С развитием интернета и социальных массмедиа публиковать разного рода сообщения стало легко. К тому же любая информация доступна для широкой аудитории. Однако это также привело к возникновению бесконтрольного распространения ложных сведений, поддельных новостей и непроверенных фактов. В такой ситуации фактчекинг становится ключевым инструментом для определения правдивости и достоверности информации.
Когда-то фактчекингом пользовались исключительно журналисты. Сегодня данный инструмент весьма полезен для копирайтеров, маркетологов, SMM-специалистов и всех, кто занимается подготовкой контента. Ведь неправильно указанная дата, неверный логический вывод или ошибка в имени человека могут привести к фатальным последствиям.
Более того, каждый из нас должен быть критичным и способным отличать правдивые источники от ложных. Обучение медиаграмотности и умение проводить проверку фактов являются существенными навыками в современном информационном мире.
Понятие «фактчекинг» перешло в новые медиа из традиционной журналистики исходя из принципов работы редакции, где редакционный фильтр считается неотъемлемым элементом деятельности журналиста. Данная технология обоснована этическими принципами, такими как независимость, объективность, беспристрастность и точность, соблюдение чего способствует появлению непоколебимого доверия к изданию и формированию безупречной репутации издания.
Факт представляет собой событие, подтвержденное надежными свидетельствами. У людей может быть разное восприятие одного и того же события, однако факты остаются неоспоримыми. Именно поэтому любые новость или сообщение должны пройти тщательную проверку.
Таким образом, искажение фактов рассматривается как нарушение принципов объективности и точности. Еще более серьезным является сознательное их искажение в ущерб независимости и беспристрастности. Крайне нежелательным считается создание умышленной манипулятивной конструкции.
Как фактоиды могут искажать реальность
В современных цифровых коммуникациях все более значимым становится понятие «фактоид» - несуществующий факт, который, будучи опубликованным, вызывает живую реакцию и оценку. А он в свою очередь оказывает влияние на восприятие мира и поведение людей. Фактическая правда становится менее важной, если эффект реален.
Понятие «фактоид» придумал американский писатель и журналист Норман Мейлер. Он использовал данный термин в биографии Мэрилин Монро, изданной в 1973 году, и описал как «факты, которые не существуют до появления в журнале или газете, создание которых является не столько ложью, сколько продуктом для манипулирования эмоциями большинства».
Не случаен тот факт, что Н. Мейлер придумал термин в ходе написания биографии голливудской звезды, ведь фактоиды часто используются в так называемой желтой прессе - изданиях, чей контент базируется на слухах, мнимых сенсациях, скандалах и сплетнях о жизни знаменитостей. Намеренное искажение информационной картины путем встраивания туда неподтвержденных фактов также является инструментом пропаганды.
Кроме того, люди в большинстве своем, следуя стереотипам, доверяют форме, не воспринимая критически суть. Если что-то было сказано по телевизору, то, казалось бы, это должно быть правдой, даже если в кадре ведущий популярного ток-шоу, а не журналист в полном смысле слова.
Таким же образом осуществляются актуализация и легализация разных явлений и событий. Неосознанно или расчетливо их встраивают в виде «подтвержденных» фактов в информационное поле, в итоге искажая всю картину. Этим методом активно пользуются пропагандисты, кибербойцы, сетевые тролли и другие манипуляторы.
Основной инструмент фактчекера - сомнение. Профессиональное недоверие предполагает тщательную проверку реальности. В данном контексте логика и методы фактчекинга в значительной степени совпадают с методологиями и технологиями, применяемыми в научных исследованиях.
Фактчекинг представляет собой эффективное средство противостояния разнообразным источникам дезинформации: газетным уткам, слухам, сплетням, домыслам, фактоидам, манипуляциям, техническим ошибкам, опечаткам и прочим видам недостоверной информации. Несмотря на мощность этого инструмента, увы, не всегда его умело используют те, кто работает в сфере массовых коммуникаций.
Узбекистан в борьбе с дезинформацией
Серьезное внимание распространению ложной информации стали уделять страны Центральной Азии, в том числе Узбекистан. На регулярной основе для журналистов организуются курсы по фактчекингу.
В этом направлении ряд проектов по всей стране реализуется национальными ННО, в частности, Центром переподготовки журналистов и Центром развития современной журналистики. В успешной организации этих тренингов и семинаров эффективно тесное сотрудничество с престижными международными организациями, ведущими фондами и центрами, в том числе ЮНЕСКО, Евросоюзом, USAID, Deutsche Welle, BBC Academy, Internews и другими.
Кроме того, для журналистов Центральной Азии каждый год организуются региональные конференции для обмена опытом по проблеме фактчекинга.
Согласно международному праву и Конституции Республики Узбекистан в новой редакции, честь и достоинство человека охраняются, а свобода мысли и информации может быть ограничена для защиты прав и свобод, чести и достоинства другого. Статья 100 Гражданского кодекса РУз гласит: гражданин вправе требовать по суду опровержение порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти.
Статья 6 Закона Республики Узбекистан «О защите профессиональной деятельности журналиста» гласит, что при осуществлении своей работы журналист обязан проверять достоверность подготавливаемых материалов и предоставлять объективную информацию, придерживаться принципа презумпции невиновности, а также уважать права и свободы, честь и достоинство личности.
Клевета как нарушение законодательства и преступление указана в статье 40 Кодекса РУз об административной ответственности и в статье 139 Уголовного кодекса РУз. Статья 40 КоАО определяет клевету как «распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений». Статья 139 УК РУз предусматривает наказание за распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений, совершенное после применения административного взыскания за такие же действия.
Клевета, то есть распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений, означает сообщение упомянутых выше сведений в любой форме (устно, письменно, по телефону или иным способом). Распространение порочащих сведений через СМИ и социальные сети является отягчающим обстоятельством.
«Заведомо ложных» - означает сообщение со стороны журналиста или блогера не существующих в реальности или фальсифицированных сведений. Распространение правдивых, но дискредитирующих личность сведений не несет признаков преступления. Суд, рассматривающий подобные дела, должен решить: являются ли сведения дискредитирующими измышлениями.
Согласно статье 40 КоАО, клевета влечет наложение штрафа от 20 до 60 БРВ. Повторное нарушение, совершенное после применения административного взыскания, является основанием для уголовной ответственности.
Как не дать себя обмануть
Есть некие общие правила проверки любой информации, особенно в интернете: убедиться в достоверности источника, изучить альтернативные мнения по вопросу, всегда читать дальше заголовка, который часто может быть кликбейтным. Его задача состоит не в том, чтобы максимально полно донести содержание статьи или новости, а просто заставить пользователя перейти на страницу, чтобы впоследствии получить доход от рекламы.
Итак, чтобы овладеть искусством фактчекинга, важно освоить несколько базовых правил и придерживаться их.
Проверяйте источник информации. Уделяйте внимание надежности и авторитетности новостных изданий. Лучше доверять известным и уважаемым информационным службам или общепризнанным экспертам.
Подтверждайте информацию. Если вы сталкиваетесь с каким-то утверждением, проверьте его точность в нескольких независимых и достоверных источниках. Если новость подтверждается в разных местах, вероятность ее достоверности выше.
Будьте критичными. Оценивайте информацию с точки зрения логической последовательности и здравого смысла. Если что-то кажется слишком сенсационным, неправдоподобным или противоречит уже установленным фактам, то, вероятно, нужно новость проверить более тщательно.
Используйте проверенные фактчекеры. Существуют специальные веб-платформы, которые занимаются фактчекингом. Проверьте прежде всего их выводы, чтобы убедиться в достоверности конкретного утверждения или новости.
Осознавайте предвзятость. Учтите возможные признаки предвзятости, которые могут влиять на информацию или толкование фактов. Имейте в виду политические, социальные или экономические интересы, связанные с источником информации или информационным каналом.
Проверяйте изображения и видео. Обратите внимание на возможность использования дипфейков или манипулятивного контента. Проверьте эти материалы на подлинность путем сравнения с другими источниками или проведения обратного поиска.
Подтвердите цитирование. Если информация содержит цитаты, особенно если они используются в качестве подтверждения фактов, удостоверьтесь, что они действительно присутствуют в источнике. Часто прямую речь вырывают из контекста или искажают.
Фактчекинг - это инструмент для поддержания достоверности и надежности информации, а также для защиты от ложных и манипулятивных новостей. Все мы в качестве потребителей и создателей информации должны прилагать максимум усилий, чтобы поддерживать высокие стандарты фактчекинга и способствовать правдивому освещению событий в современном мире.
Подготовила
Анастасия Боровикова.
«Правда Востока».