Качество следствия пропорционально уровню соблюдения прав личности

    Страна в фокусе 12 августа 2020 436

    Последние несколько лет развития Узбекистана свидетельствуют об исторических преобразованиях, где одна из основных целей - обеспечение прав человека. Осуществляемые реформы заложили фундамент нового подхода к организации правовых механизмов нашего государства. В их числе и реформы в судебно-следственной деятельности.

    Так, приняты меры по укреплению подлинной независимости судебной власти и гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, повышению уровня их доступа к правосудию, совершенствованию системы противодействия преступности и профилактики правонарушений, реализации принципа состязательности в судебном процессе, совершенствованию системы оказания юридической помощи и правовых услуг и другие.

    Это не полный перечень предмета реформ в сфере. Между тем права человека, особенно в области уголовного судопроизводства, не перестают быть объектом пристального внимания руководства страны. Системное изучение правоприменительной практики органов дознания и следствия, а также обращений граждан позволило выявить все еще присутствующие недостатки, которые связаны с уровнем качества следствия и вопросами обеспечения гарантий защиты прав и свобод личности. Это послужило основой для следующего решения главы государства - принятия Указа «О мерах по дальнейшему усилению гарантий защиты прав и свобод личности в судебно-следственной деятельности».

    Изучение задач, обозначенных в документе, позволяет судить о его ценности и концептуальности: направлены на улучшение деятельности по расследованию уголовных дел, обеспечение верховенства закона и принципа неотвратимости ответственности и дальнейшего совершенствования уголовно-процессуального законодательства с учетом передовых международных стандартов и ведущей зарубежной практики. Документ имеет комплексный характер и обращает внимание на самые острые проблемы, разрешение которых позволит обеспечить безусловное соблюдение прав и свобод личности, повышение качества производства процессуальных действий и доказывания в целом.

    Примечательно, что обозначенные меры направлены не только на совершенствование законодательства, регулирующего сферу уголовного судопроизводства, но и разработку и внедрение действительно действенных механизмов, обеспечивающих гарантии прав личности в уголовном процессе. Сложно в рамках одной статьи раскрыть все задачи, которые предстоят реализации согласно Указу. Обратим внимание на некоторые из них.

    Усиление гарантий прав и свобод личности в уголовном процессе. Здесь обозначены сложные и порой не всегда возможные в реализации меры. Но именно те меры, которые направлены на обеспечение прав и свобод личности. Речь идет о внедрении правила исчисления срока задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, и обеспечении его правом на защитника с момента фактического задержания. Это очень важное правило, направленное на всецелое обеспечение принципа «Права человека превыше всего», чем усиливается ответственность правоохранительных органов.

    Другая мера касается отдельных категорий лиц и заключается в отмене правила, не допускающего освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением лица, имеющего непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, - в отношении несовершеннолетних, инвалидов первой и второй группы, женщин и мужчин старше шестидесяти лет. А также установления запрета на применение в отношении несовершеннолетних, инвалидов первой и второй групп и лиц пенсионного возраста меры пресечения в виде заключения под стражу по делам об умышленных преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы и на срок не более трех лет, а также о преступлениях, совершенных по неосторожности, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы и на срок не более пяти лет. Тем самым мы видим проявление гуманизма государства по отношению к указанным лицам.

    Гарантии прав и свобод личности в уголовном процессе будут усилены и путем повышения требований к процессу доказывания, в том числе и к порядку производства ряда процессуальных действий.

    Например, принимая во внимание, что чаще всего угроза правам человека присутствует в деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вводится ряд правил, согласно которым:

    - получение заявлений, объяснений или показаний от подозреваемого, обвиняемого или подсудимого сотрудниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, будет проводиться с письменного разрешения дознавателя, следователя, прокурора или судьи, в производстве у которого находится данное уголовное дело, и только при участии защитника;

    - устанавливается запрет для работников органов доследственной проверки, дознания и предварительного следствия склонять лицо к совершению противоправных действий и обвинять его в совершении преступления, которое совершено в результате такого склонения. При этом результаты оперативно-розыскного мероприятия могут быть признаны в качестве доказательства в приговоре суда лишь в том случае, если они получены в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у лица умысла на совершение преступления, сформировавшегося независимо от действий работников правоохранительных органов или иных лиц, участвующих в оперативном мероприятии;

    - при наличии оснований для привлечения лица к участию в уголовном деле в качестве подозреваемого или обвиняемого (за исключением случаев, требующих проведения экспертизы или ревизии) запрещается допрашивать его в качестве свидетеля, а также получать от него какие-либо письменные или устные показания до разъяснения процессуальных прав подозреваемого или обвиняемого. К сожалению, ранее это была довольно распространенная практика, которая вела к грубым нарушениям прав человека;

    - запрещается вызывать в правоохранительные органы и допрашивать родственников задержанного подозреваемого или обвиняемого в случае отсутствия оснований для привлечения их в качестве участников процесса. Данное правило будет являться логическим продолжением принципа уважения чести и достоинства личности в уголовном процессе;

    - запрещается вызывать сотрудниками органов дознания и предварительного следствия в правоохранительные органы или допрашивать подсудимого, потерпевшего, свидетеля, гражданского истца, гражданского ответчика и других участников судебного процесса в рамках уголовного дела, направленного в суд для рассмотрения.

    Все указанные правила, с одной стороны, направлены на усиление гарантий прав и свобод личности в уголовном процессе и обозначение конкретных границ при производстве процессуальных действий. С другой, это будет означать повышение требований к качеству и своевременности следственной деятельности, усиление ответственности сотрудников органов дознания и следствия за принимаемые решения.

    Следующим немаловажным элементом усиления гарантий прав и свобод личности в уголовном процессе является обозначение мер, направленных на повышение роли защитника в досудебном производстве и расширение состязательных начал. В их числе: а) обязательность обеспечения лицу встречи наедине с адвокатом с момента его фактического задержания или завершения оперативного мероприятия, связанного с задержанием на месте преступления либо объявления ему постановления о признании подозреваемым до проведения процессуальных действий с данным лицом; б) обязательное участие защитника по делам лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении особо тяжкого преступления, а также лиц, в отношении которых рассматривается вопрос о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста. Участие адвоката-защитника не только направлено на обеспечение прав на защиту, но и будет служить своего рода гарантией повышения качества деятельности дознавателей и следователей.

    Внедрение новых процессуальных институтов. Данный аспект заслуживает отдельного внимания. Указом предусмотрено внедрение таких институтов, как соглашение о признании вины и депонирование.

    Соглашение о признании вины означает, что по некоторым категориям преступлений, если лицо явилось с повинной, чистосердечно раскаялось, активно способствовало раскрытию преступления и загладило причиненный вред, ему будет предоставлено право заключения письменного соглашения с органами дознания и предварительного следствия. В этом случае данному лицу будет назначено наказание, предусмотренное за данное деяние в сроке и (или) размере, не превышающем половины максимального наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса Республики Узбекистан.

    В чем преимущества данного института? Сегодня суды очень загружены за счет большого количества дел. Применение же упрощенных форм судопроизводства в случае заключения соглашения о признании вины будет способствовать снижению нагрузки судов. Но эта цель не является первостепенной.

    Главная цель - защита прав и свобод человека, независимо от того, каким участником уголовного процесса он является. Так, предоставляя право ходатайствовать о заключении соглашения сделки о признании вины, увеличивается диспозитивность уголовного процесса, которая выражается в предоставлении обвиняемому права действовать по своему усмотрению и выражать свое волеизъявление.

    Зарубежный опыт показывает, что диспозитивные начала в уголовном процессе возможны. Такая практика считается устоявшейся. К примеру, данный институт распространен в таких странах, как США, Англия, Франция, Германия, Польша, Беларусь, Украина. Соглашение о признании вины предусмотрено и в новых принятых кодексах Казахстана и Кыргызстана.

    Анализ практики производства ряда зарубежных стран по вопросам применения института соглашения о признании вины позволил выявить то, что судебное следствие по таким делам проходит значительно быстрее, чаще всего без строгого соблюдения всех необходимых формальностей. Судебное разбирательство начинается с того, что суд выясняет у подсудимого, признает ли он себя виновным. При утвердительном ответе дальнейшее производство, связанное исключительно с назначением наказания (судебное следствие не проводится, так как нет спора по обвинению), занимает в среднем 15-30 минут. На практике подсудимый признает свою вину приблизительно в 80-90 процентах уголовных дел. Если подсудимый отрицает вину, то судебное разбирательство проводится в полном объеме.

    Таким образом, налицо следующие преимущества: 1) процессуальная экономия, то есть сокращение времени, сил и средств, используемых для разрешения части уголовных дел и высвобождения их для производства по наиболее сложным делам; 2) приближение момента наказания виновного к времени совершения преступления в целях усиления предупредительного воздействия процедуры судопроизводства и уголовного наказания; 3) примирение сторон и оперативное восстановление нарушенных прав потерпевших.

    Другой, новый для нашего уголовного судопроизводства институт - институт депонирования. В контексте правовой дефиниции использование термина «депонирование» означает свидетельствование, дачу письменных показаний против кого-либо под присягой, допрос лица под присягой. Институт депонирования показаний знаком англосаксонскому праву на протяжении многих лет, а в последнее время получил распространение и в постсоветских странах. Это связано с тем, что суды при рассмотрении уголовных дел часто сталкиваются с проблемой обеспечения явки на судебное заседание свидетелей для их допроса под присягой.

    Анализ законодательства зарубежных стран показывает, что на процессе депонирования, как правило, должны быть депонент, его адвокат, судебный стенографист и другие стороны процесса, которые могут быть представлены лично или посредством представителей. Каждый участник процесса и его адвокат владеют правом быть при депонировании и задавать вопросы. Перед началом депонент при помощи стенографиста приносит ту присягу, которую принес бы, если бы давал показания в суде. Затем начинается прямой и перекрестный допрос депонента, стенографируемый или иным образом записываемый стенографистом.

    Главное в процессе депонирования - соблюдение процессуальных гарантий достоверности, полноты, согласуемости и допустимости доказательств - показаний свидетеля и потерпевшего как в ходе депонирования, так и при исследовании таких показаний в суде.

    Судебная практика свидетельствует: нередко ключевые свидетели, от показаний которых зависит решение по делу, по тем или иным причинам в суд не являются. Исходя из принципа непосредственности суд обязан откладывать судебное разбирательство и повторно направлять свидетелям и потерпевшим повестки. Но не всегда возможно по некоторым объективным причинам обеспечить явку свидетелей и потерпевших, например, по причине тяжелой болезни. Между тем показания этих лиц могут иметь важное значение для осуществления правосудия. В связи с этим Указом предусмотрено внедрение депонирования, то есть порядка закрепления судом на стадии досудебного разбирательства по уголовному делу показаний свидетеля и потерпевшего с участием сторон и по ходатайству подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, прокурора или адвоката при наличии оснований полагать, что более поздний их допрос может оказаться невозможным в силу тяжелой болезни или выезда за границу на длительный срок. Тем самым устанавливаются основания для производства депонирования показания, где цель данного производства будет важнее возможных рисков непосредственности и устности исследования доказательств в ходе главного судебного разбирательства.

    Разрешение этих и других задач, направленных на обеспечение безусловного соблюдения прав и свобод личности в уголовном процессе, позволит устранить недостатки в деятельности органов дознания и следствия. Таким образом, благодаря новому Указу Президента внедряется формула «Права человека = качество следствия».

    Умида Тухташева.
    Декан факультета «Уголовное правосудие» ТГЮУ,
    доктор юридических наук, профессор.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates