баннер
Сайт работает в тестовом режиме
Лого Лого-пв-уз

    Медиаобразование: Почему оно необходимо и как помогает в повседневной жизни

    Все чаще, когда речь заходит об изменениях в образовании, можно услышать о необходимости формирования информационной культуры. В современном обществе это уже не столько набор прикладных знаний, позволяющих ориентироваться в медиатеках и компьютерных сетях, сколько определенный критерий развития личности.

    Инфокультура приобрела особое значение в последние годы, когда использование любых средств коммуникации и информации становится все менее безопасным. Об этом и многом другом рассказали специалисты сферы на конференции «Медиа и информационная грамотность», в которой приняли участие журналис­ты и редакторы отечественных СМИ, блогеры, юристы, депутаты Олий Мажлиса и не только. Организатором мероприятия выступил Университет журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана.

    Общепринято, что общеобразовательная школа готовит подрастающее поколение к непрерывному получению знаний, социальной жизни, ЗОЖ, общественно-политической активности и профессиональной деятельности. Однако все большее влияние на людей, особенно молодежь, оказывается в социальных сетях. Поэтому как никогда становятся важными медиаобразование и информационная грамотность.

    В первую очередь следует разобраться с терминологией. Если грамотность в широком понимании слова - не только умение читать и писать, но еще и способность делать это согласно установленным нормам, то медиаграмотность - умение понимать, анализировать текст и создавать его.

    - Благодаря настройкам алгоритмов, связанных с отслеживанием действий пользователей, определенная информация выводится на первый план, - говорит журналист, преподаватель, медиатренер Саида Сулайманова. - Человек оказывается незаметно окружен интернет-­фильтрами, которые лишний раз подтверждают его предвзятое мнение. Таким образом, они сокращают плюрализм и разнообразие идей из-за оплачиваемoго контентa (количество кликов). Такое некорректное использование данных пользователя в неизвестных ему целях представляет несомненную угрозу его конфиденциальности.

    Зашла речь и о fake news, которые представляют собой смесь из сплетен и конспирационных теорий. Фейки произрастают из дезинформации. Однако их сущность заключается в беспрецедентном стремлении навредить, поскольку возможности информатики делают медийную фальшь безграничной и распространяющейся по самым разным средствам массовой информации, а следовательно, «вирусной».

    Именно поэтому медиаобразование должно учитывать растущее влияние цифровых технологий, которые переступили через грань дозволенного. После безобидных действий вроде просмотра страниц и общения в чатах мы наблюдаем процесс добычи конфиденциальной информации с целью манипуляции и массивной дестабилизации.

    Слухи в социальных сетях

    Итак, медиаобразование вынуждено заново осмыслить как сами медиа, так и политические и этические принципы, являющиеся их основой. Необходимо пересмотреть роль соцсетей и дискуссий на социальных платформах, принимая во внимание постоянное расширение цифровой сферы, превращающее пассивную аудиторию в сообщество активных пользователей, которые обмениваются новостями и интерпретируют информацию. Слухи в интернете вовсе не безобидны, и к ним нельзя относиться с пренебрежением. Быстро распространяясь, они превращают частную жизнь в публичную, что неприемлемо для цивилизованного общества. Более того, противозаконно.

    - Социальные сети продвигают недостоверные новости, используя ложные аргументы для того, чтобы доказать: истина не так уж крис­тальна и прямолинейна, как кажется, - отметил модератор сообщества «Потребитель.уз» Эмиль Фахреев. - Отсюда термин «постправда». И все же влияние соцсетей еще недооценено, и мы отказываемся видеть в альтернативной правде замену традиционных источников информации. Ведь именно этот сектор интернет-общения возродил вечный спор относительно границы между объективным фактом и субъективным комментарием, который широко здесь используется.

    Цифровая безопасность

    Важной частью встречи стала тема цифровой безопасности, а вместе с тем и безопасности как таковой. Все мы знаем, что нельзя доверять незнакомцам. Никто не расскажет первому встречному всю информацию о себе. Но именно это нередко происходит на просторах Всемирной паутины. Сидя дома, мы думаем, что защищены. На самом деле в XXI веке онлайн-кражи - одно из самых частых преступлений. Это, к сожалению, становится актуально и для Узбекистана. Ведь на современном этапе в жизнь людей все с большей скоростью проникают инновации и технологии: электронные покупки и платежи, мобильный банкинг и видеокон­ференции.

    - Некоторым людям стали приходить сообщения с просьбой помочь в трудной ситуации. Мошенников отличает то, что они хотят исключительно денег. В таких случаях злоумышленники пользуются доверием близких и друзей абонента, придумывая самые разные истории, - поделилась спикер, преподаватель факультета журналистики Национального университета Узбекистана Дарья Османова. - Распространенный метод - сборы в благотворительные фонды и частные - на лечение. Хорошее дело, но все кардинально меняется, когда мы говорим о мошенничестве. Аферисты придумывают самые разные схемы для сбора денег. При этом конечный результат один: средства поступают на сторонний счет, а не идут на благое дело.

    Перед тем как сделать электронный денежный перевод фонду или частному лицу, проверьте детальные отчеты о поступлениях и тратах, информацию о том, на что уйдут средства, а также конечную цифру сборов. Честные организации расскажут о себе и своей работе. Мошенники же часто создают эмоциональный шум, не предоставляя подробной информации.

    Наибольшее внимание участники уделили так называемому фишингу. Термин образован от английского словосочетания password fishing (буквально «выуживание паролей») и в классической интерпретации означает введение пользователя в заблуждение при помощи поддельного сайта, визуально имитирующего сайт банка или иной интернет-­системы, предполагающей идентификацию пользователя.

    Главная задача злоумышленника - заманить пользователя на такой сайт-­ловушку и каким-либо образом убедить его сообщить идентификационные данные.

    Они используют, например, спам. Его идея заключается в том, чтобы напугать пользователя некими проблемами, требующими от него немедленной авторизации для выполнения тех или иных операций. В подобном письме имеется ссылка на поддельный сайт, причем визуально она обычно неотличима от настоящей. Более простая форма фишинга состоит в рассылке поддельных писем от имени банка или некоего провайдера услуг с просьбой уточнить номер счета, логин/пароль и прочие персональные данные, отправив их по указанному адресу.

    В последнее время все чаще сообщается о новой форме фишинга - выуживании у пользователя отсканированных копий его документов. В частности, имея ксерокопию паспорта и образец подписи, теоретически можно оформить кредит от имени пользователя. Получить отсканированные копии документов доверчивого гражданина несложно, например, прислать ему сообщение о том, что он выиграл в лотерею.

    Исследователь, аналитик и создатель

    Получается, соцсети и созданные в них фальшивки представляют тот самый случай, при исследовании которого требуется один из фундаментальных навыков - критическое мышление. Однако необходимо четко представлять себе специфику цифрового пространства: с одной стороны, это интерактивность, прозрачность и открытость, с другой - дезинформация и попытки повлиять на мнение пользователей.

    - Необходимо тренировать критическое мышление, - продолжает С. Сулайманова. - Нужно воспитывать чувство ответственности у молодых. Они должны задуматься о том, как используют соцсети, сознавать последствия тех действий, которые совершают в интернете и, самое главное, научиться воспринимать критику в свой адрес. Этика также играет в процессе образования важную роль.

    Чтобы это понять, можно попробовать примерить на себя три роли: исследователя, аналитика и создателя контента. Первый знакомится с фактами и медиа, второй занимается проверкой источников, скрещиванием данных и проблемой конфиденциальности, а третий стремится произвести собственный контент, оценивает последствия сделанного им выбора и принимает решение о его распространении.

    Это только кажется сложным, но если постоянно к любой сомнительной информации приступать с подобным планом, скоро это войдет в привычку. А еще так можно научиться перестать делиться личными данными с незнакомцами в мировой паутине.

    Сабина Алимова.
    «Правда Востока».

    Фото автора.

    No date selected
    June 2021
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates