистана со странами Азиатско-Тихоокеанского региона возросла с  одного процента в 2021-м до 13 процентов по итогам девяти месяцев текущего года.

С учетом сегодняшних трендов в области развития мультимодальных перевозок в регионе, а также обеспечения их конкурентоспособности на мировом рынке сделан ряд интересных предложений.

Во-первых, интегрировать существующую транспортную сеть региона в единую транспортную систему для превращения Центральной Азии в крупный ключевой транзитный хаб между Севером и Югом, Западом и Востоком.

Во-вторых, провести унификацию и гармонизацию технических стандартов и требований, в том числе путем создания единой цифровой накладной при мультимодальных перевозках.

В-третьих, напрашивается ускорение процессов цифровизации процедур таможенного оформления товаров и товаросопроводительных документов, таких как E-Permit, E-TIR, E-Transit.

В-четвертых, в целях создания более благоприятных условий как по ускоренной доставке грузов, так и предоставлению тарифных преференций перейти на перевозку грузов контейнерными блок-­поездами.

Для успешной реализации вышеперечисленных предложений актуальна инициатива Президента Шавката Мирзиёева, озвученная в ходе 75-й сессии Генассамблеи ООН, об учреждении под эгидой ООН Регионального центра развития транспортно-коммуникационной взаимосвязанности.

Сегодня мир вступил в эпоху глобальных трансформаций, несущих как вызовы, так и новые возможности. А потому правительства наших стран уделяют особое внимание развитию транспортной взаимосвязанности и новых транспортных коридоров, связывающих Восток и Запад через территории стран Центральной Азии.

Великий шелковый путь соединял четыре могущественных региона - Китай, Аравийский полуостров, Европу и полуостров Индостан через Центральную Азию.

Шли годы, века, тысячелетия… Территория Великого шелкового пути стала перекрестком цивилизаций, где сходились и распространялись по всему миру не только искусство и культура народов, но и мировые религии. Главное - Центральноазиатский регион был центром мировых рынков, местом притяжения интенсивного торгово-информационного обмена.

Ныне проводимые в странах нашего региона мероприятия способствуют формированию перспективных транспортных коридоров, охватывающих всю Евразию, а также возрождению былого величия Великого шелкового пути.

Аблай Камалов.
«Правда Востока».