Документ определяет комплекс организационно-­правовых мер по повышению качества, оперативности, транспарентности и доступности, основой которых является безусловная реализация благородной идеи «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу».

Как известно, в стране поэтапно реформируется система оказания государственных услуг гражданам и предпринимателям, активно реализуются системные меры по созданию благоприятного инвес­тиционного и делового климата, устранению излишних бюрократических барьеров. В частности, в результате реформ, проводимых в данной сфере, упрощены более 70 государственных услуг, в среднем в два раза сокращены сроки и количество документов, необходимых для предоставления услуг, оказываемых цент­рами государственных услуг (ЦГУ).

Оказание электронных госуслуг жителям основано на принципе постоянного совершенствования путем устранения и упрощения избыточных административных процедур, уменьшения количества согласующих функций государственных органов, сокращения документов, устранения всякого рода волокиты при оформлении открытия тех или иных форм предпринимательской деятельности, что способствует в свою очередь экономии времени и средств заявителей.

Оттого важность трансформации госучреждений и механизмов оказания ими услуг в инструмент, служащий людям и решающий главные вопросы в соответствии с международными стандартами, невозможно переоценить. Это суждение стало лейтмотивом политики Нового Узбеки­стана, где во главе угла стоят человек и повышение качества его жизни. Чтобы добиться последнего, нужна комп­лексная система мер, в которой гражданам будет комфортно.

Особыми компонентами в этом плане стали расширение доступа к услугам, оказываемым правительством, и повышение качества их предоставления.

Сегодня ЦГУ превратились в необходимую точку взаимодействия узбекистанцев и госорганов. Через них соотечественникам оказывается более 150 видов услуг. Ключевая их цель - предотвращение коррупции и бюрократии посредством минимизации контакта между двумя сторонами.

Работа центров регламентирована и предсказуема по времени в условиях дружелюбной среды к людям. В нынешнем виде это своего рода смарт-офисы, в которых есть возможность получать сервисы в одно касание, а создание так называемой зоны комфорта для посетителей и включение новой локации самообслуживания повысили качественный уровень доступности и оперативности получения автоматизированных услуг, сыграв положительную роль в формировании имиджа государственного учреждения. Как следствие - прозрачность, объективность и отсутствие личного интереса при содействии в решении того или иного вопроса.

Между тем пока еще невысокий уровень охвата услугами, оказываемыми ЦГУ, а также неполная оцифровка необходимой информации в большинстве государственных органов свидетельствуют о необходимости дальнейшего трансформирования сферы, актуальности задач в данном направлении.

В этой связи принят вышеназванный Указ главы государства. Документ направлен на обеспечение деятельности государственных органов по оказанию государственных услуг физическим и юридическим лицам путем применения информационно-коммуникационных технологий, а также межведомственного элект­ронного взаимодействия.

Меньше бюрократии и больше возможностей

Печальной реальностью до настоящего времени являлось то, что в государственных и органах исполнительной власти на местах продолжали применяться устаревшие бюрократические процедуры, включая истребование справок в бумажном виде, которые можно получить посредством электронной системы, и незначительных для организации деятельности документов, сохранялась практика излишнего беспокойства граждан и субъектов предпринимательства. Все это сказывалось на эффективности и скорости работы.

Вышеназванный документ призван побороть данную проблему. Так, с 1 января 2022 года отменяется истребование государственными органами от населения, в том числе субъектов предпринимательства, сведений, подтверждающих некоторые факты, среди которых наличие лицензий, документов разрешительного характера и подтверждений о приеме уведомлений, выплаченные физическими лицами и полученные алименты, данные об окончании физическим лицом среднего специального, профессионального образовательного учреждения, диплом о высшем образовании и многое другое.

Вместе с тем теперь отменена необходимость предоставления копий финансовых отчетов, справок о подтверждении заработной платы физических лиц за последние 12 месяцев, справок о получении социальных пособий и пенсий.

Стоит отметить, что при этом в процессе оказания госуслуг физическим лицам при приеме на работу и выполнении иных административных процедур государственные органы и организации самостоятельно запрашивают у ответственных государственных органов и организаций вышеназванные документы и сведения через межведомственную интеграционную платформу системы «Электронное правительство», что исключает человеческий фактор. Таким образом, гражданину больше не придется тратить свое время и иметь дело с очередями в различных инстанциях.

Услуги должны быть доступными

Согласно данному Указу Президента с 1 ноября 2021 года по установленным законодательством государственным пошлинам, сборам и любым другим платежам за оказание госуслуг через ЦГУ или Единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ) к лицам, зарегистрированным в информационной системе «Единый реестр социальной защиты», а также к согражданам с инвалидностью I и II группы, применяется 50-процентная скидка (за исключением случаев обращения в целях предпринимательской деятельности или в качестве представителя юридического лица).

Также впредь в случае просрочки более чем на три рабочих дня услуг, предоставляемых через ЦГУ, информационную систему «Лицензия» и ЕПИГУ, 50 процентов госпошлин, сборов и любых других платежей, уплаченных за пользование услугой, возвращаются в течение одного рабочего дня по обращению заявителей.

В таком случае платежи возвращаются заявителю со средств внебюджетного фонда Агентства государственных услуг и взыскиваются АГУ с внебюджетных и других средств государственного органа или организации, просрочивших оказание услуги.

Это станет подспорьем для ускорения процесса работы госорганов, их взаимодействия с центрами. При этом важно отметить, что в любом случае оказание соответствующей государственной услуги заявителю осуществляется в полном объеме.

Помимо того, с 1 января 2022-го плата за оказание ряда услуг будет снижена, а для некоторых и вовсе отменена.

Размер оплаты за выдачу биомет­рических паспортов гражданам Республики Узбекистан для выезда за границу ранее был установлен в размере 1,2 БРВ, а теперь - 1 БРВ. За выдачу нового свидетельства о государственной регистрации субъектам предпринимательства взималась пошлина в размере 1 БРВ, отныне она будет составлять 20 процентов от БРВ. Сбор за включение в реестр частных агентств занятости, который раньше составлял 1 БРВ, теперь отменен.

Всегда на связи с населением

Впредь услуги будут предоставляться с использованием уникального номера по принципу «единого клиента». Так, согласно Указу на Министерство жилищно-­коммунального обслуживания совместно с Государственным центром персонализации, министерствами энергетики, по развитию информационных технологий и коммуникаций, Агентством по кадастру, АО «О‘zsuvta’minot» и заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 декабря текущего года возложено обеспечить привязку всех номеров в коммунальных сетях (газ, электричество, горячая вода, питьевая вода, канализация, отходы) к персональным идентификационным номерам физических лиц и идентификационным номерам налогоплательщиков - юридических лиц, внедрив таким образом предоставление услуг каждому лицу с использованием уникального номера по принципу «единый клиент».

Создается Республиканская рабочая комиссия по координации системы оказания государственных услуг населению и субъектам предпринимательства во главе с Премьер-министром страны.

Основными ее задачами объявлены организация и обеспечение сотрудничества между государственными органами и другими организациями в сфере оказания государственных услуг. Комиссия также будет проводить мониторинг, анализ исполнения законодательства в сфере государственных услуг, включая состояние оцифровки информации, используемой при предоставлении государственных услуг, и заслушивание отчетов органов, оказывающих услуги.

В срок до 1 ноября этого года будет обеспечена разработка новой версии Единой информационной системы идентификации пользователей системы «Электронное правительство» (OneID) и ее мобильного приложения. Данное решение направлено на увеличение доли онлайн-услуг и создание удобств гражданам. При этом планируется предоставление возможности удаленной идентификации, подтверждения лица посредством мобильного телефона при пользовании госуслугой, отправки SMS-сообщений абонентам о статусе оказания услуг.

С 1 января 2022 года не менее 20 процентов средств, поступающих на счета государственных органов и организаций, ответственных за оказание государственных услуг, от госпошлин, сборов и любых других платежей, будут направляться на развитие информационных технологий и оцифровку документов, хранящихся в бумажной форме.

Также подписанным документом утвержден Перечень государственных услуг, внедряемых поэтапно через центры государственных услуг и ЕПИГУ. Согласно ему с 1 января следующего года оформление и выдача ID-карты гражданам Респуб­лики Узбекистан, лицам без гражданства и иностранцам, постоянно проживающим на территории республики, и биометрического паспорта для выезда за рубеж соотечественникам будут осуществляться также и через ЦГУ.

Впервые станет доступна услуга «история автомобиля». Ее внедрение запланировано в срок до 1 января 2022 года.

В скором времени через центры госуслуг будут осуществляться проведение аттестаций руководителей пресс-служб государственных органов и организаций, а также педагогических кадров дошкольных, общих средних, средних специальных, профессиональных и внешкольных государственных образовательных учреждений, перевод и восстановление учебы студентов вузов. А с 1 ноября 2022-го в центрах реализуется подача заявлений на прием учеников 5 классов в специализированные государственные общеобразовательные учреждения для углубленного обучения отдельных предметов.

***

Таким образом, проделанная за последние годы широкомасштабная работа способствует снижению временных и финансовых затрат граждан, повышению уровня их удовлетворенности деятельностью госорганов. В результате обеспечиваются хорошие шансы для ускоренного развития бизнеса и предпринимательства, успешного вложения средств в долгосрочные инвестиционные проекты. Для этого предпринимателям предоставляются необходимые для эффективного ведения бизнеса льготы и преференции, упрощаются административные процессы, над чем продолжают работать и агентство вместе с цент­рами государственных услуг.

Улугбек Мухаммадиев.
Директор Агентства государственных услуг
при Министерстве юстиции Республики Узбекистан.