Если обратиться к истории, то первый поход великого полководца Амира Темура в Азербайджан начался в 1366 году. Войска Темура в тот год заняли Султанию, а затем вошли в Тебриз. Осенью Амир Темур направляется в Нахичевань и Карс. А затем доходит до Грузии и, наконец, до провинции Шахи. Завоевав эти земли, он возвращается в Карабах, чтобы провести зиму. Карабах считался резиденцией Темура.
Завоёвывая другие страны, Амир Темур оттуда привозил в Самарканд известных мастеров. То есть одной из целей Темура было превратить свою столицу в неповторимый в мире город. Темур провел в Азербайджане ряд восстановительных работ, в том числе перестроил стены Дербентской и Бойлаконской крепостей, соорудил в Арапсе оросительный канал. Семилетний поход Амира Темура напрямую связан с Азербайджаном. Феодальное государство, основанное Темуром (1370-1506 гг.), первоначально включало кроме Моваруннахра и Хорезма, Иран, Ирак, Азербайджан и северную часть Индии, которые были покорены в результате походов Темура в 1380-1402 гг. В годы правления Тимура земли, принадлежавшие его государству, были в основном разделены на четыре части и были отданы: Хорасан, Джурджан, Мозандаран, Сеистан (центром которого является Герат) Шахруху; западный Иран, Азербайджан, Ирак и Армения (центром которого является Тебриз) Мироншаху; Персия, т.е. южная часть Ирана (центром которого является Шираз) Умаршайху; Афганистан и Северная Индия (центром которого является Газны, позже Балх) как вассалу Пирмухаммаду.
Амир Темур не встречал сильного сопротивления в походе в Азербайджан, здесь он не устраивал массовых погромов, не разрушал города и села. Он провел ряд восстановительных работ в Азербайджане, в том числе, как было сказано выше, заново были восстановлены стены Дербентской и Бойлаконской крепостей. В Арапсе был построен оросительный канал.
Наряду с созданием централизованного государства великий правитель установил также внешнеэкономические и политические связи с другими странами. Культура, просвещение, устоявшиеся духовные ценности, процветавшие во времена Темура и Темуридов, до сих пор служат видению мира в целом, гуманизму, равенству и братству между людьми.
Но, к сожалению, тысячи шедевров искусства, созданных в это время, были увезены с родины в связи с завоеванием страны завоевателями в разные периоды истории. В результате они в настоящее время пополняют фонды многих зарубежных музеев и библиотек. Многие предметы декоративно-прикладного искусства, миниатюры и рукописи Темуридского периода ныне хранятся в зарубежных музеях. Они доказывают, какое значение в нашей богатой истории имели искусство и культура периода Темуридов. Конечно, если мы признаем, что эти памятники истории и культуры принадлежат всем тюркским народам, на наш взгляд, это не будет ошибкой, потому что это наше общее наследие. Потому что, можно сказать, еще одним свидетельством высокого развития прикладного искусства в период Амира Темура и Темуридов является создание произведений искусства мастерами и ремесленниками, привезенными из разных стран. В столицу Темуридов - Самарканд и другие города были привезены известные мастера из Ирана, Азербайджана, Турции, Индии и других стран.
Несравненный подъем в развитии гончарного искусства «сиркор» пришелся на конец XIV и начало XV века. В этот период появился новый тип гончарного дела, основанный на использовании местных изразцов, имитирующих импортированный из Китая фарфор. Хотя местные мастера не знали технологических секретов китайского фарфора, они достигли высокого художественного мастерства. Фарфоровая керамика производилась в различных городах Средней Азии и Ирана, в частности Самарканде, Бухаре, Шахрисабзе, Марве, Ургенче, Мешхеде, Герате, Кермане.
В период Темуридов отделка зданий резным камнем началась в Средней Азии с приездом сюда высококвалифицированных каменщиков из Азербайджана, Армении, Малой Азии и Индии, где основным строительным и отделочным материалом служил камень. Вместе с местными мастерами они создавали шедевры, тут обобщались традиции различных художественных школ. Но все-таки в основе этих работ лежало искусство местных среднеазиатских мастеров.
Орнаменталисты эпохи Темуридов умели мастерски размещать изображения птиц, цветов, мифических пернатых или оленей на поверхность плоских тарелок или простых чаш. Распространение живописной тематики в стране произошло под влиянием китайского фарфора. Образцом керамики Темуридского периода является самаркандская тарелка «сиркор» XIV-XV вв. с шестиугольной звездой, местным традиционным орнаментом и неярким узорчатым орнаментом, выполненным синей краской на белом фоне. Сцена в нем показывает отступление от копирования китайского фарфора и желание искать местные образцы декора.
В разные периоды истории наше национальное богатство покидало нашу страну по разным причинам. В частности, некоторые наши предметы искусства эпохи Темуридов хранятся в Национальном музее истории Азербайджана.
Бакинский государственный музей был основан в октябре 1920 года. В мае 1921 года в музее были открыты отделы археологии, истории, этнографии и биологии. Чтобы обогатить музейный фонд артефактами, азербайджанские специалисты приложили много усилий. Через два года после основания нового музея, то есть, в 1922 году, его посетило более 12 тысяч зрителей.
Как видно из названия Национального музея истории Азербайджана, он с помощью разных предметов, в том числе и предметов искусства отражает материальное и культурное наследие азербайджанского народа. В экспозиции широко освещается процесс истории развития народа Азербайджана с первобытных времен до наших дней.
В том числе в данном музее хранится следующая керамика Темуридского периода:
К примеру, тарелка с заостренными сторонами. Эта тарелка была подарена музею 29 июня 1961 года дагестанским народным художником Мундином Араби Джамалом. Размеры: 24 х 5,2 см. Иран, XV век. Блюдце темно-синего цвета. На нем три изображения драконов, одно из которых находится в центре блюдца.
На обратной стороне блюдца шесть маленьких рисунков, напоминающих цветки сакуры.
Другой пример, керамическая тарелка с двумя птицами. Это блюдо было куплено 20 марта 1925 года у Саида сына Мухаммеда. Оно имеет синий оттенок, напоминающий о китайской традиции. В середине тарелки изображены две птицы, нарисованные таким образом, как будто стремятся к цветам, лугам. Украшения на сосуде, еще раз подтверждают, что они относятся к Темуридскому периоду.
Еще один пример, керамическая тарелка из красной глины. Размеры: h-33 см, d-6 см. По кругу тарелки нарисована птица «Семург», в орнаменте на стенках тарелки также встречается эта фигура. Фон сосуда белый, а украшения нарисованы синим цветом. Тарелка экспонировалась на бывшей Всесоюзной выставке в Самарканде в 1969 году.
Кроме них, в музее собрана коллекция редких предметов узбекских мастеров XIX века, состоящая из более чем 260 экспонатов. Среди них предметы из абразивного материала, настенная вышивка, латунные и медные кувшины, покрытые бирюзовыми украшениями умывальные принадлежности, посуда из полудрагоценных камней, образцы оружия, одежды.
Национальный исторический музей Азербайджана также имеет богатую коллекцию монет разных эпох. Среди них особой гордостью музея являются серебряные монеты Темуридского периода, портрет бухарского эмира Саид Мир Абдул Ахад-хана (1885-1910). В левом углу фотографии имеется следующая надпись: «Английская фотография. Баку». Эта фотография, по-видимому, была сделана во время одного из визитов эмира в Баку.
Экспонатами специального фонда музея являются - дары эмира Бухарского - футляр для Священного Корана из позолоченного серебра, а также предметы, украшенные черной гравировкой, покрытые серебряной и золотой эмалью.
В заключение следует сказать, что немало материального и культурного наследия, связанного с историей Узбекистана, хранится в крупнейших музеях мира. Сегодня их изучают узбекские и зарубежные ученые. Искусство, культура никогда не выбирают язык и пространство. Их изучение продолжается вечно. Изучая наследие Узбекистана в музеях Азербайджана, можно почувствовать, что история, культура и традиции двух стран близки друг другу. И естественно, что эти данные послужат научным источником для многих новых исследований.
Дилафруз Курбанова,
Проректор по научной работе и инновациям
Национального института художеств и дизайна
имени Камолиддина Бехзода.