Инвестиционная привлекательность - ключевой фактор экономического роста

    Важнейшими векторами преобразований являются либерализация экономической системы, создание благоприятного инвестиционного климата. Очевидный результат проделанной работы - интерес мирового сообщества, в том числе в области открытия перспективных совместных предприятий. Об этом, а также о возможностях, предоставляемых сфере в республике, и многом другом - беседа с генеральным директором СП ООО «Silverleafe» Уильямом Даниелом ПАТТЕРСОНОМ.

    - Расскажите о деятельности вашей компании, ее истории и преимуществах.

    - С Узбекистаном нашу семью связывает долгая история. Еще в 1922 году прадед моей жены основал компанию в Стоунвилле, штат Миссисипи. Это предприятие называлось Stoneville Pedigreed Seed Company и занималось селекционированием хлопковых растений. В 1977-м его сын приехал в Узбекистан и привез сюда зародышевую плазму хлопчатника (совокупность наследственного материала, передаваемого организмом своему потомству через клетки, - Прим. автора). Так началось это плодотворное сотрудничество.

    Сам впервые приехал сюда в 1994 году с тестем, после того как он продал Stoneville Pedigreed Seed Company (теперь она принадлежит корпорации Bayer - крупной химико-­фармацевтической компании). Именно он в ту пору отвечал за все международные продажи и, побывав на разных континентах в 92 странах мира, производящих хлопок, назвал Центральную Азию любимым регионом. В частности Узбекистан, потому что узбекистанцы и южноамериканцы очень похожи во взглядах, принципах, подходе к труду.

    Мы принялись за работу над проектом по модернизации сельского хозяйства в респуб­лике. Но в то время, сразу после обретения Узбекистаном независимости, сфера не получала развития: не культивировалось ничего, кроме хлопка. И если б мы механизировали процесс его сбора, повысился бы риск увеличения уровня безработицы. Так что в итоге было решено и вовсе демеханизировать направление. Следовательно, наши услуги не были нужны, совместная деятельность прекратилась. Но лишь на время.

    Новый виток во взаимодействии про­изошел несколько лет назад. Нам поступило предложение о встрече от Чрезвычайного и Полномочного Посла Узбекистана в США Жавлона Вахабова. В ответ мы пригласили его к себе в штат Теннесси. В результате первая поездка посла на его должности за пределы Вашингтона оказалась как раз в Мемфис, где мы находились.

    По итогам этой беседы уже в марте 2018-го отправились в Узбекистан, чтобы комплексно оценить ситуацию, масштаб проводимых реформ. В том же году для осуществления проекта вместе с узбекскими партнерами создали совместное предприятие ООО «Silverleafe». В свою очередь правительство выделило земли на баланс СП в Пахтакорском районе Джизакской области. Процесс производства проходит в тесном сотрудничестве с коллегами по агросектору и при поддержке хокимиятов.

    С первого дня на вновь созданное узбекско-­американское предприятие легла большая ответственность: убедиться самим и заставить скептиков отойти от старых стереотипов в отношении инвестиционного климата в Узбекистане. Показать, что ситуация изменилась.

    Мировое сообщество в лице Международной организации труда, представителей ООН и дипломатического корпуса разных стран, ведущие банки, Министерство торговли США выбрали наш проект в качестве индикатора в оценке преобразований, происходящих в республике в последние годы.

    С тех пор мы работаем над модернизацией, внедряя цифровые решения в производство, становимся свидетелями исторически важных перемен. Например, в стране действительно искоренен принудительный труд. Это удивительное достижение за столь короткий промежуток времени.

    Наша цель - увеличить глобальное присутствие Узбекистана на международном текстильном рынке и тем самым удовлетворить спрос американских брендов, оптовиков и розничных торговцев через сети распределения заказов. В этом, уверен, основное наше преимущество и главный секрет успеха: стремимся внести и свой вклад в становление страны, где трудимся, одним из крупнейших текстильных поставщиков.

    Очевидно, что кардинальные изменения не претворяются в жизнь мгновенно. По­этому важен вопрос: реальны ли перемены? Или же они выражаются только на бумаге - в отчетах и документах?

    Как иностранный инвестор могу с уверенностью сказать: реформирование существующих систем действительно происходит.

    - Что подразумевает внедрение современных технологий в производство и каким образом вы его осуществляете?

    - Мы завезли из США сложное оборудование, которое передает сигнал спутнику, а информацию - в наш оперативный центр. В результате у меня на руках имеется цифровой отпечаток на каждый квадратный метр хлопкового поля. И значимость этого в том, что теперь можно показать западным брендам: в Silverleafe сбор сырья полностью механизирован.

    В Узбекистане пока используются двухрядный харвестер Case и четырехрядный John Deere. Мы же привезли шестирядный John Deere - единственный, который обладает описанной выше технологией.

    Так, чтобы доказать, действительно ли урожай собрали машины, обычно необходима верификация специалиста. То есть допускается человеческий фактор, а также тратится время. Но если процесс самостоя­тельно и автоматически совершает техника, все данные абсолютно достоверны. Поэтому сейчас в Америке мы используем исключительно сборщики данного типа.

    Подобные технологии применяются во всех развитых странах. Таким образом, государство имеет все возможности выйти на их уровень или даже вырваться вперед. Есть вероятность, что скоро появится мировой лидер в области цифровизации сельского хозяйства. И им может стать Узбекистан.

    Эта страна уникальна. В вашем распоряжении все звенья - выращивание хлопка, очистка и переработка, ткацкие фабрики. Здесь же материал красят, производят заключительную отделку - и он готов к экспорту. Такой системы нет в США, Австралии, Бразилии, Вьетнаме, Камбодже…

    Подводя итог, если посмотреть на имею­щуюся базу, лидерство - достижимая задача для Узбекистана, если еще больше модернизировать сферу и внедрить в нее последние достижения в области цифровых технологий.

    - Хлопок не единственное направление, в котором работает Silverleafe. Чем еще занимается компания?

    - Да, мы не остановились на культивировании хлопка. Напротив, используем все возможности, которые предоставляет государство.

    Так, недавно приступили к реализации перспективного проекта, связанного с павловнией. Уже посадили 200 тысяч единиц в питомнике, а затем, когда растения наберут силу, планируем пересадить их, создав таким образом достаточно крупный лесной массив.

    Уверен, инициатива окажется успешной. Древесина павловнии весьма востребована. Обладает рядом уникальных качеств: выдерживает большие нагрузки в плане сгибания, поэтому зачастую из нее делают музыкальные инструменты и мебель. Этот материал плохо впитывает влагу и его трудно сжечь. Так, в Китае из павловнии изготавливали ларцы, и если сгорал весь дом, сундуки оставались целыми. Еще один плюс - большая скорость роста. А если спилить дерево под основание, оно будет вырастать вновь и вновь порядка восьми раз, не меняя свойств.

    Наша компания выступила с предложением о реализации данной инициативы по высадке павловнии на постоянной основе (каждый год): чтобы плантации разрастались, а вместе с тем привлекали все большее число экспортеров, потенциальных покупателей. В планах посадить в следующие семь - десять лет где-то полтора-­два миллиона деревьев, чтобы создать устойчивый лес, который сможем точечно вырубать. Это вызовет скачок в развитии мебельной промышленности Узбекистана. Таким образом можно создать и стабильную программу лесопользования.

    Кроме того, мы работаем в области садоводства. Сюда входят выращивание высокоценных интенсивно растущих пищевых и декоративных растений, маркетинг и реализация урожая. В этом плане особенно многообещающими на данном этапе представляются косточковые - вишня, слива, абрикос, персик.

    В Узбекистане растут очень хорошие виды, отличающиеся качеством и, конечно, вкусом. Но чтобы прибыльно экспортировать товар за рубеж, необходимо получить сертификаты, сделать продукт полностью отвечающим запросам потребителя. Поэтому в сотрудничестве с несколькими компаниями Калифорнии, а также с кампусом Калифорнийского университета изучаем существующие сорта для выведения новых, соответствующих международным стандартам.

    Еще хотел бы отметить: окружающая среда, климат Узбекистана и долины Сан-Хоакин в США удивительно похожи. А что это значит? Мы можем воспользоваться имеющимися разработками, которые там внедрены в производство, и тем самым сэкономить огромные средства, добиться получения товара, полностью соответствующего выдвигаемым странами-­импортерами требованиям. Конечно, все эти системы необходимо адаптировать с учетом особенностей республики, но проект многообещающий. Тем более ситуация сейчас как никогда располагает к реализации данной идеи.

    Так, на протяжении достаточно долгого времени мы сотрудничали с калифорнийским производителем косточковых Family Tree Farms. Компания объявила, что в течение ближайших десяти лет перестанет выращивать вид в результате новых правил Агентства по охране окружающей среды США, которые делают процесс убыточным.

    И мне бы хотелось поговорить о парт­нерстве с ними здесь, в Узбекистане. Такая мощная компания (семь офисов продаж по всему миру, а также огромная база клиентов) способна предоставить выгодные условия для сотрудничества, а также помочь местным производителям улучшить технику, механизировать труд.

    Что еще важно? Правильная организация логистики. Сюда входят сбор урожая, сортировка, подготовка, упаковка в холодильной цепи, а затем и экспорт. Silverleafe примет участие в создании в стране инфраструктуры, коррелирующей с задуманными и намеченными местными предпринимателями проектами.

    Возможности имеются. Наше предприя­тие - партнер логистической компании Federal Express (FedEx), отделение которой намерены разместить здесь. Тогда появится возможность экспортировать фрукты и другие продукты быстро и с меньшим количеством поврежденного при транспортировке товара на гораздо большие расстояния.

    - Как вы считаете, что необходимо знать иностранным инвесторам и предпринимателям, которые только планируют начать свое сотрудничество с Узбекистаном?

    - Нужно понимать: здесь происходит много хороших перемен, инициативы встречаются с воодушевлением. Поэтому приезжать сюда необходимо не с целью учить кого-то или кардинально менять что-то, импортируя точную копию своей компании, находящейся за рубежом. Нет, следует учиться работать в команде, стремиться к новым знаниям, хотеть сделать сферу лучше.

    Для меня также важны открытость руководства государства, его понимание значимости бизнеса в благополучии страны в целом. Это доказал и состоявшийся в прошлом году диалог Президента республики с предпринимателями. Он показал, что страна, о которой мы слышали десяток лет назад, уже не та: Узбекистан стал новым во всех смыслах.

    Проблемы не просто поднимаются, а решаются. Например, долго стоял вопрос о высоких процентных ставках и о том, что многие кредиты - краткосрочные, а значит, невыгодные для предпринимателя. Ведь компании в среднем требуется не менее пяти лет на то, чтобы выйти в плюс. Однако большинство займов, выдаваемых сегодня на претворение бизнес-идей, не превышает трех лет. В рамках вышеупомянутого диалога лидер Узбекистана заявил, что будет продолжена работа, направленная на снижение инфляции, которая напрямую влияет на процентные ставки. Также создаются условия для выдачи кредитов на внутреннем рынке только в национальной валюте, конвертируя привлеченные банками средства в иностранной валюте в сумы. Проще говоря, повышение курса доллара или евро отныне не вызовет дополнительных затрат для предпринимателя. Главное, что изменилось, его престиж и положение в обществе.

    Меня всегда вдохновлял Питер Друкер. Он известен не только как экономист, публицист и один из самых влиятельных теоретиков менеджмента, но и как автор известной фразы: «Культура съедает стратегию на завтрак». Что это значит? Нельзя просто прийти и все изменить на свой лад. Наоборот, надо адаптировать производства, компании, представительства… Если вы приехали лишь с бизнес-планом, а он не соответствует культуре региона, эта идея - пусть даже и гениальная - не будет воспринята обществом. Ведь именно человек потребитель продукта, потенциальный покупатель.

    Мы стараемся проникнуться этой культурой. Наша команда - люди, знающие Узбекистан, живущие в этой стране и любящие ее. Поэтому уверен: проекты будут осуществляться, а жизнь людей - становиться лучше.

    Беседовала
    Сабина Алимова.
    «Правда Востока».

    Фото Музаффара Абдуллаева.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates