- Какое влияние оказала независимость на политику Узбекистана в сфере культуры, развитие разных видов искусства?
- Государственный суверенитет - важный реформирующий фактор нового общественного устройства, мировоззрения нации. Независимость открыла новую страницу в истории художественной культуры Узбекистана.
За небольшой исторический срок государство заложило беспрецедентно продуктивные основы для прогрессивного развития общества в XXI веке. Создан принципиально новый политический базис. Принята новая Конституция страны, зафиксировавшая стремление к построению правового демократического и гражданского общества. Определены приоритетные направления ее политического, социально-экономического и духовного развития страны.
Сотрудничество с международными организациями, установление дипломатических отношений со многими странами мира в качестве субъекта международного права предоставило новые возможности, позволило творческой интеллигенции Узбекистана не только глубоко ознакомиться с тенденциями современного мирового художественного процесса, но и представить достижения национальной культуры и искусства на мировой арене.
Важным историческим шагом в развитии современного искусства Узбекистана стала организация Академии художеств. В первые годы независимости преобразование общественной организации в государственную позволило обеспечить создание условий для творчества, бесперебойную деятельность в сфере подготовки кадров, совершенствования и укрепления материальной базы выставочной деятельности, изучения и пропаганды национального искусства, а также продвижения на международную арену.
Благодаря смене моделей и идеологических приоритетов в искусстве страны произошли благоприятные перемены. Философия национального искусства меняется на глазах. Пришла свобода художественного самовыражения. Государство оставило за собой экономическое обеспечение сферы.
- Как за годы независимости изменилось национальное искусство?
- Основные ориентиры политики в области культуры, на которых базируются современные эстетические поиски в искусстве Узбекистана, - симбиоз национальных и общечеловеческих ценностей. С момента обретения страной независимости новая эстетика как составляющая общей идеологии получает отражение в художественном облике городов республики и в формах искусства.
В нынешнем Узбекистане сформировалась плеяда талантливых скульпторов, среди которых И. Жаббаров, Р. Миртаджиев, А. Хатамов, Т. Таджиходжаев, У. Мардиев, А. Рахматуллаев, П. Подосинников, Б. Мухтаров, У. Ураков и другие. В своем творчестве они успешно сочетают работу над монументальными памятниками и созданием произведений станковой скульптуры.
Реформы в сфере позволили напрямую соприкоснуться с творческим опытом и авангардистскими проявлениями в современном мировом искусстве. В то же время идет естественный процесс формирования монументальной пластики как стремления к политической и государственной самоидентификации. Монументы Независимости и гуманизма, Скорбящей матери и Арка «Эзгулик» («Арка добрых и благородных устремлений») - символическое выражение устремленности государства к провозглашению стратегических приоритетов республики.
Современное градостроительство развивает традиции богатого наследия национального зодчества. Наряду с этим в стране возводятся высотные здания банков, гостиниц и офисов, в которых угадываются тенденции мировой архитектуры. Наиболее активно этот процесс протекает в столице - Ташкенте. Во многих сооружениях интерьеры оформлены настенными росписями ведущих художников страны.
Современная монументальная живопись Узбекистана, продолжая традиции предшествующих лет, отличается новыми тенденциями и тематическими предпочтениями.
В целом искусство и скульптура претерпели смену определенных стилевых приоритетов - от акцентированного внимания к традициям восточной миниатюры до попыток авангардистски нацеленных проектов. Весь этот полифонический набор художественной стилистики стал возможным благодаря новым историческим реалиям - открывшейся в годы независимости возможности свободного выражения пластических и философских идей.
- Из каких стилей и направлений состоит ландшафт искусства Узбекистана сегодня и каковы тенденции его развития?
- Академия художеств на всем протяжении своей деятельности содействовала развитию всех направлений в искусстве, по мере возможностей поддерживая творческие поиски и эксперименты, атмосферу свободного самовыражения.
Как уже неоднократно отмечалось арт-критикой, ландшафт искусства Узбекистана последних двух десятилетий состоит из такого стилевого спектра (речь идет преимущественно о станковой живописи, но характерно и для скульптуры и графики), в котором сочетаются разные, порой взаимоисключающие направления. В том числе академический реализм с элементами модернизации, метафоризация художественного языка на основе обращения к сегментам традиционной культуры, инновационные поиски в форме нефигуративного искусства, видеоарта или инсталляционных решений. Безусловно, такое расширение лексики и стиля национального искусства является индикатором продвижения вперед.
Опыт выставочной практики последних пяти лет показывает инновационный характер концептуальной презентации произведений современных мастеров прикладного искусства и идею визуального комбинирования сегментов традиционных видов ремесла и актуального искусства, что также должно стать предметом обсуждения при разработке дальнейшей стратегии выставочной политики Академии художеств.
В целях усиления теоретической подготовки студентов Национального института художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода важно расширить практику проведения встреч и мастер-классов с участием ведущих мастеров современного отечественного искусства и арт-критиков, привлечения для чтения лекций видных зарубежных художников и искусствоведов, организации выставочных проектов вне учебных программ и поощрения их авторов. Между тем у самих студентов тяга к новациям и творческим поискам достаточно сильна. У них немало инициативных предложений, которые необходимо изучать и поддерживать.
В целом за годы независимости мастерами искусств Узбекистана создано немало ярких, впечатляющих произведений, отражающих поступательную динамику жизни нашего общества.
Все очевиднее в работах проявляется индивидуальная манера изложения, что определяет особенность поэтики современного национального искусства, антология которого - уникальное художественное явление. Это со стороны Академии художеств ставит на повестку дня стратегии поддержки творческого процесса массу актуальных вопросов. Ответ на многие из них - создание Центра современного искусства, который постепенно становится сердцем его достойной и широкой презентации, поскольку хранит для будущих поколений лучшее из того, что создано художниками Узбекистана в исторически новую для нас эпоху.
- В своей книге-альбоме «Современная миниатюра Узбекистана» вы называете искусство «озоновым слоем», который предохраняет общество от многих негативных явлений, в том числе бездуховности и безнравственности…
- Через искусство трансформируются наиболее прогрессивные, передовые и инновационные идеи, мысли. Это происходит и в нашей стране, потому что через видение деятелей искусства современных процессов и их понимание общечеловеческих ценностей формируются мировоззренческие принципы нового поколения.
В период независимости Узбекистан объявил о построении гражданского общества, стремлении к социальной модернизации и открытости культурного пространства. В стратегии поддержки современного национального искусства наше государство исходит из того, что творческая деятельность художников составляет тот озоновый слой культуры, который позволяет двигаться обществу по пути к достижениям гуманитарных и либеральных ценностей.
Несмотря на определенные закономерные проблемы, возникающие в процессе становления и развития новой организационной структуры, тем не менее совокупность позитивных достижений сообщества мастеров изобразительного и прикладного искусства доказала ее жизнеспособность и нацеленность на творческое обогащение и дальнейшее развитие национального искусства.
Беседовала
Сабина Алимова.
«Правда Востока».