Инфокультура приобрела особое значение в последние годы, когда использование любых средств коммуникации и информации становится все менее безопасным. Об этом и многом другом рассказали специалисты сферы на конференции «Медиа и информационная грамотность», в которой приняли участие журналисты и редакторы отечественных СМИ, блогеры, юристы, депутаты Олий Мажлиса и не только. Организатором мероприятия выступил Университет журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана.
Общепринято, что общеобразовательная школа готовит подрастающее поколение к непрерывному получению знаний, социальной жизни, ЗОЖ, общественно-политической активности и профессиональной деятельности. Однако все большее влияние на людей, особенно молодежь, оказывается в социальных сетях. Поэтому как никогда становятся важными медиаобразование и информационная грамотность.
В первую очередь следует разобраться с терминологией. Если грамотность в широком понимании слова - не только умение читать и писать, но еще и способность делать это согласно установленным нормам, то медиаграмотность - умение понимать, анализировать текст и создавать его.
- Благодаря настройкам алгоритмов, связанных с отслеживанием действий пользователей, определенная информация выводится на первый план, - говорит журналист, преподаватель, медиатренер Саида Сулайманова. - Человек оказывается незаметно окружен интернет-фильтрами, которые лишний раз подтверждают его предвзятое мнение. Таким образом, они сокращают плюрализм и разнообразие идей из-за оплачиваемoго контентa (количество кликов). Такое некорректное использование данных пользователя в неизвестных ему целях представляет несомненную угрозу его конфиденциальности.
Зашла речь и о fake news, которые представляют собой смесь из сплетен и конспирационных теорий. Фейки произрастают из дезинформации. Однако их сущность заключается в беспрецедентном стремлении навредить, поскольку возможности информатики делают медийную фальшь безграничной и распространяющейся по самым разным средствам массовой информации, а следовательно, «вирусной».
Именно поэтому медиаобразование должно учитывать растущее влияние цифровых технологий, которые переступили через грань дозволенного. После безобидных действий вроде просмотра страниц и общения в чатах мы наблюдаем процесс добычи конфиденциальной информации с целью манипуляции и массивной дестабилизации.
Слухи в социальных сетях
Итак, медиаобразование вынуждено заново осмыслить как сами медиа, так и политические и этические принципы, являющиеся их основой. Необходимо пересмотреть роль соцсетей и дискуссий на социальных платформах, принимая во внимание постоянное расширение цифровой сферы, превращающее пассивную аудиторию в сообщество активных пользователей, которые обмениваются новостями и интерпретируют информацию. Слухи в интернете вовсе не безобидны, и к ним нельзя относиться с пренебрежением. Быстро распространяясь, они превращают частную жизнь в публичную, что неприемлемо для цивилизованного общества. Более того, противозаконно.
- Социальные сети продвигают недостоверные новости, используя ложные аргументы для того, чтобы доказать: истина не так уж кристальна и прямолинейна, как кажется, - отметил модератор сообщества «Потребитель.уз» Эмиль Фахреев. - Отсюда термин «постправда». И все же влияние соцсетей еще недооценено, и мы отказываемся видеть в альтернативной правде замену традиционных источников информации. Ведь именно этот сектор интернет-общения возродил вечный спор относительно границы между объективным фактом и субъективным комментарием, который широко здесь используется.
Цифровая безопасность
Важной частью встречи стала тема цифровой безопасности, а вместе с тем и безопасности как таковой. Все мы знаем, что нельзя доверять незнакомцам. Никто не расскажет первому встречному всю информацию о себе. Но именно это нередко происходит на просторах Всемирной паутины. Сидя дома, мы думаем, что защищены. На самом деле в XXI веке онлайн-кражи - одно из самых частых преступлений. Это, к сожалению, становится актуально и для Узбекистана. Ведь на современном этапе в жизнь людей все с большей скоростью проникают инновации и технологии: электронные покупки и платежи, мобильный банкинг и видеоконференции.
- Некоторым людям стали приходить сообщения с просьбой помочь в трудной ситуации. Мошенников отличает то, что они хотят исключительно денег. В таких случаях злоумышленники пользуются доверием близких и друзей абонента, придумывая самые разные истории, - поделилась спикер, преподаватель факультета журналистики Национального университета Узбекистана Дарья Османова. - Распространенный метод - сборы в благотворительные фонды и частные - на лечение. Хорошее дело, но все кардинально меняется, когда мы говорим о мошенничестве. Аферисты придумывают самые разные схемы для сбора денег. При этом конечный результат один: средства поступают на сторонний счет, а не идут на благое дело.
Перед тем как сделать электронный денежный перевод фонду или частному лицу, проверьте детальные отчеты о поступлениях и тратах, информацию о том, на что уйдут средства, а также конечную цифру сборов. Честные организации расскажут о себе и своей работе. Мошенники же часто создают эмоциональный шум, не предоставляя подробной информации.
Наибольшее внимание участники уделили так называемому фишингу. Термин образован от английского словосочетания password fishing (буквально «выуживание паролей») и в классической интерпретации означает введение пользователя в заблуждение при помощи поддельного сайта, визуально имитирующего сайт банка или иной интернет-системы, предполагающей идентификацию пользователя.
Главная задача злоумышленника - заманить пользователя на такой сайт-ловушку и каким-либо образом убедить его сообщить идентификационные данные.
Они используют, например, спам. Его идея заключается в том, чтобы напугать пользователя некими проблемами, требующими от него немедленной авторизации для выполнения тех или иных операций. В подобном письме имеется ссылка на поддельный сайт, причем визуально она обычно неотличима от настоящей. Более простая форма фишинга состоит в рассылке поддельных писем от имени банка или некоего провайдера услуг с просьбой уточнить номер счета, логин/пароль и прочие персональные данные, отправив их по указанному адресу.
В последнее время все чаще сообщается о новой форме фишинга - выуживании у пользователя отсканированных копий его документов. В частности, имея ксерокопию паспорта и образец подписи, теоретически можно оформить кредит от имени пользователя. Получить отсканированные копии документов доверчивого гражданина несложно, например, прислать ему сообщение о том, что он выиграл в лотерею.
Исследователь, аналитик и создатель
Получается, соцсети и созданные в них фальшивки представляют тот самый случай, при исследовании которого требуется один из фундаментальных навыков - критическое мышление. Однако необходимо четко представлять себе специфику цифрового пространства: с одной стороны, это интерактивность, прозрачность и открытость, с другой - дезинформация и попытки повлиять на мнение пользователей.
- Необходимо тренировать критическое мышление, - продолжает С. Сулайманова. - Нужно воспитывать чувство ответственности у молодых. Они должны задуматься о том, как используют соцсети, сознавать последствия тех действий, которые совершают в интернете и, самое главное, научиться воспринимать критику в свой адрес. Этика также играет в процессе образования важную роль.
Чтобы это понять, можно попробовать примерить на себя три роли: исследователя, аналитика и создателя контента. Первый знакомится с фактами и медиа, второй занимается проверкой источников, скрещиванием данных и проблемой конфиденциальности, а третий стремится произвести собственный контент, оценивает последствия сделанного им выбора и принимает решение о его распространении.
Это только кажется сложным, но если постоянно к любой сомнительной информации приступать с подобным планом, скоро это войдет в привычку. А еще так можно научиться перестать делиться личными данными с незнакомцами в мировой паутине.
Сабина Алимова.
«Правда Востока».
Фото автора.