Если несколько лет назад в нашей стране инклюзивное образование находилось в статусе педагогического эксперимента и при этом тысячи детей с инвалидностью оставались вне школьной системы, то сейчас оно принято в качестве модели. Более того, постановлением правительства «Об утверждении нормативно-правовых актов по инклюзивному образованию детей» от 12 октября 2021 года общеобразовательные учреждения открыли свои двери для детей с инвалидностью и особыми образовательными потребностями, обеспечив им декларированные равные возможности.
Возврат детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательные учреждения в форме инклюзии стал возможен благодаря тому, что в соответствии с данным документом в школах начали организовывать инклюзивные и начальные основные коррекционные классы с особыми условиями для передвижения учащихся и занятий в помещении. Поскольку (и на этом настаивают эксперты) чем раньше дети с инвалидностью будут интегрированы в обычные занятия, тем спокойнее протекает процесс адаптации других детей, разрешили прием в первый класс.
Таким образом, национальная нормативно-правовая база обеспечила конкретные возможности для более инклюзивных образовательных практик. В частности, утвержденная постановлением Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями» от 13 октября 2020 года Концепция развития инклюзивного образования в системе народного образования в 2020-2025 годах сформулировала задачи, решение которых позволит улучшить ситуацию с качеством образовательных услуг для детей с особыми потребностями в нашей стране, регулировать инклюзию в образовании в целом исходя из цели - добиться того, чтобы минимум 51 процент школ нашей страны был инклюзивным к 2025 году.
В традиционной системе образования детей с той или иной формой нарушения такие ребята получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах-интернатах. Поэтому в числе задач вышеупомянутой концепции - организация системы инклюзивного образования для обучения детей с особыми образовательными потребностями, а также реализация мер, направленных на обеспечение права каждого ребенка с особыми образовательными потребностями на получение инклюзивного образования.
Для справки: по данным исследования Всемирного банка, 3,5 процента всего населения Узбекистана от трех лет и старше имеют ту или иную форму инвалидности. Официально в 2022 году людьми с инвалидностью были признаны 845,3 тысячи человек, или 2,3 процента от общей численности населения. Из этого количества людей основная часть проживает в селе. Самый высокий процент фиксируется в Навоийской области (3,6 процента).
Сегодня об инклюзии в образовании говорится все больше, в том числе с точки зрения решения проблем образовательных учреждений, реализующих принципы включения в образовательный процесс детей с ОВЗ. Отмечается, что школы очень нуждаются в средствах альтернативной и дополнительной коммуникации, специальной мебели, пособиях и учебниках. Есть и другая проблема - родители детей с особыми образовательными потребностями не обладают достаточной информацией о возможности обучения своих чад в общеобразовательных учреждениях. Сложность и отсутствие прозрачности в процессе приема на учебу детей с особыми образовательными потребностями в образовательные учреждения приводят к разным формам коррупции.
По некоторым данным, в Навоийской области насчитывается более 1400 детей с инвалидностью в возрасте от семи до 18 лет. Понятно, что далеко не все ребята могут учиться в обычной школе. В современных общеобразовательных учреждениях темп обучения высок и подобным детям приходится сложно. Чаще всего у девочек и мальчиков с ОВЗ сниженная работоспособность, быстрая утомляемость. По этой причине уже после третьего-четвертого урока ребенку трудно сосредоточиться. Из общего числа детей школьного возраста на индивидуальном обучении находятся 777 учащихся, из которых 335 - девочки, с заболеваниями опорно-двигательной системы, зрения, слуха, речи, с умственной отсталостью. К их обучению привлечены 2172 преподавателя.
Еще 35 навоийских мальчиков и девочек с инвалидностью в этом году пошли учиться в обычные школы. Так, в Карманинском районе области четыре общеобразовательных учреждения приняли десять детей с проблемами со слухом и зрением, отсталостью в психическом развитии и с синдромом Дауна с первого по третий классы. В общеобразовательной школе № 5 города Навои сегодня обучаются в инклюзивном классе четверо первоклашек. На базе начальной школы в каждом из трех учебных заведений Нуратинского, Канимехского, Кызылтепинского районов в коррекционных классах учатся дети с особыми образовательными потребностями, в Хатырчинском районе - один. Надо отдать должное родителям этих мальчишек и девчонок, которые не стали создавать изолированную среду для своих детей, понимая, что им потом будет проще адаптироваться в социуме. И в этом не последнюю роль играют педагоги, чей уровень профессиональной подготовки и квалификации не должен порождать проблемы в обучении детей с особыми образовательными потребностями.
Эксперты уверены: от инклюзивного обучения выигрывают все участники образовательного процесса. Обучение среди обычных детей предоставляет возможность ребятам с ОВЗ перенимать необходимые социальные нормы и таким образом адаптироваться к социуму. Для здоровых детей присутствие в классе особых учеников дает возможность обрести опыт толерантности, внимательного отношения и заботы к другим людям. Так, развитие идей инклюзии укрепляет нравственное здоровье общества.
Как известно, чтобы создать адаптивную среду для обучения, воспитания и интеграции детей с различными отклонениями в развитии, а также детей, нуждающихся в лечении и оздоровлении и из семей социально уязвимых слоев, функционируют специализированные образовательные учреждения (школы, школы-интернаты).
Преимущественно это коррекционные и лечебно-оздоровительные учреждения, в которых дети с отклонениями в физическом или психическом развитии получают общее среднее образование. В соответствии с их познавательными возможностями также созданы условия, в том числе для формирования навыков самостоятельной жизни и развития творческих способностей.
В Навоийской области два таких образовательных учреждения - специализированные школы-интернаты «Нурли маскан» для незрячих и слабовидящих детей № 25 Карманинского района и для умственно отсталых детей № 36 Кызылтепинского района.
«Нурли маскан» в соответствии с постановлением Президента «О мерах по повышению качества обучения в специализированных школах-интернатах для незрячих и слабовидящих детей, а также дальнейшему совершенствованию их деятельности» от 18 апреля 2022 года прикрепили к МВД республики с целью поэтапного улучшения условий в них, а согласно постановлению правительства от 14 августа этого года определили создание в данных школах-интернатах специальных учебно-производственных предприятий для обучения и приобретения воспитанниками профессий.
Концепцией развития инклюзивного образования в системе народного образования в 2020-2025 годах предусмотрено поэтапное обеспечение школ-интернатов специальным оборудованием для адаптации и интеграции детей с особыми образовательными потребностями.
- Наша школа-интернат, в которой сегодня обучаются 138 учащихся, создана в октябре 2013 года, - рассказывает директор специализированной школы-интерната «Нурли маскан» для незрячих и слабовидящих детей № 25 Карманинского района Кобил Нуруллоев. - Им преподают 34 педагога. Для наших воспитанников созданы условия с целью их подготовки к жизни в обществе и продуктивному проведению свободного времени. В частности, в образовательном учреждении проводятся дополнительные занятия и внеклассные мероприятия для развития умственных, физических и творческих способностей учащихся, организованы 19 предметных, спортивных и профессиональных кружков, в которых занимаются 113 учащихся начиная с 4-го класса. В частности, 69 наших воспитанников регулярно посещают спортивные секции по футболу, волейболу, настольному теннису, легкой атлетике и баскетболу. Учитывая, что воспитание и реабилитация учащихся в школе-интернате проходят в дневное время, данные спортсекции работают даже в выходные дни.
Для учеников начальных классов также функционируют кружки «Юные математики», «Юные художники», «Выразительное чтение», «Юный программист», «Робототехника», в которых задействован 51 ученик. Учащиеся старшего возраста, желающие получить профессию, посещают кружки шитья, столярного, гончарного и парикмахерского дела, мягкой игрушки и изготовления цветов, кулинарии. Стоит отметить достижения наших воспитанников. Так, в 2020 году ученица Динара Нематуллаева заняла первое место в конкурсе среди чтецов стихов учащихся специализированных школ-интернатов, который проходил в городе Карши Кашкадарьинской области. В мае 2022-го воспитанники специализированной школы-интерната Дилшода Абдурашидова и Кахрамон Рамазонов заняли первое место в организованном МВД республиканском первенстве по легкой атлетике. В «Веселых стартах» команда школы-интерната заняла первое место, став в общекомандном зачете абсолютным чемпионом среди специализированных школ-интернатов страны. 7-9 ноября 2023 года приняли участие в первенстве республики по шахматам, шашкам и бегу среди воспитанников школы-интерната в Ташкенте. В ноябре нынешнего года наши ребята выступили на чемпионате республики по парашахматам, шашкам и легкой атлетике. Сабина Нурмуродова отличилась в настольной игре, Дилшода Абдурашидова повторила свой прошлогодний успех в беге.
В специализированную школу-интернат для умственно отсталых детей № 36 Кызылтепинского района учащихся принимают на основании решения и направления областной психолого-медико-педагогической комиссии. Сегодня здесь обучаются 250 учащихся из городов и районов Навоийской области. С ними занимаются пять логопедов. Со слов директора школы-интерната Отабека Тилавова, по результатам коррекционной работы занятия помогли и помогают многим учащимся исправить дефекты речи. В школе-интернате организованы три столярные, две швейные и одна кулинарная мастерские, оснащенные современным оборудованием. В этом учебном году в целях организации содержательного досуга учащихся и дальнейшего улучшения их физического и умственного развития, адаптации к общественной жизни, направления их в профессию организовали деятельность 16 кружков, включая вышивки, «Умелые руки», по цветоводству, театр кукол.
Жизнь в образовательных учреждениях для детей с особыми образовательными потребностями протекает познавательно и увлекательно, сочетая в себе реабилитацию, образование, воспитание и личностное развитие. Создавая таким образом целостную среду, обеспечиваются условия, необходимые для их интеграции в общество.
Дилфуза Гулямова.
«Правда Востока».