На расширенном заседании Совета безопасности 12 января текущего года Президент Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что важной задачей сегодня является обеспечение информационной безопасности страны. Глава государства заявил: если мы не возьмем в свои руки создание национального контента в информационной среде, не будем давать оценку происходящим в мире событиям с точки зрения национальных интересов, то создадим возможности для того, чтобы это делалось из-за рубежа. Отсюда следует: крайне необходимо сконцентрировать внимание на удовлетворении потребностей населения в достоверной и правдивой информации о происходящих событиях, повысить качество национального контента, расширять возможности для эффективной деятельности журналистов. Эти и многие другие актуальные вопросы - в фокусе внимания институтов гражданского общества Узбекистана.
По этому поводу на днях в столице представители экспертно-аналитических кругов, СМИ и ННО собрались за круглым столом, посвященным теме развития информационного пространства Узбекистана и его актуальным проблемам. В дискуссионном мероприятии также принимали участие представители госорганов, блогеры, зарубежные эксперты. Спикеры едины во мнении: гласность и свобода слова - незаменимые инструменты построения гражданского общества и эффективной реализации реформ.
Стоит отметить, что в последние годы наблюдается динамика развития отечественных медиа. О приверженности принципам гласности и свободы слова в стране говорится на высшем уровне. Так, поздравляя работников СМИ с профессиональным праздником в июне прошлого года, глава нашего государства назвал обеспечение свободы слова и права на получение и распространение информации неотъемлемой частью стратегии развития Узбекистана. По-настоящему демократическое государство всегда опирается на журналистов в преодолении проблем. Поэтому сегодня признается высокая роль журналистского сообщества в борьбе с коррупцией, несоблюдением закона, злоупотреблением должностными полномочиями со стороны госслужащих и другими негативными явлениями в социуме.
Сегодня ключевое значение стали иметь широкое информирование населения и мирового сообщества о ходе реализации реформ, осуществление общественного контроля за их исполнением. Благодаря появлению в отечественном медиапространстве открытости имидж Узбекистана на мировой арене значительно повысился. Отечественные СМИ привлекают внимание госорганов и общественности к актуальным проблемам на местах, побуждают руководителей всех уровней решать их сообща с народом.
О результативности принимаемых в данном направлении мер говорят цифры. Так, по итогам 2022 года Узбекистан занял 40-е место во Всемирном рейтинге открытости данных Open Data Inventory организации Open Data Watch (лучший показатель в Центральной Азии). Страна улучшает позиции за счет значительного роста показателей в таких направлениях, как правосудие и государственный бюджет. При составлении индекса учитываются и такие факторы, как цифровизация системы государственных закупок, создание онлайн-площадок, цифровизация деятельности органов судебной власти, обеспечение ее открытости. В целом за последние несколько лет медийный ландшафт страны претерпел глубокие преобразования: изменились форма подачи, содержание видеосюжетов, радиопередач, публикаций в печати и на интернет-ресурсах. Все чаще поднимаются острые темы, в том числе проблемы, волнующие население.
Многие эксперты отмечают позитивные количественные и качественные показатели в сегменте национального информационного пространства Узбекистана. Так, растет число зарегистрированных в Узбекистане СМИ. С 2016-го увеличилось на 41 процент. Тогда в стране действовало 1514 массмедиа, а в 2023-м показатель превысил 2100. Государство создало определенные условия для развития национального медиаконтента. В частности, был упрощен порядок регистрации СМИ, идет разработка информационного кодекса с учетом передового международного опыта.
За круглым столом спикеры отдельно затронули вопрос внешних информационных атак, участившихся в последнее время и вызывающих беспокойство среди широкой общественности. Подчеркнуто: в некоторых сообщениях, касающихся суверенитета нашей страны, искажают многие события из истории ее государственности. А подобного рода высказывания со стороны признаются народом Узбекистана неприемлемыми.
- Какова реакция граждан на события, происходящие сегодня в нашей стране и вокруг нее? Существует ли единый подход к пониманию национальных интересов в разных областях и достаточно ли источников информации, которые умеют правильно и доходчиво разъяснять людям суть того или иного вопроса? Сегодня как никогда важно сконцентрировать внимание на этих аспектах, - отметил политолог Камолиддин Роббимов. - Почему Президент в своей речи связал безопасность с информационным суверенитетом? Ответ прост: за любой военной акцией сегодня стоит напряженная информационная борьба. Чтобы в полной мере достичь свободы слова, необходимо работать с обществом, слушать людей и сообща находить решение проблем.
Сегодня публикации в массмедиа и соцсетях рассматриваются в качестве фидбека общественности на те или иные решения, принимаемые на разных уровнях. В то же время при рассмотрении факторов развития медиасферы следует обратить внимание на два важных аспекта: доверие и ответственность. Обратная сторона вопроса - низкий уровень восприятия информации населением и неспособность анализировать ее. Для этого необходимо формировать медиаграмотность.
Недавно в мире появился новый термин «информационное банкротство», означающий низкий уровень доверия к источникам информации. Так, результаты исследования Edelman Trust Barometer 2021 года в 28 странах показали подрыв доверия общественности к социальным институтам. Основным фактором послужил переизбыток информации в онлайн-медиа. Примечательно и то, что этот период пришелся на пандемию COVID-19.
Более половины населения планеты активны в социальных сетях, которые для многих являются основным источником информации. Миллионы неукоснительно верят таким сообщениям. В свою очередь профессиональные медиа активно борются за право быть главными распространителями информации, так как ложные тексты, содержащие искаженные факты, могут быть опасны для физического и психического здоровья, полноценного становления личности. Под влиянием не соответствующей реальности информации человек перестает понимать, где правда, а где ложь. Таким образом, низкий уровень медиаграмотности наносит урон безопасности не только конкретных людей, но и общества и государства в целом.
Проблема в том, что обыватель, как правило, не оценивает качество материала. Куда важнее для него просто получить информацию. А ее распространители соревнуются в быстроте подачи. Очевидно, что при этом теряется качество, а до аудитории нередко доходят фейки. Увы, передовые технологии только способствуют распространению подобных сообщений среди аудитории. Глобальный характер процесса информатизации, наблюдающегося сегодня во всем мире, а также динамичное развитие ИКТ и новых медиа выдвигают на первый план необходимость специальной подготовки людей в данном направлении.
Таким образом, ценность и важность свободы прессы, создание возможностей для наполнения медиапространства качественным контентом, изучение основ медиаобразования имеют особое значение в строящемся правовом демократическом государстве, где СМИ находятся под защитой Конституции. Основной закон Узбекистана служит гарантом соблюдения прав граждан на свободу мысли, слова и убеждений, поиск, получение и распространение любой информации, за исключением направленной против существующего конституционного строя и других ограничений, предусмотренных законом страны.
Евгения Юн.
«Правда Востока».