Одной из важнейших форм участия граждан в управлении государством является беспрепятственное осуществление ими своих избирательных прав. Право каждого гражданина участвовать в управлении государством посредством свободных и справедливых выборов определено в ряде международных нормативных документов по правам человека.
Сегодня в нашей стране ведется активная подготовка к выборам депутатов Законадательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и местные Кенгаши народных депутатов к которым прикован большой интерес мирового сообщества. Согласно статье 21 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через избранных представителей. Определено, что в основе государственной власти должна быть воля народа, которая должна находить себе выражение в периодических выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.
Прежде всего, определяя понятие «выборы», следует отметить, что выборы – это средство организации представительного органов власти, органов местного самоуправления и других структур посредством голосования. Реализация гражданами своего избирательного права является одной из важнейших форм их участия в государственном управлении. Демократический дух избирательного процесса напрямую зависит от свободы политических партий в стране, их политического престижа и внимания в жизни общества.
Создание избирательного законодательства в соответствии с международно-правовыми стандартами и требованиями, а также передовым зарубежным опытом имело большое значение в становлении демократического общества в нашей стране избирательной системы, нацеленной на достижение перспектив развития.
Все основные международные избирательные стандарты имплементированы в избирательное законодательство независимого Узбекистана. Исходя из этого, глава нашего государства четко раскрыл суть необходимости изучения избирательного законодательства передовых зарубежных стран и важность его практического применения: «Наша задача - реализовать собственную модель развития и обновления на основе накопленного опыта и передовой международной практики».
Демократические реформы в Узбекистане, а также растущее политическое правосознание граждан и гражданских институтов являются основой дальнейшего совершенствования избирательной системы.
Конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее совершенствование порядка проведения выборов и референдума», вступивший в силу 18 декабря 2023 года, является одним из документов, принятых с учётом мнения общественности.
В данном Конституционном законе определены новые нормы, касающиеся введения смешанной, то есть мажоритарной и пропорциональной системы выборов в Законодательную палату. Преимуществом смешанной избирательной системы является то, что она сочетает в себе самые передовые принципы нынешних мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, которые дополняют друг друга.
Нижняя палата нашего парламента состоит из ста пятидесяти депутатов, избираемых сроком на пять лет. В этом году впервые в истории нашей страны семьдесят пять депутатов будут избраны по голосам, отданным избирателями непосредственно кандидатам по одномандатным округам. Остальные семьдесят пять депутатов избираются на основе списка кандидатов, выдвинутых политическими партиями (то есть по партийным спискам), пропорционально количеству голосов, отданных за политические партии по единому избирательному округу.
Теперь на выборах депутатов в Законодательную палату избиратель голосует двумя бюллетенями: в первом - за конкретного кандидата, а во втором - указывает политическую партию по своему выбору.
Ранее гендерная квота, согласно которой женщины должны были составлять не менее 30 процентов среди кандидатов в депутаты, теперь увеличена до 40 процентов. При этом не менее двух из пяти кандидатов по последовательности в списке партии должны быть женщины. Раньше, при мажоритарной системе если ни один из кандидатов, выдвинутых политическими партиями, не мог набрать более половины голосов избирателей, это означало проведение повторного голосования и привлечение дополнительных расходов.
Кроме того, для того чтобы заполнить вакантные места депутатов необходимо было восстановить деятельность избирательных комиссий. Это было связано с привлечением тысяч людей в избирательные комиссии и приглашением избирателей проголосовать повторно.
Преимущество пропорциональной избирательной системы в том, что в таких случаях место выбывшего депутата занимает следующий кандидат по списку, указанный политической партией. Сформированные партиями списки доводятся до сведения общественности.
Самый важный субъект, находящийся в центре внимания во время выборов, – это избиратель. Весь процесс организован в его интересах. Поэтому избирательное законодательство и нормативные акты разрабатываются и принимаются, прежде всего, с точки зрения создания максимальных удобств для всех категорий избирателей. В том числе для лиц, имеющих инвалидность которым представлены все политические права и возможность пользоваться ими наравне с другими, в частности, прямо или через свободно выбранных представителей, эффективно участвовать в политической и общественной жизни, в том числе иметь право и возможность голосовать и быть избранными. Все это результаты постоянного внимания, уделяемого дальнейшему повышению человеческого достоинства, более широкому и полному обеспечению избирательного права в нашей стране.
Шухрат ДЖУРАЕВ,
Региональный представитель
Уполномоченного по правам человека
Олий Мажлиса Республики Узбекистан (Омбудсмана)
в Навоийской области.