Институты гражданского общества должны быть активны и инициативны

    Мнение 5 августа 2021 802

    В нашей стране развитие негосударственных некоммерческих организаций на основе поддержки данной сферы стало одним из приоритетных направлений государственной политики.

    На этапе процесса модернизации страны важное место занимают институты гражданского общества. Поэтому осуществляется широкомасштабная работа по их дальнейшему развитию и всесторонней поддержке.

    Поскольку политические партии, органы самоуправления граждан, СМИ и негосударственные некоммерческие организации составляют основу гражданского общества, они имеют непосредственное влияние на повышение правового сознания, культуры и гражданской активности, обогащение национального и духовного мышления, защиту демократических ценностей, достижение культурных и просветительских целей. Создание в стране справедливого правового демократического государства и сильного гражданского общества - всеобщая приоритетная задача.

    Принятые за последние годы нормативно-правовые документы стали прочной основой свободного, устойчивого и системного развития в стране общественных институтов. Развивается и совершенствуется соответствующая инфраструктура - множество негосударственных некоммерческих, общественных организаций, объединений, фондов, профсоюзных организаций, политических партий, печатных и электронных средств массовой информации и других институтов гражданского общества, выступающих в посреднической роли между личностью, обществом и государством, помогающих защищать социальные интересы граждан.

    В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, принятой по инициативе главы государства, задача развития институтов гражданского общества, повышения их социально-политической активности определена как основное направление совершенствования государственного и общественного строя.

    Постановление Президента «О дополнительных мерах по государственной поддержке негосударственных некоммерческих организаций, обеспечению свободы их деятельности, защиты прав и законных интересов» от 3 марта 2021-го и Указ главы государства «Об утверждении Концепции развития гражданского общества в 2021-2025 годах» от 4 марта того же года стали логическим продолжением осуществляемой в сфере работы и открыли новую страницу в развитии гражданского общества на современном этапе.

    Главной их целью определены дальнейшее повышение роли негосударственных некоммерческих организаций, выступающих активными участниками и партнерами осуществляемых в стране реформ, защита их прав и законных интересов, расширение масштабов государственной поддержки и создание для них благоприятных условий.

    На основе этих документов с 1 марта 2021 года внедрен ряд льгот и созданы благоприятные условия для негосударственных некоммерческих организаций.

    В частности, общая сумма денежных средств и имущества, получаемых за один календарный год негосударственными некоммерческими организациями от иностранных источников, с уведомлением (для сведения) регистрирующего органа увеличивается с 20 до 100 базовых расчетных величин.

    Срок перерегистрации негосударственной некоммерческой организации, государственной регистрации ее символики сокращается с одного месяца до 15 дней. Документом определено, что при госрегистрации (перерегистрации) символик общественных объединений лиц с инвалидностью, ветеранов, пожилых граждан, женщин, детей госпошлина не взимается. Отныне обособленное подразделение негосударственной некоммерческой организации является юридическим лицом. При этом порядок постановки на учет обособленного подразделения отменяется и будет служить обеспечению его финансовой независимости и стабильности.

    Теперь негосударственные некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории области, района, города, поселка, кишлака и аула, являются территориальными негосударственными некоммерческими организациями. Для их госрегистрации взимается государственная пошлина в размере 50 процентов базовой расчетной величины.

    Согласно Указу определены целевые показатели для ряда ННО. В частности, увеличены объемы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в виде субсидий, грантов и социальных заказов не менее чем в 1,2 раза в 2021 году и в 1,8 раза - в 2025-м.

    В данное время в стране наряду с государственными органами около десяти тысяч ННО ведут эффективную деятельность на основе принципов социального партнерства для осуществления стратегически важных целей.

    Ставится задача доведения числа членов Национальной ассоциации негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана до десяти процентов по отношению к общему количеству действующих ННО в 2021 году и до 30 процентов - в 2025-м. Также предусматривается обеспечение общего количества предложений, внесенных ННО вышестоящим организациям по совершенствованию законодательства, до 1000 в 2020 году и до 5000 - в 2025-м.

    Планируется выделение общественным фондам по поддержке ННО и других институтов гражданского общества при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента средств в размере 16 млрд сумов в 2021 году и 70 млрд сумов - в 2025-м, а также переподготовка и повышение квалификации 50 руководителей ННО в 2021 году и 250 - в 2025-м в Академии государст­венного управления.

    Вместе с тем с 1 апреля этого года введен Индекс открытости деятельности ННО. По итогам каждого года на основе работы ННО, уровня социального парт­нерства, результативности выделенных субсидий, грантов, социальных заказов и других важных показателей деятельности будут определяться их рейтинги.

    Индекс открытости ННО формируется в установленном Общественной палатой при Президенте Республики Узбекистан, Национальной ассоциацией ННО Узбекистана и Министерством юстиции порядке. Его результаты будут публиковаться на их официальных веб-сайтах. Кроме того, на основе Индекса открытости станут формироваться списки (рейтинги) «топ-20 самых прозрачных негосударственных некоммерческих организаций» и «топ-20 самых активных негосударственных некоммерческих организаций».

    Будут определены меры по стимулированию ННО, внедривших стандарты прозрачности. Опыт осуществленной ими положительной деятельности станет распространяться среди широкой общест­венности. Вместе с тем будет оказана всесторонняя поддержка для укреп­ления материально-технической базы ННО. Предусмотрены меры по расширению их сотрудничества с госорганами и международными организациями.

    Принятие вышеназванных документов является важным фактором в деле дальнейшей активизации концептуальных процессов, развития всех систем институтов гражданского общества, выведения на качественно новый уровень работ, связанных с господдержкой ННО, повышения социально-политической активности представителей разных слоев населения, а главное - усиления чувства личной сопричастности граждан к процессам осуществляемых на местах реформ.

    Укрепление достижений, полученных в эпоху вступления Нового Узбекистана в очередное десятилетие, эффективность широкомасштабных реформ требует активности и инициативности не только от государственных органов, но и ННО и других институтов гражданского общества.

    Мы должны помнить, что усиление в стране общественного контроля и установление близкого и крепкого сотрудничества между государством и обществом приобретают особую актуальность. Вместе с тем государство и в дальнейшем будет поддерживать ННО и другие институты гражданского общества. Ведь сфере всегда требуются новый подход и особое внимание.

    Бахтиёр Машарипов.
    Первый заместитель председателя Национальной ассоциации
    негосударственных некоммерческих организаций Республики Узбекистан.