Министерство юстиции: необходимо решить проблемы с обеспечением земельных и жилищных прав

    Страна в фокусе 10 апреля 2021 1158

    Несмотря на строгие меры, принятые в последние годы для защиты прав собственности в стране, от населения продолжают поступать жалобы о нарушении жилищных и земельных прав.

    В частности, только за первый квартал текущего года в Министерство юстиции поступило около 50 жалоб на подобные противоправные действия, в которых гражданами в основном поднимаются следующие вопросы.

    1. Принудительное выселение граждан из частных домов по инвестиционным проектам, применяя законодательные нормы по аналогии, передача или «резервирование» земельных участков за субъектами хозяйствования для строительства многоэтажных домов без отмены прав на землю в установленном порядке.

    2. Изъятие земельных участков у собственника без предоставления ему равного земельного участка.

    3. Передача земли другим лицам без отмены земельных прав фермеров и владельцев фермерских хозяйств.

    Твердая позиция в отношении подобных негативных случаев Министерства юстиции как органа, ответственного за проведение единой государственной правовой политики, с учетом правовой оценки каждого из вышеперечисленных случаев заключается в следующем.

    1. О принудительном выселении граждан из частных домов по инвестиционным проектам, применяя законодательные нормы на основании схожести, передаче или «резервировании» земельных участков за субъектами хозяйствования для строительства многоэтажных домов без отмены прав на землю в установленном порядке.

    Статьи 70 и 71 Жилищного кодекса устанавливают правила выселения лиц, проживающих в государственном жилищном фонде (муниципального, ведомственного жилищного фонда и коммунального жилищного фонда целевого назначения).

    В этом случае выселение из занимаемого жилья в домах государственного жилищного фонда допускается по следующим основаниям:

    • дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу;
    • жилое помещение признано в установленном порядке аварийным или непригодным для проживания;
    • жилое помещение подлежит переоборудованию в нежилое.

    Выселение производится в судебном порядке.

    В этом случае так как собственником недвижимости является государство, то оно имеет право свободно распоряжаться своим имуществом.

    Жилье в жилищном фонде, принадлежащем гражданам, является частной собственностью, оно неприкосновенно и охраняется государством, как и другие формы собственности в соответствии со статьей 53 Конституции.

    Следовательно, оснований для выселения собственника из жилого фонда, принадлежащего гражданам, на основании статей 70—71 Жилищного кодекса недостаточно.

    Согласно статье 5 Гражданского кодекса также не допускается применение по аналогии норм, ограничивающих гражданские права и устанавливающих ответственность.

    В соответствии с Законом «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников» изъятие имущества, находящегося в частной собственности, осуществляется только при условии полного возмещения собственнику его рыночной стоимости, а также убытков, причиненных собственнику в связи с таким изъятием, если иное не предусмотрено законом.

    В связи с этим, изъятие частного жилья для государственных и общественных нужд должно производиться после возмещения соответствующего ущерба в соответствии с требованиями, изложенными в статьях 27—30 Жилищного кодекса и постановлении Кабинета Министров № 911 от 16 ноября 2019 года.

    При этом передача земельных участков от одного физического или юридического лица к другому в рамках реализации инвестиционного проекта не считается государственной и общественной необходимостью.

    Согласно статье 37 Земельного кодекса, изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд производится только в следующих целях:

    • предоставление земель для нужд обороны и государственной безопасности, охраняемых природных территорий, создания и функционирования свободных экономических зон;
    • выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Республики Узбекистан;
    • обнаружение и разработка месторождений полезных ископаемых;
    • строительство (реконструкция) автомобильных и железных дорог, аэропортов, аэродромов, объектов аэронавигации и авиатехнических центров, объектов железнодорожного транспорта, мостов, метрополитенов, тоннелей, объектов энергетической системы и линий электропередачи, линий связи, объектов космической деятельности, магистральных труб, инженерно-коммуникационных сетей;
    • исполнение генеральных планов населенных пунктов в части строительства объектов за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, а также в других случаях, прямо предусмотренных законами и решениями Президента Республики Узбекистан.

    В соответствии с резолюцией № 1993/77 Комиссии ООН по правам человека практика принудительных выселений обозначено как серьезное нарушение права на достаточное жилище.

    Согласно требованиям Земельного кодекса, изъятие земельных участков в интересах субъектов хозяйствования не является государственной и общественной нуждой, такой подход не имеет правовой основы!

    2. Вопросы изъятия у собственника земельного участка без предоставления приравненного к нему земельного участка или без соответствующей компенсации.

    Согласно земельному законодательству, в результате изъятия земельных участков для государственных и общественных нужд и сноса жилья возмещаются следующие убытки:

    • рыночная стоимость недвижимого имущества, находящегося на изъятом земельном участке;
    • рыночная стоимость права на изъятый земельный участок;
    • расходы, связанные с переездом, в том числе временным приобретением другого объекта недвижимости;
    • упущенная выгода физических и юридических лиц;
    • другие расходы и убытки, предусмотренные законодательством или договором.

    В этом случае компенсация предоставляется в следующих формах:

    а) денежные средства;

    б) передача другого объекта недвижимости в собственность;

    в) земельный участок;

    г) иные виды компенсации, предусмотренные договором.

    Собственникам по их выбору и по соглашению сторон предоставляется в собственность другое равноценное благоустроенное жилое помещение площадью не ниже социальной нормы площади жилья (16 кв. метров) и выплачивается рыночная стоимость насаждений либо выплачивается рыночная стоимость сносимых жилого дома, иных строений, сооружений и насаждений, а также рыночная стоимость права на земельный участок в полном объеме.

    При изъятии земельных участков физических и юридических лиц для государственных или общественных нужд не следует ограничиваться только лишь выделением земельного участка. На данном этапе следует учесть понесенные расходы собственника, а также разницу между выделяемым и изымаемым участком, исходя из их рыночной стоимости, которые в обязательном порядке должны быть выплачены в качестве компенсации.

    3. Вопросы передачи земли другим лицам без отмены земельных прав фермеров и владельцев фермерских хозяйств.

    Согласно статье 23 Земельного кодекса, предоставление (реализация) земельного участка, находящегося во владении, пользовании, аренде и собственности, производится только после изъятия (выкупа) данного участка в установленном порядке. В этих отношениях необходимо следовать установленным принципам и процедурам.

    В статьях 37 (изъятие, выкуп земельного участка для государственных и общественных нужд) и 38 (изъятие земельного участка при нарушении земельного законодательства) данного Кодекса определены основания и порядок изъятия земельного участка для государственных и общественных нужд, а также в случае нарушения земельного законодательства.

    Кроме того, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан № УП-5780 от 13 августа 2019 года полномочия по изъятию и передаче земельных участков сельскохозяйственного назначения от одних фермерских хозяйств другим переданы соответствующим Кенгашам народных депутатов

    Вместе с тем, вопросы законности решений Кенгашей народных депутатов могут быть рассмотрены в административных судах и признаны недействительными.

    Для сведения: незаконное изъятие земельных участков влечет административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.

    Все незаконные решения и действия могут быть оценены в соответствии с законодательством и рассмотрены в судах.

    Отдел по связям с общественностью Министерства юстиции